• Igor Suchov 5Музей приглашает на выставку Игоря Сухова

    В день 60-летия Игоря Вячеславовича Сухова, 11 июня 2019 года, в Выставочном центре Муромского музея (Московская, 13) открывается выставка работ: «Игорь Сухов. Живопись, графика», которая продлиться до 2 июля. Дорога Игоря Вячеславовича началась в Муроме 11.06.1959 г. и, если судить по автобиографии, была достаточно ровной, без крутых поворотов. Благополучно миновав босоногое детство, Игорек стал первоклассником 20-й средней школы. Окончил ее в положенном 1976 году без каких-либо задержек, столь характерных для творческих натур, но в старших классах определился его дальнейший путь. В 1974 году он поступил в Муромскую детскую художественную школу.

    Прокомментируй первым! Прочитано 136 раз Подробнее ...
  • VSK im SaplinaОдиннадцатая водная экспедиция ВСК им. В.И.Саплина

    14 июня 2019 года в 10.00 от здания ВСК им. В.И. Саплина (Автодора, 40) стартовала одиннадцатая водная экспедиция воспитанников ВСК. 29 юнармейцев отправились в сплав по маршруту: д. Борисово Спас-Клепиковского района Рязанской области – город Муром. Сплав продлится 20 дней. Работа на вёслах проверка на выносливость только для новичков, старослужащие уже знают секреты сплава. Обязательно будет и Праздник Нептуна с посвящением в матросы. Служба службой, а обед по расписанию. И чистить картофель, облагораживать места стоянок и ставить палатки – эти премудрости новички за двадцать дней успеют освоить. Пожелаем ребятам хорошей погоды, оптимизма, попутного ветра и семь футов под килем!

    Прокомментируй первым! Прочитано 63 раз Подробнее ...
  • original-5График отключения горячей воды в Муроме

    А на Западе горячую воду отключают? Там её не отключают, как это делают в России. Там к людям относятся с уважением и заботой! Эти разговоры можно бесконечно слушать от людей, которые вечно недовольны тем, что имеют. А то, что во многих странах нет дорогостоящих котельных, а есть в квартирах холодная вода с автономным отоплением, поэтому и отключений для профилактики не бывает, этого недовольные во внимание не берут. И в России стали строить дома с автономным отоплением. И в Муроме в хрущёвках дровяные титаны заменили на газовые колонки. А в тех домах, которые получают воду из центральных котельных, начнутся двухнедельные каникулы для профилактики котельных с тепловыми пунктами с 4 июня. Графики утверждены. Отключение будет традиционным, на две недели. 

    Прокомментируй первым! Прочитано 769 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Вторник, 25 Декабрь 2018 17:03

Беседа с работниками культуры советского прошлого в Муроме

Оцените материал
(3 голосов)

Biblioteka 28.11.18 3Беседа о культуре советского прошлого в Муроме

С целью уточнения деталей истории муромских парков, планировал встречу с первым директором ПКиО им. 50-летия Советской власти Ю.Д. Осиповым и третьим директором ПКиО им. В.И.Ленина В.П.Медыной. А так как и мой коллектив оставил след в планах развлечений ПКиО и в планах городского и районного отделов культуры Мурома, то и встречу с инспекторами по культуре при Муромском горисполкоме: Н.В.Дарьиной, Г.А.Стадник, Л.В. Алексутиной, с кем имел счастье пересекаться по работе, посчитал не лишней. На спонтанную предновогоднюю встречу 22 ноября 2018 года приехали все, кроме Юрия Дмитриевича, который сослался на недомогание.

У А.А.Вознесенского в пятой главе поэмы «Оза» есть строки:
Оза, Роза ли, стервоза -
как скучны метаморфозы,
в ящик рано или поздно...
Жизнь была - а на фига?!"
Как сказать ему, подонку,
что живем не чтоб подохнуть, -
чтоб губами тронуть чудо
поцелуя и ручья!
Чудо жить - необъяснимо.
Кто не жил - что спорить с ними?!
Можно бы - да на фига?

Biblioteka 28.11.18 1В интервью с детьми постарше люблю задавать провокационный вопрос: «А кому нужны твои усилия с успехами в спорте, танцах, театре, живописи, музыке, если это не предметы первой необходимости?» И если у ребёнка загораются глаза с элементами негодования от моих бестактных вопросов, то и диалог наш переходит в русло профессионального обсуждения того или иного вида деятельности. С коллегами пенсионного возраста чаще критикуем реформы, не забываем вспоминать дела своей молодости, но не можем обойти стороной и негодование от продолжающего заполнения жизненного пространства молодыми реформаторами, которые продолжают до основания разрушать созданное нами и нашими предшественниками. Да и чему радоваться, если в телепередаче «Вести» от 21.12.2018 г. прозвучало, что молодая московская чиновница нового поколения, выпускница Академии им. Гнесиных, госпожа Калачикова, считает, что: «классическое музыкальное образование, переживающее «кризис смыслов», утратило свою актуальность. И утверждает, что классика себя изжила и большинству детей лучше заняться чем-то более увлекательным и современным, поэтому количество музыкальных школ неоправданно велико».

Алексутина

Мнение молодого реформатора оставим на растерзание москвичей, которые страдают от её планов, а я обращаюсь к Алексутиной Людмиле Владимировне, которая с 1986 до 1992 года была инспектором по культуре Муромского горисполкома, а с 1990 до февраля 2013 года заведующей отдела культуры администрации округа Муром.

- Людмила Владимировна! Первая встреча с Вами состоялась в середине 80-х годов в клубе строителей, откуда Вы ушли на должность инспектора по культуре в горисполком. Как Вы в наш клуб попали?

- И не только в клуб, но и в горисполком. В сентябре 1984 года я ушла из клуба фанерного комбината, потому что мне с мужем и дочерью обещали дать комнату в коммуналке, но обманули. Тогда ушла в декретный отпуск Серёгина Татьяна Александровна, а Вы исполняли обязанности директора. Галина Николаевна Михейкина предложила мне занять ставку руководителя вокального кружка, потому что она собиралась уходить кассиром на автовокзал. Мы с ней сходили в профком треста «Муромстрой» к Волкову, и он мне пообещал, что если буду работать, то через полгода получу квартиру. В клубе я проработала полтора года. Помню, готовила вечер к 40-летию Победы, который так хорошо прошёл, что трест «Муромстрой» дал мне премию 10 рублей. И с артистами «Контакта» подготовили неплохой юбилейный вечер к 10-летию коллектива. С комнатой в малосемейке в тресте меня не обманули. Потом Татьяна Александровна вышла из декретного отпуска, а вот с ней у нас отношения не сложились. Я привыкла делать все мероприятия с нуля, сама вникая в каждую деталь, а Серёгина вручит найдённый в каком-нибудь сборнике или присланный из МДХС сценарий, и устанавливает срок его подготовки. А тут Нина Витальевна Дарьина приходит ко мне с предложением от горисполкома принять должность инспектора по культуре. Эту должность мне предлагали и до перехода в клуб строителей, но тогда я не решилась на такой ответственный шаг, а тут подумала, подумала, и в 1986 году пошла на работу инспектором по культуре.

А тогда все досуговые учреждения были профсоюзными. Государственными были только: городская библиотека на Воровского, кинотеатр «Октябрь», кинотеатр «Прогресс» с детским кинотеатром «Луч», и широкоформатный кинотеатр «30 лет Победы» на Южном посёлке. Были ещё три музыкальные школы: первая, третья, с художественной школой на Филатова, да вторая музыкальная школа на Вербовском. В 1990 году меня назначают начальником отдела культуры. Но это было не более чем сменой вывески, потому что два года я была единственной штатной единицей отдела. А отдел работал с внештатными сотрудниками – советом директоров государственных и профсоюзных культпросвет учреждений. В горисполкоме вопросами социальной политики, как сейчас принято говорить, куда и вопросы культуры входили, занималась Нина Александровна Скобелева. Вот с ней и решали все вопросы.

1991 год был очень богат на события, которые били, как обухом по голове. Отстранение Горбачёва и выборы президентом Ельцина, ГКЧП, ликвидация в августе горкомов партии и комсомола, в декабре и развал СССР. Потом началась приватизация с талонами на водку и зарплатами продукцией предприятий, безработица, разруха … Было отчего потерять голову. Но 3 декабря 1991 года мэром Мурома был назначен Пётр Алексеевич Кауров, он пригласил заниматься молодёжной политикой Барышеву Ольгу Альбертовну, та пригласила Мальцеву Марину Владимировну, так, постепенно, и приходили мы в себя. А в 1992 году и аппарат в отделе культуры появился. Я пригласила с МРЗ, который тоже начал разваливаться, Наташу Зубову, да три бухгалтера у меня было. Мы с Наташей творческими вопросами занимались, бухгалтерия выискивала финансовые возможности на проведение мероприятий.

Тогда у меня и появилась мысль о развитии народного творчества. Промыслы, фольклор…, вообще народный пласт, потому что у нас были только пляски с песнями во Дворце культуры с ДК имени Ленина. Уникальный мужской фольклорный ансамбль «Мурома» , который был организован Александром Черниковым на МРЗ, мог уйти в забвение. Я обратилась к Каурову П.А., и коллектив не только спасли, но и вывели на муниципальный уровень, сделали визитной карточкой города. Сейчас ни одно значимое городское мероприятие не обходится без участия этого коллектива. И Дом народного творчества, где сейчас базируются «Мурома», не только отреставрировали после принятия развалин от комбината «Красный луч», но и возродили в нём полноценную жизнь.

В 1993 году пригласила Надежду Дмитриевну Антонову, которая проработала у меня до 2003 года. Она была ведущим специалистом по изучению и развитию народных промыслов. Организовали с ней первую ярмарку промыслов и прикладного искусства, на которую собрали мастеров города и района. А с передачей клуба комбината «Красный луч», появилась возможность собирать мастеров не только на ярмарках. Да и слухи о ярмарке расползлись по всей стране и сейчас на День города с Днём семьи приезжают мастера чуть ли не со всех регионов страны. А Надежда Дмитриевна до ухода на пенсию стала курировать музыкальные с художественной школы, музей, библиотеки и ДК 1100-летия. А списки с адресами мастеров передала первому директору ДНТ Бондзюк Ирине Николаевне.

С Барышевой Ольгой Альбертовной ввели в практику проводить каждый год День города, которые до ликвидации горкомов партии проводили только по юбилейным датам на стадионах. А у нас появилась идея перенести праздник в центр. У города стали появляться не одноразовые юбилейные, а ежегодные традиционные мероприятия. В 1991 году провели первый фестиваль «На муромской дорожке». С 1994 по 1997 год стали заводы стали избавляться от соцкультбыта и клубы с парками стали передавать городу. Вербовский завод свой Дом культуры передал в 1998 году. А с 2008 года и День семьи, любви и верности стал не только ежегодным, но и праздником всей страны с центром в нашем городе. Не могу вспомнить сколько вообще фестивалей пришлось организовывать, но два из них получили статус областных, а фестиваль народной музыки и ремёсел «На Муромской дорожке» вышел на межрегиональный уровень. Любое дело будет иметь продолжение, если в него душу вкладывать.

Дарьина

Biblioteka 28.11.18 3- Нина Витальевна! Вас я помню, только как директора кинотеатров «Луч» и «Прогресс». Если про Костерину Людмилу Владимировну, как про ведущую актрису театра Радковского только слышал, и встречал как с худруком в ДК им. Ленина и директором кинотеатра «Октябрь», то про Вас до меня дошёл слух, что и «министром» культуры Мурома были?

- Ну, министром – не министром, а инспектором по культуре была.

- Вы приехали в Муром уже с багажом административной работы?

- Да какой багаж! Местная я. Родилась в 1942 году в селе Тучково Селивановского района. Жили бедно. Маме надо работать, а меня не с кем дома оставить, вот мама и попросила учительницу, чтобы я с сестрой в школу ходила. Так, с пяти лет, и сидела с куклой целый год на задней парте. Все руки поднимают, и я стала руку поднимать. И когда мне уже шесть лет стало, учитель и меня стал вызывать к доске. Так я незаметно и до четвёртого класса дошла. Но, как-то приехала из РАЙОНО проверка. Я отсидела с четвёртым классом первую смену, и учитель попросил меня придти и во вторую смену в третий класс, где был всего один ученик. Ну, проверяющие задают какие-то вопросы по поводу меня, а учитель и отвечает, что по возрасту я должна быть в третьем классе, а по знаниям иду на уровне четвёртого класса. А тогда после четвёртого класса экзамены сдавали, вот комиссия и предложила: сдам экзамены – перейду в пятый класс, а не сдам – останусь на второй год в своём классе.

Вот так с шести лет я и стала первоклассницей. Окончила семь классов в Тучково, потом десятилетку на Красной Горбатке , а после десятилетки не знала куда идти. К нам приехали агитаторы из библиотечного техникума, так в 1959 году я и оказалась во Владимире. Директором тогда был Мамонов Николай Тимофеевич, очень хороший человек. Хотела поступать на библиотечное отделение, но тогда только что открылось клубное, а я познакомилась и очень сдружилась с Чириковой (Звонарёвой) Надеждой, которая меня уговорила поступать на клубное. Сдали с ней экзамены в хоровую группу, но с пением у меня ничего не получалось. И через месяц мучений я пошла к Мамонову. Он быстро нашёл выход. Одного парня из библиотечного отделения перевели на клубное, а меня перевели на библиотечное. И в 1961 году был наш выпуск.

- Потом распределение в сельскую библиотеку области, где надо было отработать минимум три года. А затем потянуло на родину?

- Именно так и было! В 1961 году получаю направление в Надеждинскую сельскую библиотеку Селивановского района, а 5 января 1962 года меня переводят в Судогодскую районную библиотеку. Оттуда меня пригласили в Судогодский райком комсомола, где я вела общий отдел. И в 1964 году, на конференции при передаче Мошокского сельского отдела Муромскому райкому комсомола встретилась с будущим мужем. В 1965 году приехала в Муром. Небольшое время поработала воспитателем детского сада, и, вероятно, как комсомольского работника, пригласили на работу в горисполком, на должность инспектора по культуре.

- Позвольте небольшое уточнение. В истории Управления культуры написано, что отдел культурно-просветительной работы при Муромском при горисполкоме образован в 1945 году. Его возглавила Людмила Васильевна Истомина. С 1951 года по 1953 год отделом заведовала Екатерина Васильевна Амозова, с 1953 года по 1955 год - Надежда Михайловна Катина. В 1955 году прошло сокращение штатов горисполкома, куда и должность Надежды Михайловны попала. В 1958 году вновь вводится должность инспектора по культпросветработе. Инспекторами были: до 1961 года Травников Евгений Михайлович. 1961 - 1962 годы - Самарин Александр Николаевич. Гончарова Клавдия Ивановна - 1962 – 1965, Дарьина Нина Витальевна - 1965.- 1973, Стадник Галина Алексеевна - 1973 – 1984.

- Да. Я сменила Гончарову Клавдию Ивановну, а Травников в горкоме партии занимался вопросами идеологии и очень мне помогал. Не знаю, почему работа в горисполкоме инспектором по культуре написана одной строчкой, но туда я приходила дважды. В 1965 и 1972 годах. С конца 1967 по 1972 год я возглавляла самодеятельность в ДК им. Ленина и Катина какое-то время была директором «Прогресса». В 1972 году Надежда Михайловна забрала меня из ДК им. Ленина в инспекторы, а после отъезда в 1973 году из города директора «Прогресса» Веры Григорьевны Коваль, я перешла в «Прогресс» и до пенсии была директором кинотеатров. А на моё место пришла молодая, активная Галя Стадник. Почему я всё время инспектором одной строчкой? Может, достойных и постоянных кандидатов не находилось, а может и я, как Фигаро, успевала работать на два фронта. Не помню. Но помню, что до пенсии жила на два дома: горисполком, да кинотеатр. Муж с сыном меня практически не видели.

- А Вы не напомните, когда и по какой причине кинотеатры превратились в торговые центры?

- Проблема была не в кинотеатрах, а в политике Горбачёва с Ельциным. Про Ельцина с командой вообще помолчу, а Горбачёв ввёл кооперативы, куда хлынула вся рать спекулянтов из советского прошлого. Если до этого момента у нас была государственная система кинопроката, с налогами на сборы, от которых и кинотеатрам что-то оставалось, то частники нас так прижали, что ничего, кроме убытков нам не оставалось. Детский билет был 10 копеек. «Прогресс» ещё как-то сам себя окупал, а «Луч» работал в убыток, поэтому «Прогресс» и детский кинотеатр обрабатывал. Но если государственному кинопрокату мы платили 25 % от сборов, то частники стали требовать 70 %. И получалось, что 55 % мы должны были перечислять горфинотделу, 70 % кинодельцам, а нам на что жить? И тут депутаты приходят к выводу, что кинотеатры для городского бюджета обременительны.

- И Вы решили сдать «Луч» под ночной клуб?

- Нет. Тут тоже депутаты постаралась. До этого ко мне приходили какие-то москвичи с предложением, чтобы днём «Луч» работал как кинотеатр, а вечерами как танцевальный зал. А напротив кинотеатра стоит дом партработников. Ну, я им и объясняю, что грохотать децибелами жители дома не позволят, и они пошли другим путём. Нашли общий язык с депутатским корпусом, так с 2000 года кинотеатр и превратился в ночной клуб.

Стадник

- Галина Алексеевна! Вы прослужили на этой должности 11 лет. А когда Вы ушли в районный кинопрокат?

- В 1984 году.

- А что можете вспомнить про работу инспектора за 11 лет?

- Все руководители музыкальных школ, парков, клубов, кинотеатров библиотек, музея были в совете директоров. Если Виктор Павлович Медына отвечал за парки, то с него, как с ответственного, был и спрос за работу парков. Осипов Юрий Дмитриевич был ответственным за работу клубов и ДК. За музыкальные школы сначала была ответственной Усова Тамара Гавриловна, но она была очень тяжёлым, и чрезмерно занятым человеком. Почти все хоры города с титулами «народных» тогда были в её руках, да и проблем в музыкальной школе было немало. И заниматься музыкальными школами поручили Галине Ильиничне Петровой, хоры которой сейчас тоже титулованы. Не многим удаётся совмещать творческую и административную работу. Насколько Анна Алексеевна Епанчина была творчески одарённым человеком, а сил на административную работу хватило только на пять лет. Да и Вас на должность директора клуба хватило не намного. Не помню года, пока работала инспектором, чтобы на Вас не поступали жалобы. Но и не помню случая, чтобы хоть одна жалоба подтвердилась. У Вас была своеобразная манера работы, не такая, как у всех. Сами работали, и требовали такого же отношения к работе от других, поэтому и жалобы писали, чтобы у горкома с горисполкомом выпросить защиту от Вас.

А работы при организации мероприятий хватало всем. Внедрили праздник «Марш духовых оркестров» на День Победы, в котором принимали участие все духовые оркестры города. Летом все творческие коллективы по утверждённому горкомом партии графику работали в парках. Проводили летние и зимнее декады по обслуживанию сельского населения, где были задействованы тоже все коллективы. Ежегодно проводили «Проводы зимы», «День Нептуна», разнообразные смотры и фестивали художественной самодеятельности, кружков технического творчества.

- Как мне приходилось на полевых станах в сенокосную пору собирать отзывы в путёвках для отчёта перед Вами, это я отлично помню. А как Вы попали на должность инспектора по культуре?

- Окончила школу 28, поступила в педучилище. Там избрали секретарём комитета комсомола. После выпуска из училища меня забрали в аппарат горкома комсомола заниматься вопросами идеологии, Нина Витальевна тогда была инспектором по культуре. А из комсомольского аппарата перевели в горисполком, когда Нина Витальевна перешла возглавлять «Прогресс».

Медына

Biblioteka 28.11.18 2К биографии Медыны Виктора Павловича и его работе, как директора парка, я вернусь в прогулке по Окскому парку. А пока задаю первый вопрос.

- Виктор Павлович! Как Вы расширяли и облагораживали пространство парка, об этом поговорим позднее. А вот как начиналось сотрудничество с сегодняшними собеседницами – бывшими «министрами» культуры Мурома, хотелось бы услышать из первоуст.

- Нина Витальевна, тогда инспектор по культуре, как-то при разговоре со мной, задаёт вопрос, а почему бы мне не взять на себя организацию праздника Нептуна? Ока рядом, творческие силы в городе есть, зрителей всё лето целый пляж. И я по её выкладкам просчитал возможности города и завода РИП, на балансе которого был парк. Начал с разговора с начальником морской школы Онищенко. Это опытный моряк. В его руках были и катера для знаменосцев пятнадцати республик, и большие катера. Сходили с ним на переговоры в воинскую частью понтонёров. Всех нужных людей собрали на совещании у Скобелевой, и по утверждённому сценарию назначили ответственных за каждый уголок. Ведь каждый эпизод театрализованного действа требовал координации всех служб. Сцена-то огромная, река. На катерах знаменосцы с Нептуном, следом артисты, за ними на большом катере духовой оркестр в сопровождении шлюпок.
Команда артистов была вся с завода РИП, а самодеятельность на заводе была сильная. Но всё это пространство надо было ещё и озвучить, ведь электричества-то на реке нет, а радиомикрофонов тогда ещё и в помине не было. Для озвучивания задействовали заводскую машину, которая использовалась для агитации на площадях и улицах. Понтонёры немало работы сделали. Раскрыли понтон, загнали на него агитационную машину, и эта кавалькада плыла по реке. Зрители и на пляже, и на берегу города были в восторге.

- А какой это был год?

- Я начал работу в парке в 1972 году. Значит, это был 1972 год. А погода выдалась солнечной, и праздник получился ярким, красочным. После реки зрителей пригласили в парк, где организовали концерты, встречу ветеранов флота, вручили им подарки, играл духовой оркестр. За все годы эти женщины, которых Вы назвали «министрами» культуры Мурома, внесли достойный вклад в летопись города по развитию всех очагов культуры и по привлечению населения к массовым действам на площадях, на реке, в парках и сценических площадках клубов.

В диалог вступает Дарьина Нина Витальевна.

- Что я хочу добавить доброго? Кроме клубов и парков на каждом заводе была художественная самодеятельность. Ежегодно нас приглашали на заводы и в клубы отбирать коллективы на городской смотр. На городских смотрах отбирались коллективы для областных смотров по жанрам или номера для сводного городского концерта. Я по выходным практически дома не была. В 1964 году приехала в Муром, в 1965 году пришла работать в исполком. Травников с Фроловым из горкома партии очень помогали. Тематические вечера в честь красных дат, чествование передовиков производства, ветеранов труда, трудовых династий и посвящение в рабочие выпускников ПТУ – всё это было нашей работой. И беда в том, что с перестройкой Горбачёва и неизвестно каким курсом Ельцина разрушились не только заводы, но и культуру отправили на гильотину. Вот, например, завод Дзержинского всегда отличался в городе прославлением рабочих династий. Проводились вечера, посвящённые подвигу Гастелло, прославляли вклад работников в Победу и героев-работников завода, вернувшихся с фронта и оставшихся на полях сражений. А сейчас деньги, деньги, деньги.

- Вы говорите о светлых страницах страны, когда профессиональные культработники были востребованы. Но ведь до революции культура, как и образование, были доступны только людям с деньгами. А бедноте – кабак, если денег хватало, да всеобщее веселье по великим праздникам.

- Зачем Вы поднимаете историю наших прародителей, - перебивает меня Медына В.П., - Ведь мы говорим про нашу жизнь, про наш вклад в трудовую копилку народа.

Biblioteka 28.11.18 4Biblioteka 28.11.18 5

С моими собеседниками можно говорить до бесконечности о быте, о творчестве, о воспитании подрастающего поколения. О том, какую память, какой восторг оставляли своим творчеством в душах зрителей наши самодеятельные артисты. Конечно, можно критиковать новое поколение, которое строит свою жизнь по своим лекалам, но ведь и мы когда-то откладывали в сторону творения наших предшественников, пытаясь найти свою нишу в этом мире. И в канун нового, 2019 года, хочу пожелать нашему поколению не забывать делиться с молодёжью своим опытом, а молодому поколению желаю смелее вторгаться в дебри прогресса, но не забывать, что искусство должно приносить радость, а не неудобство, особенно детям. И не забывать, что публика идёт смотреть на лицедеев ради восторга. С Новым годом! Аншлагов вам в Новом году!

Фото автора уголков Мурома и собоседников.
Иван Васильевич Костин

Прочитано 628 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi