• CempionatMira2018 - 1Календарь турнира чемпионата мира по футболу 2018

    21-й чемпионат мира по футболу ФИФА, финальная часть которого пройдёт в России с 14 июня по 15 июля 2018 года. Россия в первый раз в своей истории станет страной-хозяйкой мирового чемпионата по футболу, кроме того, он впервые будет проведён в Восточной Европе. Также в первый раз мундиаль состоится на территории двух частей света — Европы и Азии. Проведение чемпионата запланировано на 12 стадионах в 11 городах России. Кроме того, на чемпионате впервые будет использована система видеоповторов.

    Прокомментируй первым! Прочитано 138 раз Подробнее ...
  • Murom xud muzej gdc0Vdch-ygВыставка восковых фигур в Муроме с 27 апреля по 27 мая

    27 апреля 2018 года в 14 часов в Выставочном центре Муромского музея (Московская, 13) откроется новая выставка восковых фигур, предоставленная центром культуры города Санкт-Петербурга, и будет работать до 27 мая 2018 года. Дети и взрослые смогут увидеть выдающихся правителей нашей страны – Ивана Грозного, Петра I, Анну Иоанновну, прикоснуться к миру сказок с Белоснежкой и гномами, рассмотреть избушку Бабы-Яги.

    Прокомментируй первым! Прочитано 428 раз Подробнее ...
  • Murom xud muzej gdc0Vdch-yg«Ночь музеев» в Муроме 19 мая 2018 года

    Если для историко-художественного музея встреча жителей с гостями города, насыщенной программой в Художественной галерее на Первомайской, 6 и в Выставочном центре на Московской, 13 акция привычная, ежегодная, то в театре-музее Ильи Муромца "Ночь музеев" на улице Коммунистическая, 33 пройдет впервые. Официальное открытие акции в 21-00, подведение итогов конкурса «Хранитель музейных тайн» в 19-15, а подробности, чтобы определить в какое время куда успеть, смотрите в программах, опубликованных ниже.

    Прокомментируй первым! Прочитано 638 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Пятница, 26 Сентябрь 2014 08:50

Парфёнова Татьяна Сергеевна: "Бездарных детей не бывает..."

Оцените материал
(19 голосов)

0Tatiana Parfenova7Парфёнова Татьяна Сергеевна: "Бездарных детей не бывает..."

Для нашего сайта, как и для наших читателей, вопросы воспитания и развития детей являются главенствующими при выборе материала. Сегодня я в гостях у организатора и руководителя танцевального коллектива «Радость» Парфёновой Татьяны Сергеевны, заслуженного учителя Российской Федерации, отмеченной в 2014 году в номинации «Гордость земли Владимирской».

Когда встречаешься с творческим человеком, то в беседе с ним испытываешь некий эмоциональный подъём. Вероятнее всего потому, что его мысли взлетают над рутиной заедающего быта. А когда встречаешься с творцом детских душ, от встреч с которым дети меняют не только взгляды на жизнь, но и довольно часто строят планы по выбору профессии, то эмоциональность удваивается.

Возможно, в недалёком будущем, я позволю себе познакомить вас с влиянием театра на пересмотр подростками своего отношения к людям и к жизни. А сегодня я в гостях у живой легенды города, хореографа, руководителя детского танцевального коллектива, поэтому беседуем с ней только о воздействии танца на детские души.

0Tatiana Parfenova7

0Tatiana Parfenova5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему легенда?

Во-первых, потому что слухи о ней давно перешли границы города и области, а во-вторых, считаю, что благодарность за титанический труд по воспитанию подрастающего поколения надо отдавать не задним числом, а в настоящее время. Мне повезло впервые встретиться с работой руководителя «Россияночки» Виктора Петровича Иванова в 1965 году. Через 10 лет я познакомлюсь не только с ним, но и со многими танцорами его коллектива и буду с ними дружить и сотрудничать. С Людмилой Ивановной Бурьяновой, которую Татьяна Сергеевна заслуженно считает своей наставницей, я имел честь работать в клубе строителей. И было время, когда молодые ученики Иванова и Бурьяновой занимались танцами во всех учреждениях, где была возможность организовать танцевальные коллективы. Сейчас наступила эра выпускников Парфёновой Т.С.

Ирина Викторовна Жигалова пятнадцатый год возглавляет танцевальный коллектив «Престиж» в Центре внешкольной работы. Гонозова Марта Игоревна в данный момент работает «в одной упряжке» с Татьяной Сергеевной в танцевальном коллективе «Радость». Выпускников, посвятивших свою жизнь танцевальному искусству, у Татьяны Сергеевны много, и про каждого можно писать отдельную статью, но ведь я пришёл к их педагогу, вдохновителю и наставнику.

0Tatiana Parfenova1- Когда мы вошли в класс, я обратил внимание, что это место, куда не просто приятно войти, а именно то помещение, в котором и нужно заниматься эстетическим воспитанием детей. Это плановый ремонт или особое расположение директора школы к вашему коллективу?
- Татьяна Сергеевна ответила кратко: « Во-первых, в школе полным ходом идёт ремонт к новому учебному году и «головная боль» директора привести в порядок все учебные классы. Наши два танцевальных класса, второй находится на втором этаже, будут отличаться от других только отсутствием мебели и наличием станков с зеркалами. А во-вторых, родители активно помогают в обновлении материально-технической базы коллектива».

- С какого возраста Вы начинаете набор детей в коллектив?
- С двух с половиной лет.

- Значит, с трёх лет эти дети начинают вести себя здесь как хозяева?
- С трёх лет ещё не хозяйничают, а приобщаются к заведённому в коллективе порядку. Когда они приходят сюда первый раз, то главная задача, приучить ребёнка оставаться в классе без родителей и научить слушать преподавателя, преодолевать страх расставания с родителями на час и увидеть других людей, которые чем-то занимаются. И главная моя задача для этого возраста – привить ребёнку желание приходить сюда, спровоцировать желание учиться труду, внедрить в сознание ребёнка желание подчинять свою волю элементам дисциплины. У нас выработано правило: каждый урок начинается и заканчивается поклоном. В начале урока мы друг друга приветствуем. Если родители присутствуют на занятиях или во время открытого урока, то во время поклона они тоже должны встать. В конце занятий поклоном мы благодарим друг друга, а потом звучат аплодисменты, как благодарность за труд.

- Но ведь ребёнку такого возраста сложно удержать внимание на каком-то конкретном объекте в течении всего урока. Какие секреты знаете Вы, чтобы направить внимание ребёнка двух с половиной лет в нужное русло?
- Да, дети приходят разные. Есть «реактивные», которые с первого раза воспринимают информацию, бывают упрямые «могушки, но нехочушки», приводят и очень застенчивых детей, поэтому к каждому ребёнку приходится искать свой подход и заглядывать в душу. И надо любыми способами добиться любви ребёнка, на что я привлекаю всю свою фантазию.

Иногда приходится выкорчёвывать привычки, заложенные в семье. Дети в этом возрасте гораздо умнее своих родителей. Это родителям кажется, что он ещё маленький и несмышлёный. И мне приходится доказывать родителям, насколько ребёнок сильнее и мудрее в управлении родителями, и насколько родители бессильны перед малышами. Любой каприз сразу исполняется, потому что ребёнок к этому возрасту изучил все слабые места родителей и знает, на какую клавишу надо нажать, как управлять, чтобы получить желаемое. Поэтому я с детьми общаюсь очень по-взрослому. С одной стороны я с ними и озорую, и играю, и ползаю, и прыгаю, и разговариваю на их диалекте, а с другой стороны они привыкают к рамочке, за которой Татьяна Сергеевна становится не такой уж доброй и пушистой. Кто-то с кем-то что-то не поделил - и дети видят меня очень строгой и серьёзной...

- Вы хотите сказать, что у Вас начинается игра эмоций?
- (смеётся) Эмоции я проявляю только с учениками постарше, а с маленькими детьми веду себя очень мягко и тактично. Сначала начинаем с игры, чтобы было весело и смешно. Как называется? А как ставятся ножка с ручкой? С маленькими у нас всё выстраивается только на добрых эмоциях. Урок должен пройти весело и задорно, хотя я им даю серьёзные физические нагрузки. Порой бывает и больно. Иногда они плачут, потом привыкают, и сами бегут на растяжку. Конечно, без секретов не обходится. Я их ставлю на коленочку, и прошу тянуться, а ведь это очень больно. Но детки любят сладкое, поэтому их иногда балую за их старания, ведь надо как-то разбудить интерес к работе.

0Radost1

0Radost8

- Конфеты как стимул за труд?
- Можно и так сказать. Им становится интересно, и они, несмотря на боль, пытаются выполнять мою просьбу. Похвалю девочку: «Машенька! Какая ты молодец! Как хорошо тянешь носочек!» Она, может быть, и сама не понимает, что делает, но после похвалы начинает чувствовать этот носочек, начинает его тянуть ещё сильнее. А когда у ребёнка начинает что-то получаться, тут уже начинает зарождаться здоровый спортивный интерес. И так день за днём, от занятия к занятию элементы усложняю, постепенно переходим от простого к сложному. Но это уже вторая ступень обучения для детей этого возраста, когда передо мной встаёт задача научить ребёнка терпению и преодолению боли. Не у всех всё получается. Но если кому-то делаю замечание, то обязательно в конце урока его похвалю, чтобы у детей не возникало чувства обиды, и чтобы у них появлялось желание прийти и на следующий урок. Так что с ними работаю всё время на похвале.

- А как Вы выстраиваете план занятий, схему урока? Ведь одно дело объяснить школьнику, который уже привык выполнять задания, и совсем другое ребёнку, которого сегодня привели на занятия, а завтра он заболел или закапризничал. Притом дома он привык больше «руководить» родителями, и что-то требовать, чем выполнять какие-то задания.
- А здесь всё зависит от педагога. Конечно, я обдумываю план урока, но как можно предсказать и учесть в планах состояние ребёнка, его настроение? Я уже говорила, что детей приводят с разными характерами, разными привычками в поведении, да и физические возможности у всех детей разные. Поэтому пройдёт не один год, пока дети научаться жить в коллективе и творить в одном ритме. А пока я даю каждое занятие что-то новое, чтобы развивать интерес у ребёнка, иначе ему будет скучно. А что можно придумать страшнее, кроме скучающих лиц, для занятий творчеством? Поэтому каждому ребёнку стараюсь давать задания под силу, которые усложняю каждое занятие. Если справляются, идём дальше.

0Radost10

0Radost4

- Итак, малыш к Вам привык и начал подчиняться законам, установленными Вами…
- Научился меня слушать.

- Главное, наверное, слышать?
- Да! Слышать, и переносить боль. Вот так, шаг за шагом, ступенечка за ступенечкой, приближаемся к ежедневному тяжёлому труду. Единственное, что мы делаем в середине и в конце года в подготовительных классах, это открытый урок для родителей.

- Чтобы показать результаты труда детей?
- Нет! До результатов ещё года три придётся ждать. А сейчас другая задача. Чтобы дети почувствовали всю серьёзность своего положения. Что они пришли сюда не просто головкой крутить и носочки тянуть, а ещё, оказывается, и показывать свою работу зрителям! И не только маме с папой и бабушкой, а ещё и чужим мамам с бабушками, которые придут на открытый урок. И пусть мы сделали только какие-то детали костюмов: головной убор или воротничок, но из наших упражнений, которым учились в течении года, мы делаем танцевальный этюд. И как они начинают стараться на открытом уроке тянуть носочки! Раза в четыре лучше! Я такого не видела на занятиях.

Родители тоже видят результат. Во-первых, дети научились слушать. Во-вторых, виден результат влияния дисциплины на поведение ребёнка. Ежедневные разминки, растяжки, танцевальные комбинации, этюды каждое занятие, а тут ещё и открытый урок, который становится для ребёнка праздником.

Я не устаю повторять родителям, чтобы за любой труд, даже если он не оправдывает ожиданий, только похвала, только поддержка! За каждую мелочь, за каждое усилие над собой, в противном случае у ребёнка «руки опустятся», и в дальнейшем его трудно будет вернуть в рабочее состояние. Нет бездарных детей. В каждом ребёнке заложен какой-то талант, только у одного он проявляется раньше, а у другого позднее. И если не будет поддержки взрослых, то талант, без регулярной тренировки, просто растворится в ничегонеделании. А детям с замедленной моторикой требуется больше внимания, и больше времени. И если после моих занятий какая-то мама начинает критиковать своего ребёнка, сравнивать с теми, у кого лучше получается, то таким мамам я предлагаю отказаться от моих занятий и заниматься воспитанием ребёнка самим. Только вместе мы можем помочь ребёнку преодолеть страх и достичь каких-то результатов, а если тянуть его в разные стороны, то здесь он будет чувствовать себя лишним.

0Radost9

0Radost2

У меня был мальчик, Женя Байбик. Этот ребёнок сидел у меня с пяти лет и всё время твердил: « Я не хочу, я ничего не буду делать…» И так продолжалось шесть лет. Он был отъявленный хулиган, но ведь за шесть лет не прогулял ни одного занятия. «Жень! Ну, ты хоть бы пропустил одно занятие, дал бы мне отдохнуть от тебя!» И вдруг в 9, 10 и 11 классах этот мальчик становится звездой. Он выпрямляет спину, подтягивает живот, всех подбадривает. И если по какой-то причине Женя не мог появиться на репетицию, то мне уже не хватало его энергетики.

Женя поступает в институт, выступает в ансамбле, и позднее узнаю, что он перевелся в Нижний Новгород, открыл там хореографическую студию, но уже по современному направлению в хореографии. Приезжает к нам и даёт мастер-классы с моими детьми. Совершенно другое направление в хореографии, которого я не преподавала. Я преподавала классику, народный, современный танец, а у них более современное движение. У Жени и двух его друзей студия с огромным количеством детей. Конкурсы, гастроли по всей России, и сейчас Женя, уже второй раз, уехал на стажировку в Америку.

И вот после таких случаев, а у меня их было несколько, я никогда не ставлю на ребёнке крест. Какой бы ребёнок ни был, рано или поздно он раскроется. Просто нужно время. Время, терпение и поддержка, тогда и результаты будут.

Но вернёмся к маленьким. Самый трудный год – первый. Он труден до первого концерта, до первого выхода ребёнка на большую сцену. Ребятам , конечно, тяжело переносить каждый день одно и то же. К тому же, Татьяна Сергеевна становится строже, иногда и жёстче, но обязательно с выяснением правильности или ошибочности допущенной грубости. Если окажусь неправа, такие моменты тоже случаются, то найду способ получить прощение у обиженного ребёнка и, вероятнее всего, именно такие моменты делают нас друзьями.

0Radost3

0Radost6

И вот наступает момент заключительного концерта, в том числе и для детей второго года обучения. А концерты проходят на сцене Дворца культуры имени 1100-летия. И только в этот момент у детей и родителей происходит переоценка отношения к труду танцора. То они выступали в классах или в детских садиках перед родителями, а тут: свет софитов, огромный зал зрителей с бурными овациями! Впечатления, конечно же, захлёстывают. И вот уже артистка делится впечатлениями с родителями: «Что это в садике за сцена? Вот Дворец культуры!!!» Артистке три года. Она уже своими глазами увидела и занавес, и кулисы, и задник с колосниками. И узнала, что за кулисами надо вести себя тихо. С трёх лет у неё вырабатывается уверенность: что можно и чего нельзя делать на сцене и за кулисами. Не только расширяется кругозор, но и вырабатываются этические нормы в отношениях с коллективом. Дети, если можно так выразиться, после первого успеха «садятся на наркотик» публичной оценки их труда, в потребности публичного признания, пополняют копилку профессионального характера, а дальше начинается тяжёлый, изматывающий труд восхождения на Олимп профессии, общения с публикой, а для кого-то профессия танцора становиться и смыслом жизни.

Сейчас в школе работает моя выпускница Гонозова Марта Игоревна. Она ведёт современное направление хореографии. Это суперсложный предмет, потому что там много сложных элементов, которых не было во времена нашей учёбы, но основа, конечно же, в классике. Все основные положения рук и ног идут от классики, с которой мы знакомим детей с первых дней появления в коллективе.

«Современное танцевальное искусство», так называется новый предмет. Он включает в себя различные направления современной хореографии: модерн, джаз и другие разновидности.

Несмотря на то, что во время нашей встречи Татьяна Сергеевна находилась в очередном отпуске, нашу беседу прерывали телефонные звонки. Не по личным, а по служебным вопросам. Только что отработали «День семьи и верности», а на очереди «День города». Став невольным свидетелем решения вопросов подготовки к Дню города, я не удержался от вопросов о репертуаре коллектива и творческих планах. Мечта Татьяны Сергеевны о пополнении репертуара тематикой жизни и истории города, уже начала своё воплощение танцем «Славен муромский калач». Но вновь возвращаемся к вопросам о детях.

0Tatiana Parfenova6- Татьяна Сергеевна! Вы подробно рассказали о начальной подготовке будущих артистов. Но ведь потом начинается основной период их жизни, когда тренировки переплетаются с учебными планами школ, личными планами, домашними делами и работой над старым и новым репертуаром. Возникает вопрос: а сколько времени дети проводят в стенах Ваших классов?
- Малыши занимаются три раза в неделю. У средней группы нагрузка побольше. 5 – 6 дней в неделю. Детям даём не только технику с терминологией, но и основы актёрского мастерства с акробатикой, без которых невозможно выстроить эмоциональную часть сюжетного танца, а без элементов акробатики не обойтись в современной хореографии. Конечно, трюки вводим не ради трюков, а чтобы они дополняли танец эмоционально, органически вписывались в сюжет танца.

Классику с народным танцем веду я. Современное танцевальное искусство, как предмет, ведёт Марта Игоревна, актёрское мастерство Екатерина Алексеевна Корниенко, а акробатикой дети занимаются с тренером по художественной гимнастике Костиной Татьяной Леонидовной.

Сейчас вообще информационная нагрузка колоссальная, а мы загружаем детей ещё и специфической информацией. У ребят происходит объединение всего многообразия знаний, необходимых в хореографии, как к элементам серьёзного вида искусства, без владения которыми невозможно было бы получать первые места на многочисленных конкурсах. Одно дело участие в концертах, и совсем другое побеждать в соревнованиях среди сильнейших коллективов не только области, но и России. Народный танец – это, прежде всего номера для концертной деятельности в городе, в школе и на конкурсах. На классике мы много работаем у станка, совершенствуем технику исполнения элементов, встаём на пуанты. Вот уже несколько лет пробуем давать детям знания и навыки, которые дают представление о роли хореографии в общем букете искусств.

- Идёт серьёзный, ответственный, школьный обучающий процесс?
- (смеётся) Наш обучающий процесс в танцевальной школе при школе № 4, даёт свои плоды. На конкурсах в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе мы были одними из лучших. Особенно плодотворными на награды выдался этот год. На региональном фестивале «Браво» во Владимире, где собрались сильнейшие хореографические коллективы, в нескольких номинация заняли первые места, и Гран-при был вручён нашему коллективу. А это очень поднимает боевой дух детей и повышает работоспособность. Одно дело участие в концертах, и совсем другое победы в соревнованиях среди сильнейших, да ещё с выездом далеко от города.

- Участие в занятиях Вашего коллектива разных педагогов – это общешкольная программа, или программа только танцевального коллектива «Радость»?
- Только наша программа. В школьной программе есть уроки по определённым видам искусства, ведь школа с эстетическим направлением в развитии.

- Сколько дней в неделю дети посещают занятия в студии, Вы сказали. А по сколько часов в день они проводят здесь?
- 5 – 6 раз в неделю по 2 – 2,5 часа. На занятиях ребята испытывают большие физические нагрузки, поэтому парные занятия приходится сокращать до часу. Например, мои и Марты Игоревны. Или классику и акробатику. Если задачей первого года обучения было стремление приручить ребёнка, то потом наступает самый сложный период для нас, педагогов. Детей мы уже чему-то научили, они вошли в курс дела, и чтобы удержать их в коллективе, необходимо ежедневно подогревать интерес. Надо придумать интересную хореографию, интересные номера и сюжеты, надо сделать всё возможное и невозможное, чтобы ребёнок не скучал, а поднимался на следующую ступеньку в своём развитии.

0Radost5

0Radost7

- А какое соотношение мальчиков и девочек в Вашем коллективе?
- Естественно, девочек намного больше. Есть группы вообще без мальчиков. С мальчиками вдвойне сложнее работать, потому что для них особая хореография. Во время танца, при постановке номеров, у мальчиков мужская, а у девочек женская хореографическая партия. Сейчас в старшей и младшей группах есть мальчики, но у меня мечта набрать группу мальчиков человек в сорок и из них, хотя бы человек десять сделать танцорами.

- Вы, наконец-то, почувствовали, что стали профессионалом до мозга костей.
- Со стороны видней, но очень хочу! И может быть, в этом году решусь, хотя это и очень тяжёлая работа, работать с мальчиками. Девчонки податливее, более внимательные.

- Я понял, что у Вас появилась потребность поднять пласт потяжелее, как начинающему тяжеловесу, увеличивающему вес штанги или гантелей?
- Я никогда не думала о весе гантелей. Когда на сцену выходят одни девочки, и даже если они танцуют классику на пуантах, тот уровень, которого должен добиваться любой танцор, получается красиво, эффектно, заразительно. Но когда на сцену выходит мальчик, даже если он не очень силён в хореографии, но очень эмоционален, и умеет руки держать, то всё внимание зрителей приковывается только к мальчику! Поэтому и хочется воспитать таких парней.

«Бездарных детей не бывает»,- утверждает Татьяна Сергеевна. И я с ней полностью согласен. Нужно время, терпение, любовь и желание вести ребёнка через лабиринты жизни к преодолению ежедневно возникающих на их пути сложностей.

Иван Васильевич Костин

 

Прочитано 3743 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi