• FRANT zOA29HuqRWcТеатр кукол «Франт» приглашает зрителей 24 марта 2017

    Муромский кукольный театр «Франт», исчезнув после новогодних представлений из-за простуды актёров, вновь подал голос. И в пятницу, 24 марта 2017 года в 18 часов, приглашает на Привокзальную площадь в ДК железнодорожников на единственный спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке».
    Цена билета 120 рублей. Заказавшим билеты предварительно в социальных сетях – скидка. Цена билета 80 рублей.

    Прокомментируй первым! Прочитано 173 раз Подробнее ...
  • 0Vinni Puh120 мудрых истин от Винни-Пуха

    История самого популярного сказочного мишки Винни-Пуха началась 21 августа 1921 года, когда писатель Алан Александр Милн подарил на день рождения своему сыну Кристоферу Робину плюшевого медведя. Мальчику тогда исполнился один год. С тех пор эта дата считается и днем рождения Винни-Пуха — нашего любимого сочинителя пыхтелок и ворчалок с опилками в голове.

    Прокомментируй первым! Прочитано 2141 раз Подробнее ...
  • LeninDlokadn.h2.gl6Ленинградцы-блокадники в Муроме. Часть 2, глава 6. Музыкальная школа

    «… меня интересует и в то же время трогает и еще больше удивляет, отчего это маленькие дети меня так обожают? Они бегут ко мне, ласкаются, и их ясные душонки тянутся ко мне, как к свету. А между тем, я сама их люблю такой же объективной, если можно сказать, любовью, какой люблю природу, включая их в элементы красоты и естественности жизни. Но может быть, они чувствуют, как я отношусь к их детской чистоте, стараюсь не мять хрупкую чуткость их психологии, не задеть, не уколоть. Я уважаю их детство и, может быть, они это чувствуют и бессознательно ценят».
    А.А.Епанчина «Воспоминания» Муром 2003. Стр. 89

    Прокомментируй первым! Прочитано 157 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Вторник, 14 Март 2017 21:02

Ленинградцы-блокадники в Муроме. Часть 2, глава 6. Музыкальная школа

Оцените материал
(2 голосов)

LeninDlokadn.h2.gl6Ленинградцы-блокадники в Муроме. Часть 2, глава 6. Музыкальная школа

«… меня интересует и в то же время трогает и еще больше удивляет, отчего это маленькие дети меня так обожают? Они бегут ко мне, ласкаются, и их ясные душонки тянутся ко мне, как к свету. А между тем, я сама их люблю такой же объективной, если можно сказать, любовью, какой люблю природу, включая их в элементы красоты и естественности жизни. Но может быть, они чувствуют, как я отношусь к их детской чистоте, стараюсь не мять хрупкую чуткость их психологии, не задеть, не уколоть. Я уважаю их детство и, может быть, они это чувствуют и бессознательно ценят».
А.А.Епанчина «Воспоминания» Муром 2003. Стр. 89

Пролог

Инициатором организации муромской музыкальной школы для детей пролетариата в 1918 году выступил Зворыкин Владимир Петрович (1888-1961). Регент Благовещенского храма, дирижер симфонического оркестра городского театра, руководитель хора в Доме учителя, преподаватель пения и музыки в различных учреждениях Мурома и теории в музыкальной школе 1949 года – это из памяти очевидцев. Образование получал в реальном училище Мурома и музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества.

Директором школы, по рекомендации Зворыкина В.П., был назначен слепой музыкант Валёнков Пётр Кузьмич (1877-1943). Школа имела богатый набор инструментов, конфискованных из богатых домов. Но из-за финансовых возможностей родителей просуществовала три года, потому что в неё принимали только детей рабочих и крестьян. В январе 1921 года числилось 250 учеников, но это был последний учебный год в школе. Для детей «бывших» путь в пролетарские художественные учебные заведения был закрыт, для них были доступны только частные преподаватели.

Слепой музыкант Валёнков П.К.

LeninDlokadn.h2.gl6 -21Валёнков П.К. родился в Меленках. В детстве потерял оба глаза, но виртуозно научился играть на гармони – подарке дяди. С 8 лет отправлен на обучение в Петербургское училище для слепых, в котором учили игре на различных музыкальных инструментах. По окончанию училища остался в нём и одновременно учился теории музыки и гармонии у профессора консерватории Я.Я.Витол (Язепс Витолс (Иосиф Иванович Витоль) – латв. композитор, критик, муз.педагог). В 1899 году, приехав к сестре, по случаю приезда в Муром столичного тенора Собинова Леонида Витальевича, аккомпанировал ему на концерте. С 1908 года работал в Петербурге тапёром в кинотеатре и музыкантом в оркестре.

В 1918 году от Гражданской войны и голода переезжает с семьёй из Петербурга в Муром. Знаком с Зворыкиным В.П. с момента приезда в 1911 году в отпуск к сестре. Как тесен мир и как невидимыми нитями паутины идей и дел тесно переплетены в нём судьбы людей разных поколений. По воспоминаниям Зворыкина, он высоко ценил профессиональные советы Валёнкова. А Пётр Кузьмич, переехав в Муром, параллельно успевал работать в нескольких местах. Драмтеатр, кинотеатр, детдом, руководитель хора в приёмнике распределителе. Столовая № 1 Ленского, ресторан «Повар». Клуб «Динамо», клуб ОГПУ, клуб «Красных бойцов, руководитель муромского радиоузла. Без его участия не обходился ни один городской концерт или выступление солистов.

Директор музыкальной школы Епанчина А.А.

О ком-то скажешь: «Родился, учился, женился…», ну и парочку привычных слов об успехах с достижениями, а больше и сказать нечего. А про Анну Алексеевну, и таких людей на моём пути можно по пальцам пересчитать, те же казённые слова наполняются эмоциями и вырываются из уст только в превосходной степени. Легендарная личность. Вершитель человеческих судеб в отдельно взятом городе. Полвека посвятила себя не только музыкальному просвещению, но и морально-нравственному наполнению своих учеников и знакомых. К ней притягивало не только как к профессионалу, учителю, но и как к человеку, от общения с которым заражаешься созидательными мыслями. Внучка адмирала, дочь тайного советника, выпускница консерватории – это ещё не суть мировоззрения – это только титул. О воспитании и обучении дворянских детей от Митрофанушки в семье Скотининых и Простаковых Фонвизина до Алексея Турбина Булгакова, от Стёпки-балбеса Салтыкова-Щедрина до князя Андрея Болконского Льва Толстого классиками русской литературы написано много.

Но одно дело искать идеальных героев в литературе, и совсем другое жить с ними в одном пространстве, с их помощью расширять свой кругозор. Анна Алексеевна «вписывала» своё мировоззрение с элементами порядочности, человечности, высокой нравственности ежедневно в души своих учеников. Есть хорошая поговорка: «Рыбак рыбака видит издалека». Талантливый, трудоспособный человек, требуя от других, требует, прежде всего, от себя, отсюда его окружают только одарённые люди. Бездарь же всего и всегда требует от других. Пятёрка с плюсом на экзамене по гармонии в музыкальном училище в 1935 году стала для Анны Алексеевны стимулом к выбору профессии и поступлению в консерваторию. Встреча с ней детей Мурома открыла многим путь в профессию и мир музыки. И в памяти учеников она осталась добрым, щедрым, искренним оптимистом.

И именно природный оптимизм, воспитание в семье, церковь, вера в людей и поддержка сводной сестры Надежды Алексеевны с высланными в Муром обитателями Воскресенско-Покровского монастыря, подробности о которых нахожу в книге «Воспоминания», помогли не растерять душу от блокады, колхозных дрязг и заводской кутерьмы. «Одиночество и ощущение того, что ты никому не нужен, — самый ужасный вид нищеты», — говорила католическая монахиня Мать Тереза. Она была убеждена, что если голодного не накормит, больного не подлечить, а беспризорника не приютить, то человек никогда не будет счастлив. В Муроме перед Анной Алексеевной не захлопнули дверь, хотя лишний рот в военное время радости не вызывал; нашли приют на улице Советская, 35, помогли устроиться на работу в солдатскую столовую. Работа посудомойки тоже была не из лёгких, но ушли в прошлое и унижения в тамбовской деревне Моисеево-Алабушка, и грохот заводского цеха в Электростали. Да и перспектива «протянуть ноги» с голоду ушла на задний план.

В октябре она отправится на заготовку дров в Венец в ботинках на деревянной подошве и в старом салопе хозяйки квартиры Клавдии Ивановны Антоновой. В тот момент и в мыслях не было, что через месяц судьба повернётся к ней лицом. Она пишет, что кто-то доложил о ней заведующему отдела народного образования Наумову Николаю Васильевичу, а тот отправил её учить детей музыке в женскую школу № 12, часть классов которой располагалась в школе медсестёр по адресу Красноармейская, 27. А в это время в Горьком решалась судьба музыкальной школы. В записях Анна Алексеевна благодарит за поддержку в период становления школы Наумова Н.В. и председателя исполкома Языкова Сергея Михайловича. Но будет несправедливо пройти мимо ещё одного имени, первого секретаря ГК КПСС Москвина Василия Афанасьевича (1904 – 1948), который всю войну возглавлял горком, а значит и брал на себя ответственность за жизнь в городе и за его жителей. Тем более, что Лариса Васильевна Пронь, дочь Василия Афанасьевича, вспоминает слова благодарности Анны Алексеевны в адрес её отца за помощь в выживании.

Если о расправе с обитателями Воскресенско-Покровского монастыря в Гатчине Анна Алексеевна написала более-менее подробно, то о сложностях своего общения с властями не написала ни слова. Как в НКВД расправлялись с нарушителями спокойной жизни в стране, написано много. За колоски с поля, за опоздание на работу сажали на конкретный срок и по анонимным доносам не только на лесоповал отправляли, но и жизни лишали. У Анны Алексеевны проблем с НКВД, думаю, было немало.

Она назовёт «фантастически смелым и непродуманным» бегство из Электростали 7 сентября и прибытие в Муром 9 сентября 1943 года. Сбежала в военное время с военного завода, под вымышленной фамилией. И, думаю, не могла не попасть под прицел органов. К тому же её устроили работать в солдатскую столовую, а воинские части были под их пристальным вниманием. А когда не член КПСС будет утверждена в должности директора идеологического учебного заведения, то это вообще за гранью реальности. Кто ещё, кроме секретаря горкома, мог взять на себя ответственность за нарушителя многих статей закона и стать для неё Ангелом-хранителем? Подробностей мы уже не узнаем, но не случайно, через много лет, уже выйдя на пенсию, она назовёт это бегство безрассудным.

И это легкомыслие, а вернее её появление в нашем городе, обернулось не только неожиданным разворотом судьбы для Анны Алексеевны, но и ценным приобретением для Мурома. 9 сентября в 23 часа вышла из вагона на станции Муром 2. Трудоустроена в солдатскую столовую. В начале октября отправлена на заготовку дров. В ноябре уже сидела в классе женской школы № 12. 10 ноября Горьковским областным исполкомом принято решение за № 1982 об открытии в Муроме музыкальной школы, а 10 декабря приказом № 1 Муромского исполкома директором школы назначена Епанчина А.А. Для занятий выделены 2 комнаты на ул. Ленина, 17 в Доме пионеров, возродившим свою работу после большого перерыва.

На приемных экзаменах 31 января 1944 года было принято 56 человек по классу фортепиано (приказ №8 от 8 февраля 1944 года). 1 февраля 1944 года начались занятия. А потом начнётся жизнь, которая в моём воображении перекликается с жизнью моего земляка, Валёнкова П.К., только в разных временных рамках. Оба пианисты и высокого класса специалисты. Оба приехали из Петербурга – Ленинграда. Он возглавил музыкальную школу в Гражданскую войну, она – в Отечественную. В местах работы Петра Кузьмича после его смерти востребована Анна Алексеевна. Первые ноты для школы Анна Алексеевна приобрела у вдовы Валёнкова П.К. История пошла вверх по спирали?

В быту Анна Алексеевна была неприхотлитва, поэтому прошла по жизни с лозунгом – «довольствоваться только самым необходимым». В письме к двоюродной сестре из Электростали читаю про приобретение чайника: «Наш лозунг – «ничего лишнего», в том числе мое равнодушие к «суете мирской» и вражды к ненужным вещам получило полное удовлетворение». В начальном периоде жизни в Муроме будет «горбатый диван с кипятком по вечерам за 50 рублей в месяц», в 1947 году какое-то время проживёт в кладовке Дома пионеров, но детали этого периода остались не написанными. Только в 1963 году бытовые проблемы уйдут на задний план, потому что она получила двухкомнатную квартиру в «хрущёвке» на Московской, 37а.

LeninDlokadn.h2.gl6-13LeninDlokadn.h2.gl6-14

ФОТО: В гостях съёмочная группа Горьковского телевидения 18 февраля 1995 года и фотография 1994 года.

Двери этой квартиры будут открыты для всех. Мебели мало, но зато на стенах живописные композиции и фотографии родственников. Книги по всем стенам, старенькое пианино, огромное кресло с огромной собакой Лапочкой и уютное состояние. Обязательный атрибут – чай. Но этот быт будет утверждаться через 20 лет, а с конца 1943 до окончания войны будет сложный процесс организации учебного процесса и решения хозяйственных вопросов в школе. Не было музыкальных инструментов и нот. Было всего два старых рояля. Учителя, дающие частные уроки, отказались работать в музыкальной школе. Ноты Валёнкова П.К. мало подходили для первой стадии обучения.

В Доме пионеров» не было дров. Занимались в зимних пальто, в валенках, пальцы мерзли. Около роялей стояли печки-времянки и учащиеся, приходя на урок, приносили с собой по одному полену. Одним из «носителей дров» был будущий тесть будущего выпускника, педагога, парторга и директора музыкальной школы № 1 Чегодаева В.Л. – Петров Юрий (Рюрик) Серафимович. Уроки часто срывались или менялось расписание из-за многочисленных мероприятий Дома пионеров. Но оптимизма Анне Алексеевне не занимать. И зная её умение «из всего извлекать полезное и приятное», и заражать оптимизмом окружающих, нахожу подтверждение этому в письме от 9 января 1944 года подруге по музыкальному училищу:

«...успела переменить два места жительства и три места работы – завод, столовая (работала в ней кухонным мужиком), а теперь аз есмь Глазунов! Ей, Богу, так! Т.е. аз есмь директор здешней вновь открывающейся детской музыкальной школы. Посадили меня на это кляузное дело – ремонт тянется, каждый гвоздь, каждый кирпич или литр олифы - за всем ходишь, ходишь, как окаянный. Словом, уйма новых, незнакомых, сложных обязанностей и дел. А там еще рояли перевозить, педагогов нанимать. Кроме того, дрова, табуретки, лампочки и провода….(Pardon, но после тамбовских колхозов и завода я привыкла иногда невольно, но очень по-русски выражаться). Кроме того, в средней школе преподаю хоровое пение (довольно удачно) и веду хоровой кружок (очень неудачно, т.к. девицы не хотят петь на два голоса и работать над отделкой вещей и пр.). Зато теперь своей директорской властью купила для школы нот на 2000 р. и, надеюсь, когда все образуется, наиграться».

И ещё два письма привлекли моё внимание. 1 апреля 1943 года из Электростали она сообщает двоюродной сестре «о царских условиях жизни» в городской квартире с водопроводом, после ночёвок «на чьих-то крыльцах» в Алабушках.

«И все это – после деревенского рабства, диких условий, диких нравов и предрассудков. Знаешь, философы говорят, что человек сложное явление. И, несмотря на то, что я во многом изменилась, стала больше зубастой, настойчивой и решительной, но наряду со многим серьезным и грустным, я вполне сохранила свой неисчерпаемый оптимизм и известную долю легкомыслия».

Но не за «зубастость и известную долю легкомыслия», и с этим согласны все её выпускники – педагоги школы искусств № 1, а «за настойчивость, решительность и неисчерпаемый оптимизм» руководство города с заведующим отдела народного образования Николаем Васильевичем Наумовым, будущим зам.министра народного образования, отправляют Анну Алексеевну в дальнюю дорогу мира музыки и людской радости. И это подтверждает сама Анна Алексеевна письмом от 2 апреля 1944 года:

«Работа идет на всех парах. Готовились к смотру то целыми дням, то с прохладцем, ну, а последнюю неделю прямо захлебывались. В качестве скорой помощи меня пригласили готовить к смотру мужскую среднюю школу, там был хор, сольное пение, монтаж. В женской средней школе, кроме этого, были еще танцы сольные и массовые, физкультура, вольные движения. Нот, конечно, никаких, все пришлось аккомпанировать на слушок. Да еще одна девушка из 9-го класса разучивала «Думку Тараса» Мусоргского и потеряла ноты. Пришлось и ей аккомпанировать на память. В результате женская средняя школа оказалась на первом месте, а мужская – на втором. Теперь нас затаскали по концертам, причем, иногда в места, где нет рояля. А самый комический случай произошёл в Доме партийного просвещения. Была лекция. Затем начали концерт и обнаружили, что рояль заперт и ключа нет. Его безнадежно искали, даже предлагали ключи от квартир. В это время чтецы читали все стихотворения подряд, а певцы стояли с глупым видом, но рояль так и не удалось открыть. Петь пришлось «под сухую». Я от злости вспомнила весь тамбовский лексикон».

LeninDlokadn.h2.gl6-18LeninDlokadn.h2.gl6-17

LeninDlokadn.h2.gl6-1LeninDlokadn.h2.gl6-2

LeninDlokadn.h2.gl6 - 20LeninDlokadn.h2.gl6 -19

ФОТО: Дом политпросвещения, Дом пионеров (Дом учителя) на улице Ленина 20-е - 60-е годы и сегодня. Дом с мезонином на улице Губкина, 13 в 1949 и 2016 гг. Детская школа искусств на улице Филатова, 11 в 2014 году.

Становление и развитие школы

1944 год будет отмечен огромной текучестью учащихся из-за непонимания родителями и учениками процесса обучения, да и материальный вопрос был не на последнем месте. В сентябре, в связи с переходом Мурома во Владимирскую область, школа перейдёт в подчинение Владимирского областного отдела культуры. 1 февраля 1945 года на работу оформилась Писарева Мария Ивановна, и в тот же период в плане работы клуба училища связи на апрель 1945 года вижу имя Епанчиной А.А., как руководителя группы сольного пения. В апреле 1946 года школа приобретает первое «собственное» пианино, а 25 мая в школу поступил педагог-скрипач Усов Алексей Ефимович. Осенью 1947 года при детской школе открываются вечерние курсы для взрослых.

В ноябре 1948 года А.А. Епанчина покидает пост директора, в декабре рожает Сашу, а на должность директора утверждают А.Е.Усова. Анна Алексеевна остаётся педагогом по сольфеджио, музыкальной литературе, по классу фортепьяно и библиотекарем. В общеобразовательных школах, училище связи, городском драмтеатре, филиалах музыкальной школы и других коллективах, где требовался профессиональный аккомпаниатор или собеседник, Анна Алексеевна будет востребована долгие годы. Даже уйдя на пенсию, она будет продолжать обучать взрослых людей на вечернем отделении музыкальной школы.

С 1 февраля 1949 года на работу оформляется бывший регент, знаток хорового дела Зворыкин В.П., а весной школа переезжает в двухэтажный дом с мезонином на Губкина, 13 (бывш. пер. Мечникова), в которой школа проживёт 10 лет. И этот переезд Анна Алексеевна назовёт праздником, потому что большое количество комнат дало возможность вводить твёрдое расписание и групповые занятия.

Не меньшим праздником будет и переезд в 1959 году на улицу Железнодорожная (Филатова), 11 в только что построенное двухэтажное здание. В 1974 году в соседней трёхэтажке, там сейчас располагается кафе «Три звёздочки», поселится художественная школа. И два коллектива будут проводить совместные мероприятия. Дети - художники будут знакомится с миром музыки, а дети – музыканты любоваться творчеством художников. И некоторые ребята будут совмещать учёбу в «художке» и в «музыкалке». Утверждаю, потому что три художника-музыканта успевали не только проявлять свой талант и в своих общеобразовательных школах, но и играть в театральном коллективе «Контакт».

В 1950 году школа приобретает второе пианино и выпускает первых 6 учеников по классу фортепиано. С 1951 года приходят педагоги, которые составят костяк школы. Усов Георгий Александрович – сольфеджио, фортепиано. Куфтырёв Вячеслав Алексеевич - баян, аккордеон. В 1952 году приходит выпускник Ивановского музыкального училища и филологического факультета МГУ Владислав Петрович Рыбаков. Выпускники школы 16 (бывшее реальное училище), педучилища и музыкальной школы 1958 года, вспоминают его не только как педагога от Бога, но и как ходячую энциклопедию. В 1952 году открылся филиал школы на Вербовском, который с 1968 года стал самостоятельной школой № 2.

В 1953 году пришла Усова Тамара Гавриловна. В 1956 году стала руководить хором работников просвещения, который в 1962 году слился с хором Дворца культуры им. 1100-летия г.Мурома, слава о котором разнеслась за пределы области. В том же году было положено начало ансамблю скрипачей, который организовал и вел А.Е. Усов. Возникли первые ансамбли баянистов. С 1954 года в школе стали работать баянист Касьянов Николай Михайлович и виолончелист Костерин Виктор Андреевич. В феврале 1954 года школа отметила свое десятилетие, а в июне в Доме офицеров был дан большой концерт, посвященный 150-летию со дня рождения композитора Глинки. В 1955 году на работу пришли Петрунин Александр Григорьевич, Коротнева Татьяна Михайловна, Овечкина Римма Алексеевна, в 1958 году ряды педагогов вольётся Третьяков Константин Григорьевич. Перечисление этих имён делаю не только ради освежения памяти выпускников, но и потому, что в этих именах присутствуют мысли, эмоции и частичка души Анны Алексеевны, как хранительницы очага музыкальной школы.

LeninDlokadn.h2.gl6-7LeninDlokadn.h2.gl6-8

ФОТО: С учениками в 1945 году, с сыном на прогулке в 1950-е.

LeninDlokadn.h2.gl6-15

LeninDlokadn.h2.gl6-16

ФОТО: Саша за инструментом на Филатова в 1960-х, с верующими на территории Спасо-Преображенского монастыря 18 августа 1998 г.

В афишах, программках огромного количества концертов в городе, сёлах, на сценах других городов - почти везде присутствует имя А.А. Епанчиной . Музыкальные лектории, вечера памяти композиторов, встречи в школах обязательно сопровождались её игрой на фортепиано. И слушатели не просто слушали музыку, а начинали понимать её. Вступительные беседы Анны Алексеевны перед сеансами фильмов-опер, организованных городским отделм культуры с 1964 по 1977 год и куда водили школьников классами, заставляли зрителей смотреть фильмы её глазами, которая простым языком объясняла на что обращать внимание. И после этого дети начинали понимать оперу. Это не мои фантазии, а эмоциональная память зрителей тех сеансов.

Воспитывать сердцем

LeninDlokadn.h2.gl6-4LeninDlokadn.h2.gl6-3

LeninDlokadn.h2.gl6-5LeninDlokadn.h2.gl6-6

ФОТО: С трио: Валентином и Григорием Фейгиными - скрипка и виолончель, Орий Жуков - фортепиано 1966 год. С коллегами на фотографиях с 1955 по 1975 гг.

Это характеристика своего учителя ушедшей из жизни в апреле прошлого года Славянской Татьяны Алексеевны, которая видела в отношении Анны Алексеевны к окружающим не только мысли о будущем своих выпускников, но и заботу о моральном облике народа. А руководитель ансамбля «Мурома» Черников Александр Евгеньевич с восхищением вспоминает её мастерство: «Под ее пальцами звучала такое форте и пиано, что казалось сам автор исполняет свои произведения. В жизни я знал только двух женщин похожих друг на друга масштабом знаний и умений. Это Анна Алексеевна Епанчина и Елена Сергеевна Коншина. Всем, кто знал Анну Алексеевну, она останется образцом интеллигентности, доброты и человечности».

Нина Сергеевна даёт мне статью профессора Московского педагогического университета Г. Цыпина «Главная задача учителя – духовное развитие учеников» о друге семьи Епанчиных, выпускнице музыкальной школы, Владимирского музыкального училища, Московской консерватории, бывшей заведующей историко – теоретического отделения регентской школы при Московской духовной академии, а сейчас доценте музыкального факультета МГПУ Елене Евгеньевне Володиной:

«Наверное, многие согласятся с тем, что работа учителя музыки в школе к числу лёгких и престижных не принадлежит. Скорее наоборот, надо быть большим энтузиастом, чтобы сознательно выбрать эту профессию и оставаться ей верным на протяжении многих лет…
Ученики Володиной рассказывают, что им навсегда запомнились её уроки, её спокойная, дружелюбная, ласковая манера общения с молодёжью. Такое нечасто можно встретить в педагогическом обиходе. Потому-то занятия Володиной и оставляют глубокий след в памяти её учеников».

Читаю статью, а в мыслях крутится, как будто списано с портрета Анны Алексеевны. И Нина Сергеевна до недавнего времени считала Елену Евгеньевну её ученицей, пока не прояснилось, что она ученица учеников Анны Алексеевны: Гальцевой Татьяны Михайловны и Соловьёвой Ольги Николаевны. Подробности роста Володиной Е.Е. выясняю у педагога Владимирского музыкального училища Коншиной Елены Сергеевны:

«Какой учитель, такие и ученики. Сашу Черникова, Лену Володину не просто помню, а горжусь, что они были и моими учениками. Считаю, что они хранят традиции воспитания и обучения, заложенные Анной Алексеевной… Не помню дословно, что сказала Анна Алексеевна в одну из встреч, но смысл таков: «Я вхожу в число тех четырёх процентов населения, которые любят свою профессию». И её ученики продолжают передавать эту любовь своим ученикам».

Об отношении Анны Алексеевны с сыном Александром Александровичем к религии я узнавал из неспешных бесед о музыке, театре, этикете, родословной, от встреч в Благовещенском храме. В 9 лет она не только начала заниматься музыкой, но и петь с монашками в церкви Воскресенско-Покровского монастыря. И не только пела, но с монашками и сено убирала, и коров доила, и лошадей пасла. Одним словом – жила монастырской жизнью. И когда монастырь разоряли, а обитателей разогнали по ссылкам и лагерям, в число высланных попала и её сводная сестра - монахиня Надежда Алексеевна (Нянечка). Все тридцатые годы семья ждала ареста.

Биография была «пропуском» не только в ГУЛАГИ, но и к карьерной лестнице, в учебные заведения. И многие ради этого переписывали автобиографии, отрекаясь от родных, от своих корней. Анна Алексеевна не отреклась ни от своих убеждений, ни от связей с обитателями монастыря. Поэтому бегство из Электростали в Муром считаю не опрометчивым, как написала Анна Алексеевна, а адресным. Ибо только у сёстёр по духу она могла найти опору:

«Потом жизнь в Муроме среди сестер-монахинь «Покровки», рождение и детство Сашечки, потом «перевоз» Нянечки на Советскую 35 – это было уже не «стандарт». Сейчас мне 81 год и 5 месяцев – это тоже не стандарт. Нянечка умерла в 78 лет, мама – в 64 года, Варенька – в 29 лет, только папа умер в 83 года. Сейчас я живу хорошо – сил прибавилось после приема лекарств. Днем готовлю, хлопочу, а вечером в своем «кабинете» - чулане читаю большей частью. Дальше – что Бог даст!»

С перестройкой родилось понятие «новые русские», которые мораль возвели в ранг архаизма. Мне повезло общаться с «бывшими», учиться у них. Они не «казались», а «были»; не кичились своим происхождением, богатством, а отдавали себя полностью служению народу, конкретным людям. Мне сложно было бы представить её на поприще хозяйственника в пропитанное идеологией время, если бы сам не попадал в такие ситуации. Совмещать творческую работу с поисками гвоздей, олифы, дров и другими организационными вопросами сложно, но у неё хватило сил на самый трудный, организационный период с 1943 до 1948 года. Такой в моей памяти осталась Анна Алексеевна. И о деле, которому она отдала свою жизнь, читаю дневниковую запись от 27 января 1982 года:

«… и дело не умерло, а так разрослось. И это дает такое полное счастье и сознание, что жизнь прожита не зря. Свои выступления не записываю совсем, а делаю их по «методу» Чайковского – на ходу. Иду с Лапкой по магазинам, в Окский сад и думаю: что, как, и о чем буду говорить. Сегодня третий день председательствую на переаттестации педагогов, завтра предложено выступить на открытом партийном собрании, хотят мне поручить провести контрольную для педагогов-теоретиков. И так приятно быть среди своего коллектива уже 39 лет и чувствовать, что еще нужна».

Эпилог

LeninDlokadn.h2.gl6 - 22

 

ФОТО: Пианистка Епанчина А.А. среди участников спектакля "Слава" по пьесе В.Гусева в муромском Доме офицеров. Май 1947 г. Стоит вторая справа.

Человек живёт в памяти людей, пока живы результаты его дел. Не героическое прошлое и профессиональные качества Анны Алексеевны заставили и меня ещё раз вспомнить о встречах с ней, копаться в архивах и приставать с вопросами к её ученикам. А умение даже из самых безвыходных ситуаций выходить с душой человека, неправдоподобной честностью, благородством, обаянием. И умением делиться наследием богатства духа и души со своими учениками. Многие, даже которые не были её учениками, но бщались с ней, как Володина Е.Е., считают и её своим учителем. И не как икону, а как образец настоящего Учителя передают опыт её работы своим ученикам. Дневниковая запись от 21 сентября 1994 года.

«Обычно люди говорят, что раньше, в прошедшей жизни, им было гораздо лучше, легче, приятней и счастливее, а вот теперь так тяжко и нудно. А я всегда находила, что данный момент моей жизни самый интересный и счастливый. И что раньше было хуже и неинтереснее. И когда наступало новое время, то это «счастливое» прошлое становилось опять неинтересным, а вот теперь – самое лучшее! Вероятно, это очень редкая и счастливая черта характера, так как у других я ее не встречала. Вот и теперь в 81 год мне опять кажется, что это лучшее время моей жизни, такой длинной в прошлом, и которой, вероятно, осталось очень мало впереди».

После таких слов не могу не дополнить портрет Анны Алексеевны стихотворением друга семьи, преподавателя музыкального училища имени Гнесиных Зинаиды Петровны Давыдовой, написанном к 70-летию Анны Алексеевны. Она же рисовала портрет с фотографии.

LeninDlokadn.h2.gl6Я горжусь одной фотографией. Есть в ней что-то от старины.
Я любуюсь спокойным профилем, благородным наклоном спины.
Мне так дороги эти клавиши, эти руки, что трогают их,
эти контуры, сдержанно-плавные, это темное платье и главное
этот звук: победительно – тих.

Поколенья героев за этим - русской славы и гордость, и честь.
Все, чем мы еще дышим и светим, перед чем и продажность, и лесть,
и угрозы, и пошлость бессильны, все, чем были добры и обильны,
так, что думали: нам и не счесть.

В этих мягких, чуть видимых складках, в волосах, прямых, на пробор,
я пытаюсь найти разгадку красоты и умения в схватке
силам мрака давать отпор.
И годами горение сердца сохранять, и дарить другим
вдохновенье, с которым верится в неизбежность высокой верности,
в неподкупность ее слуги.

В непустячность служения доброму и прекрасному, в слово, в звук
и во все, что трудами добыто этих тронувших клавиши рук.

З. П. Давыдова 24 октября 1983 года. г.Москва

Анна Алексеевна родилась накануне Первой Мировой войны, по новому стилю 8 августа 1913 года, ушла из жизни накануне перестройки 19 мая 1995 года. «Интересным временем» назвал период перестройки Николай Сергеевич Крылов, посвятивший последние годы жизни сбору материалов о знаменитых земляках. Значимость и ценность архивов, семейных реликвий приходит с годами. 21 августа 1998 года уйдёт из жизни и её сын Александр Александрович. Дневниковые записи Анны Алексеевны и краеведческий архив её сына, благодаря невестке, Нине Сергеевне Епанчиной, живы по сей день. Благодаря её стараниям небольшими тиражами опубликованы «Воспоминания», «Господь поставил меня собирателем», «Топонимика Мурома и его окрестностей». Архивные материалы пригодились для музейного уголка в классе, где Анна Алексеевна преподавала теорию. Решение Совета народных депутатов округа Муром № 203, о присвоении музыкальной школе № 1 имя Епанчиной А.А., было принято 29.04.2003 г. В 2011 году музыкальную школу переименовали в детскую школу искусств.

В феврале 1944 года она начинала с двух стареньких роялей, сейчас инструменты в каждом классе. Она с трудом находила педагогов, в 2017 году в школе 17 специальностей, 27 преподавателей, 3 аккомпаниатора. До перестройки школа разрослась до восьми филиалов, и специалистов было больше. В 1968 году филиал на Вербовском стал самостоятельной школой, а с перестройкой ушли в историю филиалы в сельской местности. Страна успела торжественно отметить 73-ю годовщину Октябрьской революции, школа имени А.А.Епанчиной перешагнула 74-й рубеж.

В 90-е годы не было денег на зарплату, но благодаря энтузиастам, вместе с Анной Алексеевной, занятия в школе продолжались. В январе 1976 года А.Е.Усов по состоянию здоровья оставил пост директора, его кресло занял Булкин Константин Николаевич. Преемником Булкина К.Н., ставшего директором музыкальной школы Танеева во Владимире, с 1978 по 2002 год был Чегодаев Вячеслав Леонидович. И на его директорство пришлись очень сложные годы, но школа выжила. А на вопрос Анны Алексеевны: «Почему маленькие дети бегут ко мне, ласкаются…?» - ответ прост. Детей тянет к тому, кто их может защитить, одарить добрым словом, ласковым взглядом, поделиться теплотой души и научить конкретному делу.

LeninDlokadn.h2.gl6-9LeninDlokadn.h2.gl6-10LeninDlokadn.h2.gl6-11LeninDlokadn.h2.gl6-12ФОТО Выпускники

Продолжение следует

Источники: Епанчина А.А. «Воспоминания» Муром 2003., Антонова Н.Д. «Муромский Моцарт» «Уваровские чтения» МИХМ 2013.
Уточнения помогали вносить: Епанчина Н.С., Прижилова Е.Н., Антонова Н.Д., Пронь Л.В., педагоги детской школы искусств № 1.
Фото: автора, из архивов Епанчиной Н.С., Е.С.Нуждиной, Детской школы искусств № 1 и Муромского историко-художественного музея.

Иван Васильевич Костин

Прочитано 156 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi