• Kontakt 7MlwmEBNDnkСамодеятельный театр. Часть 4. Глава 9. «Контакт». Моё детство

    Все мы родом из детства, а любая биография начинается с истории семьи, села, страны. Мой прадед Костин Яков Антонович, «из собственников», «на службе состоящий солдат», «извозчик управляющего Меленковской льнопрядильной фабрики», построил пятистенный дом, в котором родились: в 1888 году мой дед, а в 1929-м папа. А так как у прадеда была лошадь, то он помог со строительством дома, тоже пятистенного, будущему деду мамы, солдату в отставке Чванову Павлу Киреевичу. Мой дед Костин Пётр Яковлевич до ухода из жизни в 1938 году работал в Адинском сельсовете, в котором 2 марта 1950 года зарегистрировали брак мои родители, а 14 июля родился я.

    Прокомментируй первым! Прочитано 482 раз Подробнее ...
  • Kontakt 7MlwmEBNDnkСамодеятельный театр. Часть 3. Глава 7. «Контраст». Горячев Н.Н и облтеатр

    Тяга к лицедейству была до нас, будет и после нас. В Муроме выступали кочевые труппы, ежегодные ярмарки заполнялись артистами разных жанров, в 1851 году театр держал коллежский регистратор Азбукин. Антрепренёры преследовали не всемогущую силу искусства, а коммерческие интересы. Ермаков не был исключением. Только сборы театра уходили не на увеселительные шабаши барина, а на содержание благотворительных заведений. Простому люду разве что кабак был по карману, да поглазеть в раёк на ярмарке. А значит, и репертуар театра заказывали зрители с деньгами.

    Прокомментируй первым! Прочитано 874 раз Подробнее ...
  • 1 crmnP-a2b04Фестиваль «У Золотых ворот» город Владимир с 18 сентября по 2 октября

    За две недели на фестивале «У Золотых ворот», посвящённом 170-летию Владимирского академического театра драмы, планируются встречи артистов Грузии с Арменией, Пензы с Севастополем. Швеция и Молдавия привезут свои работы. Молодёжный театр на Фонтанке и театр на Юго-Западе Москвы решили привезти Шекспира, и спектакли по его пьесам будут показаны на фестивале пять вечеров подряд. За две недели могут произойти какие-то изменения в афише, которые будут опубликованы на сайте театра драмы: dramavladimir.ru. А 7 сентября в 18:00 театр драмы приглашает на "Ночь в театре". Вход свободный.

    Прокомментируй первым! Прочитано 153 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Суббота, 18 Август 2018 21:13

Самодеятельный театр. Часть 4. Глава 16. О мальчиках «Контакта»

Оцените материал
(7 голосов)

Kontakt 7MlwmEBNDnkСамодеятельный театр. Часть 4. Глава 16. О мальчиках «Контакта»

Актёры народ творческий, эмоциональный и в критические моменты непредсказуемый. Поэтому крепкий тыл, в лице предсказуемых и ответственных за свои обещания «технарей», был в «Контакте» на протяжении минимум 30 лет. Они часто и не встречались друг с другом, но подхватывали накопленное предшественниками, и продолжали совершенствовать. Не с первого года, но вошли в норму правила: решила проводить подругу - помоги ей что-то дошить; пришёл за компанию с другом полюбоваться на девочек – пилу с молотком в руки, и за работу, пока друг на сцене.

В поисках «мужиков» и обиды на друзей

Malziki 8.4.16 1За 32 сезона много мальчиков ватагами появлялись, ватагами и исчезали. Театр отнимал много времени и предполагал добровольное рабство в коллективном творчестве, но не всем хотелось расставаться со своей «свободой». И, тем более, становиться рабами театра. Добровольными жертвами таких ватаг в разные годы стали: Юра Михеев, Саша Басюк, Витя Денисов, Андрей Горелов, Саша Королёв, Виталий Конаков и ещё десятки ребят. Не говорю о тех, у кого не хватало сил дотянуть до премьеры, но даже у добровольцев, вышедших на сцену, не у всех хватало сил доиграть спектакль до снятия с репертуара.

Например, Виталий Куликов, отыграв на закрытии 12-го сезона в шестом представлении спектакля «Волк и семеро козлят» роль Волка, посетовал на нехватку времени для устройства личной жизни. На 13-й сезон 1987/88 года пришлось искать ему замену. И она нашлась в лице Кондрашова Юрия Александровича. Время на притирку к партнёру Людмиле Витальевне Морозовой, игравшей роль Козы, тратить не пришлось. Этот дуэт родился ещё в 1983 году в спектакле «Медведь».

В большом коллективе сложно уследить за всеми интригами и разборками между детьми, тем более у многих из них, кроме театрального, были и другие увлечения. Но, не дай Бог, девочка обозвала влюблённого в неё мальчика «артистом сопливым», больше с этим мальчиком я не встречусь. Конфликт Виталия с Катей чуть не привёл к срыву спектакля «Предложение». Это сейчас они с улыбкой вспоминают подростковую шалость, а тогда Виталий твёрдо решил, что Катя способна сыграть спектакль одна. Но после крутого мужского разговора, на сцену он вышел. И не играл, а по-настоящему разбирался с виновницей обиды на сцене. Спасибо, что от текста Чехова не отклонился, но подтекст читался чётко. И это привело в восторг московскую журналистку, которая предисловия такой самоотдачи знать не могла, потому что впервые случайно заглянула на наш спектакль.

«Честно скажу, идти в солнечный весенний день в клуб строителей на спектакль не хотелось. Ведь это не театр, значит, трудно себя настроить на то, что увидишь действо в Храме Искусства. И даже в душонку мою прокрался столичный снобизм: ну, что можно увидеть здесь после московских театров? Но с первых же фраз, произнесённых в «Предложении», я поняла, что начинается что-то необычное… Эти шестнадцати – семнадцатилетние подростки… не только поняли, но и показали своих героев такими, какими бывают люди в реальной жизни. А в жизни мы не умеем уступать друг другу, быть дипломатами, спорим из-за пустяков, теряя достоинство… Мне приходилось смотреть игру молодых актёров студенческих театров: МГУ им.М.В.Ломоносова, театра им.Н.Сац, театра Маяковского, ГИТИСа… Да, там есть блеск, есть ростки профессионализма. Они удачливее, потому что с ними играют маститые мастера сцены. Но очень мало в игре молодых актёров московских театров душевности, тепла, откровенности, чего у вас с избытком. Не растеряйте! Это притягивает зрителя, делает вашу игру неповторимой».
(Запись Светланы Пиняевой в Книге отзывов 28.04.1996 года).

В 26-ом сезоне, в апреле 2001 года, накануне очередного спектакля «Кот в сапогах» исполнитель роли Кота Саша Бондарев, без объяснения причин, пришёл ко мне с заявлением:
«Я добровольно пришёл? Так вот я добровольно хочу и уйти!».
Позднее я выявлю и причину обиды с именем обидчика Саши, но до спектакля оставалось два или три дня, а дублёра не было. Вводить в спектакль за пару дней новичка просто безрассудно. Пришлось обратиться к методу «выкручивания рук» и «вправления мозгов». Через родителей и бабушку с дедушкой. Сила убеждения взяла верх, и Саша отыграл все последующие спектакли.

Теперь, когда прошло 17 лет, и Саша после окончания Ивановского медицинского института оформился на работу в стационар хирургического отделения Муромской ГБ, затем родили с Олей Пашу с Полинкой, а я держу в руках его студенческий опус «Сандро» с автографом: «Моему вечному учителю, Ивану Васильевичу, объяснившему, что слова могут исходить не только из головы, но и рваться из груди», тот эпизод вспоминаем как каприз обиженного мальчишки. И он был не единственным, у кого возникало желание уйти из коллектива из-за обид на своих бывших друзей.

Не буду вдаваться в детали судеб друзей из их бывших компаний, которые изредка посещали выступления коллектива, но я старался договариваться с вожаками детских «стай». А если вожак выходил на сцену, то приближённым приходилось подчиняться его воле и следовать за ним. Таким образом для новогодних представлении удавалось организовывать массовки из мальчиков, не говоря уж о необходимости мужской физической силы для переноски, монтажа и демонтажа декораций.

О мальчиках

Техника сцены клуба, как в избе-читальне на селе, только сцена размером побольше. Вместо штанкетов - жерди на верёвках, которые закреплялись на прибитых к стенам досках. Световое оборудование, установленное в 1957 году, пришло в негодность и ржавело на складе с чердаком, только отключённый от сети реостат стоял на сцене, занимая всё закулисное пространство с правой стороны. Для официальных мероприятий, над сценой, на проволочных растяжках, во время ремонта укрепили люминесцентные лампы, а для освещения стола президиума и трибуны, над зеркалом сцены повесили гирлянду ламп накаливания на 150 вт. Всё освещение сцены включалось одним выключателем. От старой роскоши остались выносные прожектора, но ламп ПЖ для них было не достать. Они распределялись Минкультом через областные управления культуры. Поэтому для освещения театральных представлений приходилось придумывать приспособления с бытовыми лампами накаливания. И первым изобретателем таких приспособлений стал Валера Колесов.

Олег Нечаев

Malziki 8.4.16 2Malziki 8.4.16 3

ФОТО: Олег Нечаев с сыном Марком

Ученик 8 класса школы № 1 заменит Валеру на посту завхоза 16 сентября 1979 года, даже не будучи знаком с ним лично. Игорь Еремеев привёл Сергея Кузнецова, а так как Сергею пришла повестка в армию, он предложил Олега. Я задал вопрос Олегу про желание заниматься световым и музыкально-шумовым оформлением постановок, он был не против. Так появился второй хозяин, у которого все звенело и сверкало. И осветительная аппаратура, если так можно обозвать коробочки с бытовыми лампочками и фанерно-металлическими сооружениями, стала не просто высвечивать места нахождения актёров, но и занимать место в спектаклях наравне с актёрами. Какие-то консультации Валера давал Олегу, когда приезжал на выходные с каникулами, но встречи были очень короткими, да и Олег оказался не просто пытливым, но и ответственным мальчиком.

Постепенно и ответственность за декорации была «повешена» на его плечи. Долго уговаривали на роли в спектаклях, но кроме перестановщика декораций в спектаклях, на другие роли он долго не соглашался. И только в 1982 году, за два года до призыва в ряды СА, решился на лицедейство. Единственная роль, которую он сыграл до призыва в армию, была роль Василия Петровича Золотникова в водевиле В.А.Соллогуба «Беда от нежного сердца». 9 мая 1984 годы в 18 часов играем водевиль в 21-й комнате, затем Олег прощается с партнёрами и зрителями, зрители с партнёрами сочиняют Олегу наставления... А 10 мая, в 6 утра первое построение призывников в фойе второго этажа клуба строителей.

С проводов Олега стало традицией организовывать прощальные творческие вечера призывников накануне их отправки в военкомат. Позднее эта традиция перекочевала и в ЦВР. Такой чести, конечно же, удостаивались не все, а только те призывники, кто работал, а не гостил в коллективе. По возвращению со службы Олег сыграл роль художника Кристаса в драме Дали Урнявичюте «Папашины игрушки». Но это будет уже повзрослевший Олег Евгеньевич Нечаев. На многие вопросы из юности он и сам сейчас ответить не может. Где, что и как он тогда доставал? В какое время успевал записывать фонограммы? Когда успевал делать уроки и выполнять задания родителей, если 24 часа в сутки думал о своём хозяйстве в «стройке»? Но успевал!

Дима Земцов

Malziki 8.4.16 4Когда тебя окружают динамо-машины с творческой жилкой, зудом в руках и чувством ответственности, то они и сами не дремлют, и тебе заснуть не дают. Если порученное дело подростка заинтересовало, и появилась уверенность, что путём проб и ошибок он его доведёт до ума, то около него всегда будет увиваться целая толпа друзей-помощников, которые сами никогда бы не рискнули взяться за неизвестное им дело. И тебе, как руководителю, остаётся только не мешаться под ногами... Но и не забывать, изредка контролировать, чтобы ребята время вхолостую не тратили. Конечно, отрицательный результат тоже не пройдёт даром, но лучше к нему придти теоретически, чем с материальными затратами. Диму, как специалиста на все руки, за исключением лицедейства, привёл Сергей Обласов. Не помню Диму многоговорящим, помню слушающим и доводящим дело до конца. Только Диме удалось организовать строительство антресолей для размещения декораций с реквизитом и радиофицировать малый зал (комнату 21).

Конечно, Валера Смирнов, ещё один кулинар, может и возмутиться: «А мы что, не помогали?»
Да помогали, помогали! Но не прояви Дима инициативу, так бы и жили на свалке с вечно теряющимся реквизитом. А тут и полочка Валеры Смирнова под посуду для чаепитий органично вписалась в ансамбль хранилища, и перестали терять время на поиски нужного реквизита и посуды для чаепитий. С противопожарной обработкой помог Балакшин Юра, работавший в то время в пожарной части № 15. Но, как на знак свыше, смотрю на первый и единственный раз в истории коллектива, встречу бывшего и настоящего хозяев материальной базы в работе над спектаклем «Папашины игрушки», премьера которого состоялась 21 февраля 1987 года.

Олег уже отслужил, а Диме ещё предстояло отправиться в армию. Олег - на сцене в роли художника Кристаса, а Дима, пришедший 16 февраля 1987 года, буквально за неделю до премьеры, с помощником Сашей Розновым из зрительного зала сопровождают спектакль. Под их руками: световой пульт, сделанный ребятами; диаскоп; два катушечных магнитофона. На сцене минимум реквизита и открытый киноэкран. Изготовлением слайдов занимался Лёша Лавров. Моё обращение к Серёже Обласову за помощью в поиске «технаря» родилось от необходимости освободить от этой работы действующих на сцене лиц. Аппетит приходит во время еды, а рождение спектакля во время настоящей творческой работы. И приближаясь к премьере, появилась потребность освободить актёров от работы с техникой.

Насколько сильным в «Папашиных игрушках» оказался эмоциональный заряд игры актёров в сочетании со слайдами с картин Савицкого и музыкой Дога, зрители напишут в «Книге отзывов». Но самым поразительным отзывом для меня станет случайная встреча с одним из зрителей через два года. «Вычислил» меня в массе народа, и стал делиться, что его поразило во время просмотра спектакля. Хотя два года немалый срок для затухания эмоций, но ради таких оценок и стоило продолжать заниматься театром.

А почему Дима, как сказал Серёжа Обласов: «…долго не стирается…»? Всё из-за ощущения, что без него, как без рук. Не говорил, а слушал и делал. Ещё один из эпизодов с Димой. 27 марта 1987 года в 10 утра премьера сказки «Волк и семеро козлят». Полуночная репетиция показывает, что чего-то не хватает в атмосфере спектакля. В ночь с 26 на 27 марта Дима переписывает всю фонограмму. На утренний прогон времени не хватило, поэтому переодевания и установка декораций шла под новую фонограмму. И она оказалась настолько удачной, что за два сезона ребята сыграют этот спектакль тринадцать раз.

Эдуард Пугин

Malziki 8.4.16 5Malziki 8.4.16 6

ФОТО: Эдуард и его мама Татьяна Андреевна Пугина.

Не помню, как он появился в «Контакте». Может мама Татьяна Андреевна привела, которая за компанию с коллегой из детского сада «Звёздочка», Людмилой Витальевной Морозовой, сыграла Белочку в новогоднем представлении. А, вероятнее всего, кто-то из друзей «затащил» на очередную репетицию. Но помню, как в 1982 году за хулиганство во время новогоднего представления шестиклассник Эдуард был выведен из зала учителями школы № 20, в которой он на тот момент учился. А с 1 ноября 1985 года Эдик Пугин, учащийся ГПТУ № 10, был уже незаменимой личностью в коллективе, и репетировал роль Альсида в спектакле «Брак поневоле» по пьесе Мольера. А позднее его с однокурсниками из ПТУ и Морины «сосватали» в цирковую студию ДК им. Ленина, потому что ЗиД был базовым предприятием ГПТУ-10.

Физически разорваться на два коллектива он не мог, потому что время занятий с выступлениями обоих коллективов часто совпадало. Поэтому, сыграв в Мольере и паре новогодних представлений, до призыва в армию Эдуард будет работать на наш коллектив как сварщик, плотник и рабочий сцены. Сварке он научился в ПТУ-10 и ЗиДе, а у нас стал конструктором и изготовителем разнообразных креплений для сцены. Лебединой песней Эдуарда была катающаяся по сцене и светящаяся конструкция для сказки «Новый год – путешественник» к наступающему 1988 году. С одной стороны - это могучий древний дуб с дуплом, в котором Лиса - Лена Сидорина и Волк - Эдуард Дмитриев прятали Нового Года - Рому Кучина, а с обратной стороны - штаб Деда Мороза - Лёши Лаврова со Снегурочкой - Олей Маровой, в котором происходит управление всеми предновогодними делами. А что за волшебник Дед Мороз, если пульт в его штабе не сверкает, не звенит, не удивляет космическими звуками? И что за дуб, если он не может передвигаться по лесу?

Фонограмма с электрическими фокусами были заботой Димы Земцова с компанией, а руководить сборкой и разборкой конструкции, отладкой её передвижения по сцене, Эдуард Владимирович никому не доверял. В конце года у клуба возникал вопрос не только по подготовке новогодних представлений, но и по выполнению плана по киносборам. Кассовая двухсерийная индийская мелодрама завершалась в 22 часа и до 22-30 часов начиналась сборка конструкции с электрофикацией. Часа полтора – два уходило на репетиции с прогонами, а потом школьники разбегались по домам, а ПТУшники, как более выносливые, начинали освобождение сцены для завтрашних киносеансов.

Этот ритм жизни продолжался до начала новогодних утренников. И такая жизнь вызывала ностальгию у призванных в ряды защитников Отечества, а сейчас продолжает вызывать у сегодняшних бабушек с дедушками. Из Улан-Уде от Эдика Бурятского, куда Эдуард Владимирович Пугин был направлен для прохождения срочной службы, письма два года будут приходить регулярно. И я не помню случая, чтобы у меня возникло желание искать Эдику дублёра ни в Мольере, ни в новогодних представлениях. На все выступления успевал, хотя репетиции и приходилось иногда подстраивать под его график занятий в цирке. Из-за болезни ушёл из жизни в 2004 году.

Руслан Евгенов

Malziki 8.4.16 7Malziki 8.4.16 8

ФОТО: Руслан на фоне Сыктывкара и на балконе в Муроме.

Каждого из нас сопровождает цепь случайностей, которые обусловлены закономерными процессами. У Руслана был выбор места ожидания приятеля Коли Шокина, чтобы подраться за Олю Аладышеву, за пределами клуба, но он его ждал именно у входа в 21 комнату. У него был выбор: отказаться от моего приглашения в репетиционную комнату или воспользоваться моим предложением. Он выбрал второе. Мог отказаться от участия в работе над очередным представлением или, засучив рукава, забыв про спорт, про мать и девушек, ринуться в пучину безрассудной фантазии в театральном коллективе. Он выбрал второе. И 9 июня 1996 года состоялся его дебют в роли Шипучина в спектакле «Юбилей» на эстраде ПКиО им. В.И.Ленина.

Мечтал стать учителем истории, а стал прапорщиком. Первый из артистов, кого провожали в армию со сцены дважды. 22 мая было запланированное прощание, потому что Руслан ждал повестку, но мама Аниса Султановна с сестрой Диной на вечер так и не пришли. Ребёнок отбился от рук, забросил учёбу в техникуме. К 15 декабря 1999 года, когда повестка появилась на руках, а у коллектива оставалось десять дней до начала новогодних представлений, подготовку прощального вечера пришлось форсировать. И было ради чего стараться. С мая по декабрь Руслан и с мамой помирился, и диплом в техникуме защитил, а это стало событием не только для семьи, но и для коллектива. На этих проводах мама с сестрой сидели в зале.

И это будет четвёртый мальчик, который добровольно взвалил на себя всю подготовительную работу. Даже в тех спектаклях, в которых он не был задействован как актёр. Я работал мастером на ОАО «Муромтепловоз», что не всегда давало возможность освобождаться от производственных дел в нужное для клубных дел время. И здесь на помощь приходил Руслан, как непререкаемый авторитет. Благодаря и его помощи не было срыва ни одного запланированного выступления коллектива. А заслужить авторитет с лидерством подростку среди «гремучей смеси» детей и сверстников и, главное, удержать его, ох как нелегко! Для этого самому надо много и плодотворно работать.

Публичный экзамен в роли Шипучина, на которую его дрессировали целых две недели, Руслан выдержал на отлично. В его эпоху спектакли по водевилям Чехова и сказкам Маршака шли в 21 комнате чуть ли не еженедельно, в том числе и с выходами на большую сцену. Главным достижением той эпохи стал полнометражный спектакль по пьесе Ксении Драгунской «Утро -часть ночи» в исполнении пятиклассника Саши Бондарева, шестиклассника Антона Пиняева и его старшей сестры Саши. А перед проводами в декабре, я не мог устоять перед соблазном выпустить вторую, взрослую часть этой истории: «Танцы эпохи возрождения» в исполнении Руслана, Вани Шкуринского и Юли Лелюхиной.

Обычно ребята, уходившие в армию, до демобилизации писали письма мне и коллективу. После демобилизации кто-то не возвращался в Муром. А основная часть возвратившихся были заняты поисками работы или растворялись в организации бытовых вопросов, поэтому было не до игры с ребятишками. Но и здесь Руслан стал исключением. Оставшись служить по контракту в Сыктывкаре, посещал репетиции во время своих отпусков. За время его отпуска в 2003 году выпускаем спектакль «Щелкунчик или мышиный король». Руслан репетирует и играет Дроссельмайера и Мышиного короля. Но отпуск заканчивается, и готовый рисунок роли передаётся Антону Пиняеву. Из Москвы, с Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества «Юность – 2003», коллектив возвратился с дипломом лауреата I степени.

Продолжение следует

Фото из архива автора
Иван Васильевич Костин

Прочитано 193 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi