• FRANT zOA29HuqRWcФРАНТ финал фестиваля «Пока не поднят занавес 2019»

    Фестиваль детского творчества «Пока не поднят занавес», организованный Муромским театром кукол «Франт» проводится с 2015 года. Его можно назвать уникальным, потому что аналогов ему нет ни в России, ни за рубежом. В Фестивале принимают участие дети-инвалиды, дети, воспитывающиеся в детских домах, социально-реабилитационных центрах, коррекционных школах и многодетных семьях округа Муром, г. Меленки, г. Гороховец, поселка Красная Горбатка и прилегающих к ним районов. Они рисуют эскизы декораций, костюмов, театральных кукол, пишут сказки и пьесы на заданную тему.

    Прокомментируй первым! Прочитано 170 раз Подробнее ...
  • Chvanovi5Великая Отечественная Война: БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ

    13 августа, в день освобождения Барятинского района от фашистских захватчиков, исполнится 3 года, как восемь человек - внуков, правнуков и двух дочерей рядового, сапёра 1097 стрелкового полка 326 стрелковой дивизии Чванова Ивана Павловича - посетили братскую могилу в селе Барятино Калужской области.

    Прокомментируй первым! Прочитано 4540 раз Подробнее ...
  • Epanchina blokada 4Ленинградцы-блокадники в Муроме. Часть 2. Глава 4. Мы обязаны помнить

    «Сейчас туристы и иностранцы, посещающие Пискаревское кладбище, не могут представить себе, как оно выглядело зимой 42 года. Всё в глубоком снегу и в кучках трупов, занесенных снегом. И морозы доходили до 38-40 градусов. Наши мелкие, никчемные глупые «трагедии» и волнения из-за порванного платья, испорченной прически, мелкой обиды становятся после этого бессмысленными. Они теряют свою «привлекательность», уже не хочется страдать и плакать зря. Такой вот урок выжившим поколениям. Именно поэтому нам стоит, нет, мы просто обязаны помнить об ужасах войны».
    А.А.Епанчина «Воспоминания»

    Прокомментируй первым! Прочитано 1990 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Вторник, 25 Декабрь 2018 17:03

Беседа с работниками культуры советского прошлого в Муроме

Оцените материал
(3 голосов)

Biblioteka 28.11.18 3Беседа о культуре советского прошлого в Муроме

С целью уточнения деталей истории муромских парков, планировал встречу с первым директором ПКиО им. 50-летия Советской власти Ю.Д. Осиповым и третьим директором ПКиО им. В.И.Ленина В.П.Медыной. А так как и мой коллектив оставил след в планах развлечений ПКиО и в планах городского и районного отделов культуры Мурома, то и встречу с инспекторами по культуре при Муромском горисполкоме: Н.В.Дарьиной, Г.А.Стадник, Л.В. Алексутиной, с кем имел счастье пересекаться по работе, посчитал не лишней. На спонтанную предновогоднюю встречу 22 ноября 2018 года приехали все, кроме Юрия Дмитриевича, который сослался на недомогание.

У А.А.Вознесенского в пятой главе поэмы «Оза» есть строки:
Оза, Роза ли, стервоза -
как скучны метаморфозы,
в ящик рано или поздно...
Жизнь была - а на фига?!"
Как сказать ему, подонку,
что живем не чтоб подохнуть, -
чтоб губами тронуть чудо
поцелуя и ручья!
Чудо жить - необъяснимо.
Кто не жил - что спорить с ними?!
Можно бы - да на фига?

Biblioteka 28.11.18 1В интервью с детьми постарше люблю задавать провокационный вопрос: «А кому нужны твои усилия с успехами в спорте, танцах, театре, живописи, музыке, если это не предметы первой необходимости?» И если у ребёнка загораются глаза с элементами негодования от моих бестактных вопросов, то и диалог наш переходит в русло профессионального обсуждения того или иного вида деятельности. С коллегами пенсионного возраста чаще критикуем реформы, не забываем вспоминать дела своей молодости, но не можем обойти стороной и негодование от продолжающего заполнения жизненного пространства молодыми реформаторами, которые продолжают до основания разрушать созданное нами и нашими предшественниками. Да и чему радоваться, если в телепередаче «Вести» от 21.12.2018 г. прозвучало, что молодая московская чиновница нового поколения, выпускница Академии им. Гнесиных, госпожа Калачикова, считает, что: «классическое музыкальное образование, переживающее «кризис смыслов», утратило свою актуальность. И утверждает, что классика себя изжила и большинству детей лучше заняться чем-то более увлекательным и современным, поэтому количество музыкальных школ неоправданно велико».

Алексутина

Мнение молодого реформатора оставим на растерзание москвичей, которые страдают от её планов, а я обращаюсь к Алексутиной Людмиле Владимировне, которая с 1986 до 1992 года была инспектором по культуре Муромского горисполкома, а с 1990 до февраля 2013 года заведующей отдела культуры администрации округа Муром.

- Людмила Владимировна! Первая встреча с Вами состоялась в середине 80-х годов в клубе строителей, откуда Вы ушли на должность инспектора по культуре в горисполком. Как Вы в наш клуб попали?

- И не только в клуб, но и в горисполком. В сентябре 1984 года я ушла из клуба фанерного комбината, потому что мне с мужем и дочерью обещали дать комнату в коммуналке, но обманули. Тогда ушла в декретный отпуск Серёгина Татьяна Александровна, а Вы исполняли обязанности директора. Галина Николаевна Михейкина предложила мне занять ставку руководителя вокального кружка, потому что она собиралась уходить кассиром на автовокзал. Мы с ней сходили в профком треста «Муромстрой» к Волкову, и он мне пообещал, что если буду работать, то через полгода получу квартиру. В клубе я проработала полтора года. Помню, готовила вечер к 40-летию Победы, который так хорошо прошёл, что трест «Муромстрой» дал мне премию 10 рублей. И с артистами «Контакта» подготовили неплохой юбилейный вечер к 10-летию коллектива. С комнатой в малосемейке в тресте меня не обманули. Потом Татьяна Александровна вышла из декретного отпуска, а вот с ней у нас отношения не сложились. Я привыкла делать все мероприятия с нуля, сама вникая в каждую деталь, а Серёгина вручит найдённый в каком-нибудь сборнике или присланный из МДХС сценарий, и устанавливает срок его подготовки. А тут Нина Витальевна Дарьина приходит ко мне с предложением от горисполкома принять должность инспектора по культуре. Эту должность мне предлагали и до перехода в клуб строителей, но тогда я не решилась на такой ответственный шаг, а тут подумала, подумала, и в 1986 году пошла на работу инспектором по культуре.

А тогда все досуговые учреждения были профсоюзными. Государственными были только: городская библиотека на Воровского, кинотеатр «Октябрь», кинотеатр «Прогресс» с детским кинотеатром «Луч», и широкоформатный кинотеатр «30 лет Победы» на Южном посёлке. Были ещё три музыкальные школы: первая, третья, с художественной школой на Филатова, да вторая музыкальная школа на Вербовском. В 1990 году меня назначают начальником отдела культуры. Но это было не более чем сменой вывески, потому что два года я была единственной штатной единицей отдела. А отдел работал с внештатными сотрудниками – советом директоров государственных и профсоюзных культпросвет учреждений. В горисполкоме вопросами социальной политики, как сейчас принято говорить, куда и вопросы культуры входили, занималась Нина Александровна Скобелева. Вот с ней и решали все вопросы.

1991 год был очень богат на события, которые били, как обухом по голове. Отстранение Горбачёва и выборы президентом Ельцина, ГКЧП, ликвидация в августе горкомов партии и комсомола, в декабре и развал СССР. Потом началась приватизация с талонами на водку и зарплатами продукцией предприятий, безработица, разруха … Было отчего потерять голову. Но 3 декабря 1991 года мэром Мурома был назначен Пётр Алексеевич Кауров, он пригласил заниматься молодёжной политикой Барышеву Ольгу Альбертовну, та пригласила Мальцеву Марину Владимировну, так, постепенно, и приходили мы в себя. А в 1992 году и аппарат в отделе культуры появился. Я пригласила с МРЗ, который тоже начал разваливаться, Наташу Зубову, да три бухгалтера у меня было. Мы с Наташей творческими вопросами занимались, бухгалтерия выискивала финансовые возможности на проведение мероприятий.

Тогда у меня и появилась мысль о развитии народного творчества. Промыслы, фольклор…, вообще народный пласт, потому что у нас были только пляски с песнями во Дворце культуры с ДК имени Ленина. Уникальный мужской фольклорный ансамбль «Мурома» , который был организован Александром Черниковым на МРЗ, мог уйти в забвение. Я обратилась к Каурову П.А., и коллектив не только спасли, но и вывели на муниципальный уровень, сделали визитной карточкой города. Сейчас ни одно значимое городское мероприятие не обходится без участия этого коллектива. И Дом народного творчества, где сейчас базируются «Мурома», не только отреставрировали после принятия развалин от комбината «Красный луч», но и возродили в нём полноценную жизнь.

В 1993 году пригласила Надежду Дмитриевну Антонову, которая проработала у меня до 2003 года. Она была ведущим специалистом по изучению и развитию народных промыслов. Организовали с ней первую ярмарку промыслов и прикладного искусства, на которую собрали мастеров города и района. А с передачей клуба комбината «Красный луч», появилась возможность собирать мастеров не только на ярмарках. Да и слухи о ярмарке расползлись по всей стране и сейчас на День города с Днём семьи приезжают мастера чуть ли не со всех регионов страны. А Надежда Дмитриевна до ухода на пенсию стала курировать музыкальные с художественной школы, музей, библиотеки и ДК 1100-летия. А списки с адресами мастеров передала первому директору ДНТ Бондзюк Ирине Николаевне.

С Барышевой Ольгой Альбертовной ввели в практику проводить каждый год День города, которые до ликвидации горкомов партии проводили только по юбилейным датам на стадионах. А у нас появилась идея перенести праздник в центр. У города стали появляться не одноразовые юбилейные, а ежегодные традиционные мероприятия. В 1991 году провели первый фестиваль «На муромской дорожке». С 1994 по 1997 год стали заводы стали избавляться от соцкультбыта и клубы с парками стали передавать городу. Вербовский завод свой Дом культуры передал в 1998 году. А с 2008 года и День семьи, любви и верности стал не только ежегодным, но и праздником всей страны с центром в нашем городе. Не могу вспомнить сколько вообще фестивалей пришлось организовывать, но два из них получили статус областных, а фестиваль народной музыки и ремёсел «На Муромской дорожке» вышел на межрегиональный уровень. Любое дело будет иметь продолжение, если в него душу вкладывать.

Дарьина

Biblioteka 28.11.18 3- Нина Витальевна! Вас я помню, только как директора кинотеатров «Луч» и «Прогресс». Если про Костерину Людмилу Владимировну, как про ведущую актрису театра Радковского только слышал, и встречал как с худруком в ДК им. Ленина и директором кинотеатра «Октябрь», то про Вас до меня дошёл слух, что и «министром» культуры Мурома были?

- Ну, министром – не министром, а инспектором по культуре была.

- Вы приехали в Муром уже с багажом административной работы?

- Да какой багаж! Местная я. Родилась в 1942 году в селе Тучково Селивановского района. Жили бедно. Маме надо работать, а меня не с кем дома оставить, вот мама и попросила учительницу, чтобы я с сестрой в школу ходила. Так, с пяти лет, и сидела с куклой целый год на задней парте. Все руки поднимают, и я стала руку поднимать. И когда мне уже шесть лет стало, учитель и меня стал вызывать к доске. Так я незаметно и до четвёртого класса дошла. Но, как-то приехала из РАЙОНО проверка. Я отсидела с четвёртым классом первую смену, и учитель попросил меня придти и во вторую смену в третий класс, где был всего один ученик. Ну, проверяющие задают какие-то вопросы по поводу меня, а учитель и отвечает, что по возрасту я должна быть в третьем классе, а по знаниям иду на уровне четвёртого класса. А тогда после четвёртого класса экзамены сдавали, вот комиссия и предложила: сдам экзамены – перейду в пятый класс, а не сдам – останусь на второй год в своём классе.

Вот так с шести лет я и стала первоклассницей. Окончила семь классов в Тучково, потом десятилетку на Красной Горбатке , а после десятилетки не знала куда идти. К нам приехали агитаторы из библиотечного техникума, так в 1959 году я и оказалась во Владимире. Директором тогда был Мамонов Николай Тимофеевич, очень хороший человек. Хотела поступать на библиотечное отделение, но тогда только что открылось клубное, а я познакомилась и очень сдружилась с Чириковой (Звонарёвой) Надеждой, которая меня уговорила поступать на клубное. Сдали с ней экзамены в хоровую группу, но с пением у меня ничего не получалось. И через месяц мучений я пошла к Мамонову. Он быстро нашёл выход. Одного парня из библиотечного отделения перевели на клубное, а меня перевели на библиотечное. И в 1961 году был наш выпуск.

- Потом распределение в сельскую библиотеку области, где надо было отработать минимум три года. А затем потянуло на родину?

- Именно так и было! В 1961 году получаю направление в Надеждинскую сельскую библиотеку Селивановского района, а 5 января 1962 года меня переводят в Судогодскую районную библиотеку. Оттуда меня пригласили в Судогодский райком комсомола, где я вела общий отдел. И в 1964 году, на конференции при передаче Мошокского сельского отдела Муромскому райкому комсомола встретилась с будущим мужем. В 1965 году приехала в Муром. Небольшое время поработала воспитателем детского сада, и, вероятно, как комсомольского работника, пригласили на работу в горисполком, на должность инспектора по культуре.

- Позвольте небольшое уточнение. В истории Управления культуры написано, что отдел культурно-просветительной работы при Муромском при горисполкоме образован в 1945 году. Его возглавила Людмила Васильевна Истомина. С 1951 года по 1953 год отделом заведовала Екатерина Васильевна Амозова, с 1953 года по 1955 год - Надежда Михайловна Катина. В 1955 году прошло сокращение штатов горисполкома, куда и должность Надежды Михайловны попала. В 1958 году вновь вводится должность инспектора по культпросветработе. Инспекторами были: до 1961 года Травников Евгений Михайлович. 1961 - 1962 годы - Самарин Александр Николаевич. Гончарова Клавдия Ивановна - 1962 – 1965, Дарьина Нина Витальевна - 1965.- 1973, Стадник Галина Алексеевна - 1973 – 1984.

- Да. Я сменила Гончарову Клавдию Ивановну, а Травников в горкоме партии занимался вопросами идеологии и очень мне помогал. Не знаю, почему работа в горисполкоме инспектором по культуре написана одной строчкой, но туда я приходила дважды. В 1965 и 1972 годах. С конца 1967 по 1972 год я возглавляла самодеятельность в ДК им. Ленина и Катина какое-то время была директором «Прогресса». В 1972 году Надежда Михайловна забрала меня из ДК им. Ленина в инспекторы, а после отъезда в 1973 году из города директора «Прогресса» Веры Григорьевны Коваль, я перешла в «Прогресс» и до пенсии была директором кинотеатров. А на моё место пришла молодая, активная Галя Стадник. Почему я всё время инспектором одной строчкой? Может, достойных и постоянных кандидатов не находилось, а может и я, как Фигаро, успевала работать на два фронта. Не помню. Но помню, что до пенсии жила на два дома: горисполком, да кинотеатр. Муж с сыном меня практически не видели.

- А Вы не напомните, когда и по какой причине кинотеатры превратились в торговые центры?

- Проблема была не в кинотеатрах, а в политике Горбачёва с Ельциным. Про Ельцина с командой вообще помолчу, а Горбачёв ввёл кооперативы, куда хлынула вся рать спекулянтов из советского прошлого. Если до этого момента у нас была государственная система кинопроката, с налогами на сборы, от которых и кинотеатрам что-то оставалось, то частники нас так прижали, что ничего, кроме убытков нам не оставалось. Детский билет был 10 копеек. «Прогресс» ещё как-то сам себя окупал, а «Луч» работал в убыток, поэтому «Прогресс» и детский кинотеатр обрабатывал. Но если государственному кинопрокату мы платили 25 % от сборов, то частники стали требовать 70 %. И получалось, что 55 % мы должны были перечислять горфинотделу, 70 % кинодельцам, а нам на что жить? И тут депутаты приходят к выводу, что кинотеатры для городского бюджета обременительны.

- И Вы решили сдать «Луч» под ночной клуб?

- Нет. Тут тоже депутаты постаралась. До этого ко мне приходили какие-то москвичи с предложением, чтобы днём «Луч» работал как кинотеатр, а вечерами как танцевальный зал. А напротив кинотеатра стоит дом партработников. Ну, я им и объясняю, что грохотать децибелами жители дома не позволят, и они пошли другим путём. Нашли общий язык с депутатским корпусом, так с 2000 года кинотеатр и превратился в ночной клуб.

Стадник

- Галина Алексеевна! Вы прослужили на этой должности 11 лет. А когда Вы ушли в районный кинопрокат?

- В 1984 году.

- А что можете вспомнить про работу инспектора за 11 лет?

- Все руководители музыкальных школ, парков, клубов, кинотеатров библиотек, музея были в совете директоров. Если Виктор Павлович Медына отвечал за парки, то с него, как с ответственного, был и спрос за работу парков. Осипов Юрий Дмитриевич был ответственным за работу клубов и ДК. За музыкальные школы сначала была ответственной Усова Тамара Гавриловна, но она была очень тяжёлым, и чрезмерно занятым человеком. Почти все хоры города с титулами «народных» тогда были в её руках, да и проблем в музыкальной школе было немало. И заниматься музыкальными школами поручили Галине Ильиничне Петровой, хоры которой сейчас тоже титулованы. Не многим удаётся совмещать творческую и административную работу. Насколько Анна Алексеевна Епанчина была творчески одарённым человеком, а сил на административную работу хватило только на пять лет. Да и Вас на должность директора клуба хватило не намного. Не помню года, пока работала инспектором, чтобы на Вас не поступали жалобы. Но и не помню случая, чтобы хоть одна жалоба подтвердилась. У Вас была своеобразная манера работы, не такая, как у всех. Сами работали, и требовали такого же отношения к работе от других, поэтому и жалобы писали, чтобы у горкома с горисполкомом выпросить защиту от Вас.

А работы при организации мероприятий хватало всем. Внедрили праздник «Марш духовых оркестров» на День Победы, в котором принимали участие все духовые оркестры города. Летом все творческие коллективы по утверждённому горкомом партии графику работали в парках. Проводили летние и зимнее декады по обслуживанию сельского населения, где были задействованы тоже все коллективы. Ежегодно проводили «Проводы зимы», «День Нептуна», разнообразные смотры и фестивали художественной самодеятельности, кружков технического творчества.

- Как мне приходилось на полевых станах в сенокосную пору собирать отзывы в путёвках для отчёта перед Вами, это я отлично помню. А как Вы попали на должность инспектора по культуре?

- Окончила школу 28, поступила в педучилище. Там избрали секретарём комитета комсомола. После выпуска из училища меня забрали в аппарат горкома комсомола заниматься вопросами идеологии, Нина Витальевна тогда была инспектором по культуре. А из комсомольского аппарата перевели в горисполком, когда Нина Витальевна перешла возглавлять «Прогресс».

Медына

Biblioteka 28.11.18 2К биографии Медыны Виктора Павловича и его работе, как директора парка, я вернусь в прогулке по Окскому парку. А пока задаю первый вопрос.

- Виктор Павлович! Как Вы расширяли и облагораживали пространство парка, об этом поговорим позднее. А вот как начиналось сотрудничество с сегодняшними собеседницами – бывшими «министрами» культуры Мурома, хотелось бы услышать из первоуст.

- Нина Витальевна, тогда инспектор по культуре, как-то при разговоре со мной, задаёт вопрос, а почему бы мне не взять на себя организацию праздника Нептуна? Ока рядом, творческие силы в городе есть, зрителей всё лето целый пляж. И я по её выкладкам просчитал возможности города и завода РИП, на балансе которого был парк. Начал с разговора с начальником морской школы Онищенко. Это опытный моряк. В его руках были и катера для знаменосцев пятнадцати республик, и большие катера. Сходили с ним на переговоры в воинскую частью понтонёров. Всех нужных людей собрали на совещании у Скобелевой, и по утверждённому сценарию назначили ответственных за каждый уголок. Ведь каждый эпизод театрализованного действа требовал координации всех служб. Сцена-то огромная, река. На катерах знаменосцы с Нептуном, следом артисты, за ними на большом катере духовой оркестр в сопровождении шлюпок.
Команда артистов была вся с завода РИП, а самодеятельность на заводе была сильная. Но всё это пространство надо было ещё и озвучить, ведь электричества-то на реке нет, а радиомикрофонов тогда ещё и в помине не было. Для озвучивания задействовали заводскую машину, которая использовалась для агитации на площадях и улицах. Понтонёры немало работы сделали. Раскрыли понтон, загнали на него агитационную машину, и эта кавалькада плыла по реке. Зрители и на пляже, и на берегу города были в восторге.

- А какой это был год?

- Я начал работу в парке в 1972 году. Значит, это был 1972 год. А погода выдалась солнечной, и праздник получился ярким, красочным. После реки зрителей пригласили в парк, где организовали концерты, встречу ветеранов флота, вручили им подарки, играл духовой оркестр. За все годы эти женщины, которых Вы назвали «министрами» культуры Мурома, внесли достойный вклад в летопись города по развитию всех очагов культуры и по привлечению населения к массовым действам на площадях, на реке, в парках и сценических площадках клубов.

В диалог вступает Дарьина Нина Витальевна.

- Что я хочу добавить доброго? Кроме клубов и парков на каждом заводе была художественная самодеятельность. Ежегодно нас приглашали на заводы и в клубы отбирать коллективы на городской смотр. На городских смотрах отбирались коллективы для областных смотров по жанрам или номера для сводного городского концерта. Я по выходным практически дома не была. В 1964 году приехала в Муром, в 1965 году пришла работать в исполком. Травников с Фроловым из горкома партии очень помогали. Тематические вечера в честь красных дат, чествование передовиков производства, ветеранов труда, трудовых династий и посвящение в рабочие выпускников ПТУ – всё это было нашей работой. И беда в том, что с перестройкой Горбачёва и неизвестно каким курсом Ельцина разрушились не только заводы, но и культуру отправили на гильотину. Вот, например, завод Дзержинского всегда отличался в городе прославлением рабочих династий. Проводились вечера, посвящённые подвигу Гастелло, прославляли вклад работников в Победу и героев-работников завода, вернувшихся с фронта и оставшихся на полях сражений. А сейчас деньги, деньги, деньги.

- Вы говорите о светлых страницах страны, когда профессиональные культработники были востребованы. Но ведь до революции культура, как и образование, были доступны только людям с деньгами. А бедноте – кабак, если денег хватало, да всеобщее веселье по великим праздникам.

- Зачем Вы поднимаете историю наших прародителей, - перебивает меня Медына В.П., - Ведь мы говорим про нашу жизнь, про наш вклад в трудовую копилку народа.

Biblioteka 28.11.18 4Biblioteka 28.11.18 5

С моими собеседниками можно говорить до бесконечности о быте, о творчестве, о воспитании подрастающего поколения. О том, какую память, какой восторг оставляли своим творчеством в душах зрителей наши самодеятельные артисты. Конечно, можно критиковать новое поколение, которое строит свою жизнь по своим лекалам, но ведь и мы когда-то откладывали в сторону творения наших предшественников, пытаясь найти свою нишу в этом мире. И в канун нового, 2019 года, хочу пожелать нашему поколению не забывать делиться с молодёжью своим опытом, а молодому поколению желаю смелее вторгаться в дебри прогресса, но не забывать, что искусство должно приносить радость, а не неудобство, особенно детям. И не забывать, что публика идёт смотреть на лицедеев ради восторга. С Новым годом! Аншлагов вам в Новом году!

Фото автора уголков Мурома и собоседников.
Иван Васильевич Костин

Прочитано 455 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi