КИВ https://www.murom-mama.ru Tue, 30 Nov 2021 16:03:36 +0000 Joomla! - Open Source Content Management ru-ru Групповая выставка художников из Александрова https://www.murom-mama.ru/novosti/gruppovaya-vystavka-hudozhnikov-iz-aleksandrova.html https://www.murom-mama.ru/novosti/gruppovaya-vystavka-hudozhnikov-iz-aleksandrova.html

Aleksandrov v MIXM 1Групповая выставка художников из Александрова

Департамент культуры Владимирской области, ГБУК ВО «Муромский историко-художественный музей», ВТОО «Союз художников России» приглашают в Выставочный центр (Муром, Московская, 13) с 26 февраля по 29 марта 2021 года на групповую выставку художников из Александрова: Анатолия Демьянова (графика), Юрия Иватько (скульптура), Виктора Рассадкина (скульптура). На ней посетители смогут увидеть около ста произведений из их личных коллекций. Для муромских жителей новая выставка будет премьерной. Творчество художников из города Александрова представлено у нас впервые.

Aleksandrov v MIXM 2

У каждого из мастеров в активе многочисленные персональные, зональные, всероссийские и даже зарубежные выставки, но вместе они представлены впервые.
Все представленные художники – яркие и многогранные личности. Они активно творчески работают, постоянно находятся в поиске. На выставке будет представлено более 50 работ Анатолия Демьянова в различных графических техниках, это рисунки пером, пастелью, сепией, а также литографии, офорты, акварели, выполненные в разные годы. Его работы филигранны и поэтичны. Скульпторы редко бывают героями средств массовой информации, их труд под силу только духовно сильным людям. Их произведения, представленные в музее, искусство профессиональное, эмоциональное, энергетически заряженное.
Демьянов Анатолий Иванович родился в 1959 году в городе Александров, Владимирской области. Окончил Юрьев-Польское педагогическое училище. Член Союза художников России с 1996 года. Член Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО. Участник областных, зональных и всероссийских выставок. Работы находятся в коллекции Магаданского краеведческого музея, музея-заповедника "Александровская Слобода" и частных коллекциях России, США, Франции, Израиля, Германии. Картины художника в качестве иллюстраций представлены в историко-литературном альманахе "Александровская слобода". Наиболее успешно работает в технике графики (литография, офорт).
Иватько Юрий Альбертович родился в 1963 году в городе Асбесте Свердловской области. Окончил детскую художественную школу города Асбеста, Свердловское художественное училище имени Шадра, Московскую художественно-промышленную академию имени Строганова. Член Союза художников России. Участник всероссийских, межрегиональных, международных и зарубежных художественных проектов. Публиковался в альманахах «Литературная Ялта», «Российский колокол», «Поэт года», «Сергиев», «Голоса Петербурга» и др. Финалист национальной литературной премии «Поэт года — 2017». Гран-при и приз зрительских симпатий международного музыкально-поэтического фестиваля «Ялос–2017» в Ялте. Гран-при международного музыкально-поэтического фестиваля «Интеллигентный сезон» в Саках в 2018 году. Лауреат международного музыкально-поэтического фестиваля «Чеховская осень — 2018» в Ялте. Автор и исполнитель собственных песен.
Рассадкин Виктор Иванович родился в 1957 году в г. Струнино, Владимирской области. Окончил Абрамцевское художественное промышленное училище. Является одним из основателей Александровского клуба художников. Участник городских, областных, региональных и российских художественных выставок. Работает в технике графики, живописи, скульптуры. Работы находятся в частных коллекциях, музеях и в художественных фондах городов Елабуга, Тольятти, Томск, Екатеринбург, Владимир и за рубежом. Провел несколько персональных выставок в г.Струнино и г. Александров, в г.Елабуге. Участвовал в международных симпозиумах в г. Елабуга, Курской и Владимирской областях и Республике Кипр. Член ВТОО «Союз художников России» с 2017 года. В данное время является председателем клуба художников Александровского района.

Aleksandrov v MIXM 1

Выставка будет работать в Выставочном центре музея
с 26 февраля по 29 марта 2021 года
с 10.00 до 18.00, по субботам с 11.00 до 19.00, без выходных.
Телефакс экскурсионного отдела (49234) 3-31-52.

]]>
kostin_ivan_vasilevich@mail.ru (КИВ) Новости Wed, 17 Feb 2021 13:35:47 +0000
Казанка. Глава 4. Открытие железной дороги на Ковров https://www.murom-mama.ru/stati/sobytiya/kazanka-glava-4-otkrytie-zheleznoy-dorogi-na-kovrov.html https://www.murom-mama.ru/stati/sobytiya/kazanka-glava-4-otkrytie-zheleznoy-dorogi-na-kovrov.html

0 4 Vokzal Murom 2Казанка. Глава 4. Открытие железной дороги на Ковров

В мае 1878 года состоялось торжество по поводу закладки и освящения первого железнодорожного вокзала на железнодорожной линии Муром –Ковров и к концу года двухэтажный красавец в Муроме был готов принимать пассажиров. Для обслуживания и ремонта подвижного состава 2 декабря 1879 года в Муроме были открыты паровозные мастерские (депо). Такие же мастерские были открыты в Селиванове и в Коврове, но открытие дороги, запланированное на 1879 год, отложили до начала 1880 года. 23 ноября 1879 года Правление Общества Муромской железной дороги сообщило Министерству путей сообщения о завершении строительных работ и просило назначить комиссию для осмотра дороги.

1 4 Murom - Kovrov 3

ФОТО: Первый вокзал и первая будка на железной дороге Муром - Ковров.

1 4 Vagonnoe depo i parovos

ФОТО: Первый паровоз 1880 года и территория современного вагонного депо в Муроме.

Сколько исследователей, столько и версий по деталям любого дела. Просматриваю работы: А.А. Горской – Муромский историко-художественный музей, В.Н. Добрынкина – «Владимирские губернские ведомости», Н. Фролова – ковровского краеведа, юбилейное издание сборника РЖД «Дорога, стала ты судьбой», и нахожу незначительные расхождение в датах. Но от этого не искажается суть события, а дорога на Ковров для города стала большим событием. Поэтому и я беру от каждого автора по строчке и дополняю своими знаниями краткую историю этого события – будущей границы между городом и Казанкой. А так как фотографию паровоза я скопировал из статьи: В.И.Лутай «О времени возникновения локомотивного депо станции Муром», то не могу не поделиться замечанием Алексея Рудольфовича Комлева по поводу комментария к этой фотографии.

«Статья предваряется фотографией паровоза с подписью, что это первый муромский паровоз. Даже при таком качестве снимка на паровозе виден его номер Г-16. Я знаю точно, что первые 13 паровозов на Муромской дороге имели литеры Б с номерами с 51 по 55 и литерой В с номерами с 1 по 8. Это всё можно найти в специальных книгах того времени. По данной литере можно узнать, где такой паровоз был сделан и к какой дороге приписан, а также можно примерно установить дату снимка».
Я не историк, и никогда не был связан с вопросами железнодорожной техники, поэтому с удовольствием внесу в свои «Прогулки провинциала» поправки специалистов, если они претендуют на достоверность. Тем более ещё и подкреплённые находками таких «архивных кротов», как ныне живущие В.Я.Чернышёв, Ю.М.Смирнов, А.Р.Комлев... Ведь в каждой строчке их находок спрятаны не слова, а дела живших когда-то людей. Труды которых мы воспринимаем как должное. А ведь человек живёт в памяти людей до тех пор, пока потомки помнят его имя.

Но вернёмся на Муром – 2 к концу XIX века. Открытие движения поездов, намеченное на 18 декабря, потом перенесли на 20 декабря 1879 года, но комиссия, в которую входили инженеры Московско-Нижегородской железной дороги, обнаружила ряд недоделок. Разрешение на организацию временного движения товарных поездов было дано 12 (24) января 1880 года, о чём объявил телеграммой инспектор дороги инженер Селиванов. (Его имя сохранится в названии станции.) Первый пробный грузовой поезд в составе девяти вагонов, нагруженных преимущественно изделиями из железа, вышел из Мурома 14 (26) января 1880 года, а 15 марта было открыто и временное пассажирское движение.

Газета «Владимирские губернские ведомости» от 11 апреля 1880 года:
«…ввиду этой цели (открытия пассажирского движения) к товарным поездам стали прицеплять пассажирские вагоны 2 и 3 классов. Такие поезда отправляются из Мурома и приходят в Муром ежедневно. На весь путь тратится времени 9 часов 10 минут до Коврова, а обратно — на 4 минуты меньше. Пассажиров взад и вперёд набирается ежедневно по 100 человек, товаров также набирается на каждый поезд».

В апреле 1880 года дорога, наконец-то, заработала, но официально строители сдали линию лишь 1 января 1881 года. Согласно отчёту 1881 года Муромской железной дороге принадлежали 13 паровозов - 8 производства Воткинского завода, 5 берлинской фирмы «Шварцкопф», и более 300 вагонов. В том числе 16 пассажирских: два вагона I класса, четыре вагона II класса, десять — III класса и по одному почтовому, почтово-пассажирскому и почтово-арестантскому вагону. Парк товарных вагонов состоял из 194 крытых и 150 открытых вагонов.

Добрынкин В.Н. «Муром прежде и теперь». М., 1903.
«1 (13) мая 1878 года начались работы по строительству железной дороги нормальной колеи Ковров — Муром, при этом был заложен фундамент будущего вокзала, а уже 25 июля (6 августа) 1879 года от железнодорожной пристани, что у Бучихи, до вокзала железной дороги проследовал первый паровоз. Осенью того же года открылось движение поездов по всей линии до Коврова...
Протяженность Муромской железной дороги занимает 100 верст до конечного пункта ее Коврова... В настоящее время Муромская железная дорога сделала громадный шаг вперед. Еще с 1898 г. по ходатайству местных жителей разрешено было движение специального пассажирского поезда прямого сообщения до Москвы... На станции железной дороги имеется просторный вокзал, возле которого распланирован великолепный сад и цветник». (Читай здесь).

О комфорте

Всем знакомо стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Багаж»:
Дама сдавала в багаж:
Диван, Чемодан, Саквояж,
Картину, Корзину, Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж…
Уровень комфорта в дореволюционных поездах, в зависимости от класса вагонов, различался гораздо сильнее, чем в наши дни. Как и стоимость проезда. В третьем и четвертом классах фиксации мест не было. Пускали в вагон по билету , как сейчас в электричку. В поездах дальнего следования сразу за паровозом всегда шел багажный вагон, а за багажным обычно прицепляли почтовый. С 1879 года вагоны общего пользования, принадлежавшие Министерству путей сообщения (МПС), окрашивались строго в соответствии со своим классом. Первый класс – в синий цвет, второй – в желтый, светло-коричневый или золотистый, третий – в зеленый, четвертый – в серый.

2 4 bagashnyj vagon

ФОТО: Товарный и пчтово-багажный вагоны.

3 4 Vagon 3 i 4 klassa

ФОТО: Вагогы III и IV классов.

4 restoran-vagon

ФОТО: Вагон I класса и вагон-ресторан.

Александр Блок «На железной дороге». 1910 г.
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели…
Из письма Льва Николаевич Толстого Александре Львовне Толстой о поездке в вагоне 3 класса:
28 октября 1910 г. Ст. Козельск.
«…Стараюсь быть спокойным и должен признаться, что испытываю то же беспокойство, какое и всегда, ожидая всего тяжелого, но не испытываю того стыда, той неловкости, той несвободы, которую испытывал всегда дома. Пришлось от Горбачева ехать в 3-м классе, было неудобно, но очень душевно приятно и поучительно».
Поездка в вагоне с гамом, окурками, шелухой от семечек, а то и ссорой с дракой в махорочном дыму, была поучительна для писателя, но невыносима для некурящих пассажиров.
И.А.Бунин «Жизнь Арсеньева»:
«…вагон очень душен от разных табачных дымов, в общем, очень едких, хотя и дающих приятное чувство дружной человеческой жизни…».

Первые вагоны-рестораны в иностранных поездах появились в 1860-е годы, на российских железных дорогах их стали использовать только в XX веке. И только в составах скорых и курьерских поездов. Потом стали постепенно вводить в составы на разных линиях РЖД, и в первую очередь – на заграничных. Поэтому продуктами питания в дорогу пассажиры запасались дома. Титаны с кипятком для чая в поездах тоже появились только в 1946 году, с появлением современных цельнометаллических вагонов (ЦМВ), но и в начале 1960-х годов на больших станциях можно было увидеть будку с надписью «Кипяток». Назывались они – «кубовые для кипятку», и пассажиры спешили к ним во время длительных стоянок.

4 Vagony i perron

ФОТО: На станции к приходу поездов местные жители и картошку горячую с малосольными огурцами приносили; а летом и раков варёных, и ягод с фруктами. А когда беда приходила в дом, то дай Бог ноги унести от горячей точки.

Недовольство пассажиров Мурома, особенно в вагонах I и II класса, касалось и скорости передвижения, и вопросов обслуживания, и вопросов отключения освещения в вагонах во время движения поезда. Но главные претензии, кроме времени нахождения в пути, возникали по расписанию отправления и прибытия.
1897 год.
«В настоящее время по Муромской железной дороге ходит товаро-пассажирский поезд, благодаря чему проезжающим приходится быть в пути до Коврова лишних несколько часов, так как происходят длинные остановки на станциях во время отцепки и прицепки товарных вагонов... Если бы был установлен пассажирский поезд отдельный, то явился бы большой выигрыш во времени…, который с большой пользой был бы употреблен на дело … пассажирский поезд приходил бы в гор. Муром в 9 часов утра и отходил бы около 6 час. вечера…, так что приехавший в гор. Муром мог бы целый день употребить на дело и в тот же день возвратиться домой... Благодаря ныне существующему способу передвижения по железной дороге, многие должностные лица, коммерческие люди и те, кто имеет необходимость явиться в суд, лишены возможности пользоваться услугами железной дороги…
…поезд придет в гор. Муром в 12 час. дня, а с опозданием в 1 час дня, значит он не попадет вовремя в казначейство, и в виду этого едет в город на лошадях. …а свидетели, вызываемые в суд обыкновенно к 9-10 часам, чтобы воспользоваться услугами железной дороги, должны ехать в город накануне того дня, на который их вызывают».

Но это были претензии к работе железной дороги в мирные дни. В годы лихолетий, которые часто выпадали на долю России, в разы возрастала нагрузка и на работу железных дорог. Голод 1921-1923 годов, охвативший практически всю европейскую территорию тогдашней России, вынудил правительство обратиться к мировому сообществу. На обращение откликнулся Герберт Гувер, будущий 31-й президент США (с 1929 по 1933). Родился в бедной семье. Рано потерял родителей. Объехал весь мир, разрешая продовольственные кризисы. Он фактически и спас разоренную Гражданской войной Россию от голода. Некоммерческая американская организация помощи (ARA) стала открывать пункты помощи и столовые по всей России. По бездорожью лучше лошади транспорта было не найти, а железнодорожный состав и по скорости передвижения, и по объёму преимущества имеет.

4a Vagony i perron 2

ФОТО: Гуманитарная помщь жителям пострадавших районов России в 1921 - 1923 годы.

Продолжение следует.

Источники:
- Горская А. А. «Путешествия по «чугунке». Муромско-Нижегородская и Московско-Казанская железные дороги в конце XIX — начале ХХ века.
- Николай Фролов. «Железная дорога Ковров-Муром».
- Лутай В. И. «О времени возникновения локомотивного депо станции Муром».
Фото из архива А.Р.Комлева и открытых источников
Иван Васильевич Костин

]]>
kostin_ivan_vasilevich@mail.ru (КИВ) События Fri, 12 Feb 2021 20:31:31 +0000
Казанка. Глава 2. Городской выгон и улица Куликова https://www.murom-mama.ru/stati/intervyu-s/kazanka-glava-2-gorodskoy-vygon-i-ulitsa-kulikova.html https://www.murom-mama.ru/stati/intervyu-s/kazanka-glava-2-gorodskoy-vygon-i-ulitsa-kulikova.html

4 m4lgk3oa97Казанка. Глава 2. Городской выгон и улица Куликова

«В 1880 году через городской выгон прошла железная дорога, связывающая город через Ковров с Москвой и Нижним Новгородом. Были построены: вокзал…, паровозное депо… Примыкающая к станции территория даже по тем временам имела высокий уровень благоустройства. Непосредственно к железнодорожной платформе примыкал парк с беседкой в центре, с розарием и фонтаном. За железной дорогой был сделан пруд, частично сохранившийся до наших дней. В парке в праздничные дни играла музыка, на пруду устраивались катания на лодках».
Н.Беспалов, заслуженный архитектор РСФСР. «На месте городского выгона». «Муромский рабочий» 6.05.1987.

Karta Mele

ФОТО: Путь по карте 1850 года на Владимир и Касимов от Московской заставы.

Ярмарка

«За Московской заставой торговали лошадьми... В 1864 г. ярмарка была отведена на другое место за городом вблизи вокзала Муромской железной дороги. Здесь были выстроены постоянные ярмарочные ряды и временные балаганчики. В это же время разведен и сад для гулянья…»
А. Митрофанов «Калачи на гербе» Газета «Первое сентября» N 92/2003 г.
Поправим автора в датах. Не ярмарка около вокзала, а вокзал около ярмарки через 15 лет начнёт обслуживать пассажиров. И не 1864, а 1865 год стал годом освобождения городских площадей от навоза с выкорчёвыванием булыжников для тормозов под колёса телег.
«…Наружный вид города все более и более улучшается. Так, например, благодаря постоянной заботливости, распорядительности и щедрости г. Городского Головы А. В. Ермакова пространная торговая площадь, загроможденная прежде уродливыми лавочками, совершенно очищена и вымощена. Вместо этих лавочек устроены новые корпуса в удобном месте. Прочие площади, прежде грязные и вонючие, тоже очищены, выровнены и вымощены. В особенности же заслуживают внимания вновь выстроенные помещения для здешней ярмарки. В минувшее время она помещалась в устраиваемых на скорую руку лубочных балаганах, которые занимали всю соборную и прочие торговые площади, производя тесноту и увеличивая опасность в случае пожара. В нынешнем же году ярмарка перенесена в поле, где устроено для нее несколько постоянных, удобных и прочных корпусов и других строений, необходимых для ярмарки».
Владимирские губернские ведомости, 1865, № 43.
«23 июня 1865 г. (6 июля по новому стилю) было открытие и освящение ярмарки на новом месте, за садом Бурцева, в поле, где построено несколько постоянных корпусов и разбит бульвар».
Интернет-СМИ. Владимир. «Наш Край». 21 октября 2018
«Достопримечательностью города являлась летняя Муромская ярмарка, проходившая с 7 по 16 июля и занимавшая весь городской выгон между станцией и городской застройкой… Старожилы, видимо, помнят, что последняя ярмарка на ярмарочной площади проходила в 1928 году».
Н.Беспалов. «На месте городского выгона». «М.р» 6.05.1987.

Mosty ovraga

ФОТО: Поняев (Ремесленая слободка) и Новый (ул.Московская) мосты.

До запуска в 1880 году железнодорожного сообщения на Ковров городской выгон простирался: на северной стороне от Напольного кладбища с мельницами, до оврага Бучиха на южной стороне. И от Успенского оврага на востоке (ул. Куликова) до деревни Александровка на западе. В 1824 году около Московской заставы, на деньги горожан, построили Новый каменный мост. «В длину мост простирался на 18,5 сажен (около сорока метров), в ширину - на 7 сажен (около пятнадцати метров). Мост имел каменные настил и такие же перила» . (В.Я.Чернышёв). Хотя действовал и деревянный Понявый или Гофманский мост на старой владимирской дороге (Ремесленная слободка). Названия свои он получал от именитых жителей города. На южной стороне оврага жила семья Поняевых, на северной располагалось имение Гофманов. Между двумя мостами находились ветряные мельницы (современная пл. Труда) Тягуновых, Крестовниковых, Суздальцевых, Вощининых и др… А от каменного моста, на карте А.И.Менде 1850 года, уходили две дороги. Одна между мельницами и Напольным кладбищем - через Ковардицы на Владимир, другая - по городскому выгону через Подболотню на Касимов.

Границы бывшей Ярмарочной площади сейчас можно ограничить с восток на запад улицей Артёма и улицей Парковая, а с юга на север торговым центром «Домашний» на улице Лакина и Рубероидным заводом на улице Московская, построенном на территории ярмарки в 1916 году. И по центру Ярмарочной площади, на городской территории, по воспоминаниям очевидцев, на улице Сретенская (Карла Маркса) до революции напротив церкви Сретенья Господня около Жадинского пруда располагалась Грузовая площадь. Историю площади могли бы рассказать ушедшие в мир иной, но сейчас стоят на ней жилые дома постройки 1952 года. А мой вывод, что на период работы ярмарки всё делалось для удобства продавцов. На востоке была площадь для разгрузки товаров с подвод, а на западе в 1880 году стала работать и железнодорожная станция.

Yarmarka 1900-e god.

ФОТО: Картины И.С.Куликова.  Между мельниц на фоне леса колокольня церкви Всех Святых на Напольном кладбище.

Некоторые из капитальных строений, построенные с 1865 года для ярмарки, служили верой и правдой вплоть до начала XXI века. В одном из них, по адресу ул. Парковая, 7, располагалась общеобразовательная школа № 17 (с 1961 года № 36). 18 сентября 2007 года школа ликвидирована как юридическое лицо, а здание пошло под снос. В другом, по адресу ул. Парковая, 11, располагался центр гигиены и эпидемиологии железной дороги (проще – санэпидстанция). Среди построек 1951 – 1959 годов стоят на улице Парковой дома железнодорожников и XIX века. Дом № 21 построен в 1882 году, а № 19 в 1890-м. Снос вокзала Муром-2, а попутно и ликвидация железнодорожного переезда около автовокзала, связаны не только с износом здания, ремонт которого обошёлся бы дороже возведения нового, но и с посещением Мурома первым заместителем председателя совета министром Гейдаром Алиевичем Алиевым летом 1985 года.

Тяжёлый день тогда выдался для дорожников. Если дорогу до здания ГК КПСС (пл. 1100-летия) заасфальтировали заблаговременно, то желание высокого гостя посетить комбинат «Красный луч» стало для руководства города полной неожиданностью. Надо было успеть до его подъезда к воротам комбината и съезд Лакина привести в надлежащий вид. Успели. Алиев с сопровождающими лицами спускались вниз чуть ли не по горячему асфальту. Тогда же городские власти попросили и строительство путепровода на переезде между улицами Московская и Жданова профинансировать. Потому что не столько во время пропуска пассажирских и товарных поездов, сколько во время манёвров паровоза с вагонами городской транспорт мог часами стоять в пробке перед опущенным шлагбаумом. Но Алиев посчитал, что дешевле будет, если переезд ликвидировать. Объезд на Ковров с Владимирского шоссе перенесли к Александровке. Будку стрелочника убрали, рельсы до пятого километра сняли. Станция Муром-2 стала тупиковой, а вокзал остался без пассажиров. После сноса вокзала снесли и здание санэпидстанции. На этом месте построили новое, двухэтажное кирпичное здание. А на месте деревянных построек вдоль железнодорожной линии расположился гаражный кооператив. Надолго ли – неизвестно, но 23 сентября 2020 года уже снесли здание элеватора, построенного в 1984 году. Недалёк день, когда и дома на улице Парковой останутся в памяти старожилов, потому что город растёт не только ввысь, но и вширь. И начало этому процессу на бывшем городском выгоне положили торговые центры «Домашний» в конце улицы Парковой и «Зефир в мармеладе» через забор от парка имени Гагарина.

Улица Куликова

Yarmarka 1900-e panorama

ФОТО: Панорама улицы Куликова от Рубероидного завода до элеватора.

С целью увековечивания памяти об академике живописи Иване Семёновиче Куликове, Исполком Муромского Городского Совета 25 декабря 1941 года принимает постановление об организации мемориального дома-музея на ул. Свердлова, 9. А в 1955 году на картофельном поле (бывшей ярмарки на городском выгоне) появились двухэтажные домики № 1, 3, 5 на улице с его именем. В 1962 году построили дом № 7. Хотя трёхэтажный дом № 13, с высокими потолками, в котором последние годы жил журналист и краевед В.И.Богатов, построили уже в 1959 году. С пуском в строй завода ЖБК в 1961 году, началась массовая застройка города «хрущёвками» с низкими потолками. И хотя в санузлах каждой квартиры для подогрева воды устанавливали дровяные титаны, но на семейные помывки, больше ради посещения парной, а мужчины и ради пива, жители предпочитали ходить в бани. В железнодорожную или в городскую на Комсомольской. В бане ПРЗ не было ни парной, ни буфета.

В 1975 году на ул. Советская открыли баню с женским и мужским отделениями, с парилками, с парикмахерской, с буфетом. Рядом была современная прачечная. 1990-е заставили людей экономить и на бане. В 2010 году у банно-прачечного комбината появился новый хозяин и баня стала коммерческим оздоровительным центром. Со спортзалом, с саунами, с бассейнами в каждой сауне. А напротив бани оставался лет 15 недостроенным железобетонный скелет с лестничными пролётами трёхэтажного «Дома быта». Из-за начавшейся в 1985 году горбачёвской Перестройки. И только в 1999 году стройка обрела хозяина, а осенью 2001 года  «долгострой» открыл двери не трёх, а шестиэтажным ТЦ «Тибор». Потом через дорогу, на месте деревянного Нижегородского магазина, возвели ТЦ «Гермес». И стеклянные стены «Мармелада» с «Зефиром» начали сиять на улице Куликова всеми цветами радуги. Поэтому с 2005 года эту улицу, после расширения границы до объездной дороги, можно считать не только географическим центром города, но и торговым центром XXI века. А ведь вокзал в 1878 году был построен за пределами города.

На фотографиях внизу торговые центры в районе улицы Куликова.

Torgovye zentry 1

Torgovye zentry 2

Torgovye zentry 3

Продолжение следует.

Фото из архива автора, В.Бондарева, А.Беспалова, А.Комлева и сайтов торговых центров.
Иван Васильевич Костин

]]>
kostin_ivan_vasilevich@mail.ru (КИВ) Интервью с... Tue, 02 Feb 2021 13:27:43 +0000
Выставка произведений Алексея Весёлкина https://www.murom-mama.ru/novosti/vystavka-proizvedeniy-alekseya-vesyolkina.html https://www.murom-mama.ru/novosti/vystavka-proizvedeniy-alekseya-vesyolkina.html

MIXM afisha glina  1Выставка произведений Алексея Весёлкина

Департамент культуры Владимирской области, ГБУК ВО «Муромский историко-художественный музей» приглашают в Выставочный центр (Муром, Московская, 13) с 22 января 2021 года на выставку художника Алексея Весёлкина. На ней посетители смогут увидеть произведения мастера, выполненные в разнообразных техниках и жанрах. Мастер из древнего Суздаля обладает яркой творческой индивидуальностью, ему присущ дух эксперимента и новаторства. Главная тема творчества Алексея Весёлкина в эмалевых произведениях – символы и знаки. В ней Весёлкин обращается к древней истории мира и Руси дохристианского периода. Его композиции наполнены историко-философским смыслом и отличаются тонкостью исполнения. Творчество и неповторимый стиль Алексея Геннадьевича узнаваемы зрителями, в какой бы технике он ни работал.

MIXM afisha glina  1

Весёлкин Алексей Геннадьевич родился в городе Зарайск, Московской области. В 1978 году закончил Тюменское училище искусств по специальности художественное оформление. С 1983 года учился на искусствоведческом факультете в художественном институте имени И. Е. Репина. В 1990 году закончил ЛВХПУ имени В. И. Мухиной, кафедру монументально-декоративной живописи, мастерскую А. Ю. Талащука. Занимается горячей эмалью, живописью и графикой. С 1980 года живёт в городе Суздаль. Член Союза Художников России с 1993 года. Он участник многих всесоюзных, российских, международных выставок и симпозиумов по горячей эмали и акварели. Работы его находятся в частных коллекциях, государственных музеях, галереях России и за рубежом.
MIXM afisha glina 2

Выставка будет работать в Выставочном центре музея с 22 января по 23 февраля 2021 года
с 10.00 до 18.00, по субботам с 11.00 до 19.00, без выходных.
Телефакс экскурсионного отдела (49234) 3-31-52.

]]>
kostin_ivan_vasilevich@mail.ru (КИВ) Новости Tue, 19 Jan 2021 19:31:41 +0000
Беспалову Николаю Андреевичу сто лет https://www.murom-mama.ru/stati/sobytiya/bespalovu-nikolayu-andreevichu-sto-let.html https://www.murom-mama.ru/stati/sobytiya/bespalovu-nikolayu-andreevichu-sto-let.html

Bespalovu100 1Беспалову Николаю Андреевичу сто лет

Жизнь кого-то в одну строчку укладывается: родился, родил наследников, умер. А про дела даже в семейных архивах информации не найдёшь. С Николаем Андреевичем Беспаловым, как главным архитектором Мурома, я встретился в 1975 году, и с тех пор с его именем встречаюсь во всех уголках города. Улица Жданова, Привокзальная площадь, ДК 1100-летия Мурома, улица Ленина, Былинный камень и многое, многое другое хранит память о нём. Родился - 24.01.1921 года. Умер – 25.03.2009 года.

Bespalovu100 2

ФОТО: Дом и работы академика живописи Куликова И.С.

Как «два генерала», Лазарев и Беспалов, получали проекты стадиона Гастелло и входа в парк 50-летия, можно прочитать (здесь). А вот как у главного архитектора «голова болела» о благоустройстве железнодорожного переезда около автовокзала, это я слышал от Николая Андреевича в 1975 году. Место склада вторсырья рубероидного завода уже освободили под строительство АТС, а с пуском АТС освободилось и здание Городской думы на ул. Первомайская, 6. Закатали в асфальт улицу Жданова, под которой прокладывали новую канализацию. Возвели гостиницу Русь с рестораном, пятиэтажки на Владимирской, вдоль парка 50-летия проложили Владимирское шоссе и железнодорожный переезд стал уже не границей, а помехой для транспорта. В начале 1990-х и железнодорожный объезд на Ковров перенесут к Александровке, а в 1975 году обсуждался проект возведения над ним путепровода для объединения улиц Московской или Советской с улицами Дзержинского и Жданова. Что-то получалось так, а что-то и не так, как бы хотелось, но город очищался от ветхих построек. И это была забота главного архитектора города.

Попробую выстроить в хронологическом порядке хотя бы часть дел, к которым был причастен Николай Андреевич Беспалов. В 1953 году Ленинградский ГПИ «Горстройпроект» завершает работу над Генеральный планом застройки Мурома. С учётом его развития на основании существующих градостроительных норм, перспектив развития инженерных сооружений и сохранения памятников истории и культуры. Николай Андреевич принимает участие в работе всех авторских коллективов и в разработке Генерального плана, и в его доработке в 1955, 1963, 1978 годах; и в разработке проектов детальной планировки центра Мурома в 1958 году и застройки южного района в 1971 году. И неудивительно, что на время строительства драматического театра с 1956 по 1962 год его назначили по совместительству и директором стройки. После завершения строительства денег на содержание профессионального театра у города не было, поэтому его передали на баланс ЗиО и назвали ДК им. 1100-летия города Муром. В 1962 году начинается благоустройство площади им. 1100-летия. Поставили памятник В.И.Ленину скульптора Ю.Г.Нероды. Административное здание за памятником будет строиться с 1962 до 1967 года, как и двухэтажный магазин ЦУМ на месте торговых рядов, в котором сейчас располагаются Управление культуры, центральная библиотека и филиал ГБУ «МФЦ Владимирской области» в г. Муроме. Памятник Ленину напротив ДК пос. Вербовский (скульптор М.И. Ласточкин, архитектор Н.А.Беспалов), поставлен в 1961 году. В 1964 году, к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне, начнётся благоустройство Привокзальной площади. Про участие Н.А.Беспалова в строительстве улицы Жданова и Привокзальной площади предлагаю прочитать воспоминания Е.В.Сумник (читать здесь).

Часть дел архитектора Беспалова на фотографиях

Bespalovu100 4

ФОТО:: Улица Жданова 1950-х - 1970-х годов.

Bespalovu100 5

ФОТО: Площадь Труда 1950-х - 1970-х годов.

Bespalovu100 6

ФОТО: Улица Московская 1950-х годов.

Bespalovu100 7

ФОТО: Привокзальная площадь перед 20-летием Победы в Великой Отечественной войне и площадь Победы в 1970 году.

А я, возвращаясь в январе 1965 года на каникулы из Владимира через Ковров, в ожидании автобуса на Меленки всю ночь любовался блеском освещённой прожектором стелы из нержавейки за бюстом Гастелло. Бюст работы белорусского скульптора А.О.Бембеля в 1946 году был подарен Мурому и установлен около дома № 14, где жила семья Гастелло, а с 1964 года встречает пассажиров, выходящих из здания вокзала на автобусную остановку. Но начало знакомства с Привокзальной площадью начинающего и.о.главного архитектора Н.А.Беспалова пришлось на время строительства с 1947 до 1949 года клуба железнодорожников (инженер-строитель К. А. Долгов). Но, лиха беда – начало. В 1950 году его утвердили на должность главного архитектора, в 1953 он уже соавтор Генерального плана развития города. В 1956, по совместительству директор, а по сути - руководитель строительства драматического театра (автор проекта Н.П.Куренной). С 1957 начинает возводить памятник погибшим воинам на Напольном кладбище (художник Р.А.Кутаев). С 1966 до 1973 года благоустраивается площадь Труда. С 1967 года пассажиров из Владимира у деревни Нежиловка начал встречать Былинный камень художника С.А.Николаева.

В 1969, по инициативе Николая Андреевича, не без участия директора ЗиО Н.Г.Лаврентьева, напротив ДК 1100-летия началось благоустройство площади Победы. В 1970 году на площади был установлен и монумент с Вечным огнём. Памятники погибшим воинам возведут в 1969 году на посёлке Вербовский (скульптор Л. Л. Берлин, архитектор Беспалов в соавторстве с архитекторами М.А.Лифатовым и М.А.Синёвым) и в 1971 году в селе Панфилово (скульптор И.В.Бесчастнов). В 1971 году занял место на постаменте бронепоезд «Илья Муромец» (художник С.А.Николаев, инженер К.А.Долгов). Вход в парк им. В.И.Ленина 1961 года с переходом в частные руки поменял конфигурацию (читать здесь), а вход в парк им. 50-летия Советской власти 1967 года ушёл в историю в 2019 году. Проходят годы. На смену старой гвардии приходит новое поколение, которое и облик города меняет по своим лекалам. Но меня радует, что не все дела предков подвергаются ревизии молодых умов. И накануне векового юбилея со дня рождения Николая Андреевича, пока память о делах юбиляра можно подтвердить сохранившимися документами в семейном архиве, за помощью по уточнению деталей биографии отца, обращаюсь к Алексею Николаевичу Беспалову,

- Алексей Николаевич! В статье Ю.И.Морозова «Беспалов Н.А. Человек с большой буквы» очень много провалов в биографии. Николай Андреевич Беспалов родился 24 января 1921 года в городе Муроме в семье рабочих. С 1928 по 1935 год обучался в школе № 17 (36). Закончив 7 классов, был переведен в школу № 3 (33), которую закончил с отличием. Увлечение рисованием привело его в студию академика живописи И.С.Куликова при городском музее. Трудовую деятельность начинал в 1938 году пионервожатым в школе № 3 (33), затем перешёл работать токарем на завод им. Ф. Э. Дзержинского. А когда токарь ПРЗ в институт поступил?

- Поступил в Московский архитектурный институт в 1938 году и окончил в 1948 году. Так в дипломе написано. А фактически приступил к учебе в 1939 году без повторных экзаменов. Отсрочка была вызвана отсутствием в семье средств на оплату общежития, потому что в семье другие дети тоже учились. Этот год он и работал токарем на ПРЗ. На следующий год его поселили в общежитие. Уже бесплатно. На основании предоставленных документов о материальном положении семьи, после приема у Всероссийского старосты М.И.Калинина.

- И ещё вопрос: «Демобилизован до окончания войны по Постановлению ГКО для восстановления городов с учётом состояния здоровья». Демобилизован или комиссован по состоянию здоровья?

- В декабре 1944 папа, будучи в звании старшего сержанта, через командование получил письмо от 12.12.1944 г. № 41 из Московского архитектурного института за подписью директора А.К.Чалдымова. В котором было указано, что в соответствии с Постановлением СНК СССР № 966 от 15.09.1943 г. и ГКО, в целях восстановления разрушенных в войну городов, рядовой и сержантский состав бывших студентов Московского Архитектурного института подлежит демобилизации. 16 декабря 1944 демобилизован и сразу вернулся в Москву для продолжения учебы. В документах так и написано: «уволен в запас (демобилизован)».

- А в каких войсках он служил?

- Об этом точнее, чем Николай Андреевич написал, я не перескажу.

Справка
Bespalovu100 1      «Я находился в рядах Советской армии с 08.08.1941 г. по 16.12.1944 г. Начало Великой Отечественной войны я встретил в Москве, где учился в Московском Архитектурном институте. В первые же дни войны в институте был организован маскировочный батальон, в задачу которого входила маскировка промышленных предприятий, жилых и общественных зданий, городских магистралей. Батальон принимал участие в маскировке заводов «Шарикоподшипник», «ЗИС», «Автогенный» и других. Сначала нашей бригаде была поручена маскировка Автогенного завода, общественных зданий на Ленинградском шоссе и самого шоссе. Как показывала проверка маскировочных работ, маскировка сбивала с толку немецкую авиацию. В середине июля 1941 г. немцы разбомбили наше общежитие, расположенное вблизи метро «Аэропорт»; торец пятиэтажного корпуса обвалился, двери и окна вылетели.
      Нам было дано задание сделать ремонт сначала гостиницы «Киевская», а затем электромеханического техникума с приспособлением их под госпитали. За короткий промежуток времени эти работы были выполнены. В гостинице мы были обеспечены питанием. Конечно, там же было предоставлено и жильё. В один из последних дней июля студенты решили пойти добровольцами на фронт. Строем с песнями пошли в Ленинградский военкомат, где большинству после медосмотра вручили повестки. К сожалению, несколько студентов, в том числе и я, оказались непригодными к воинской службе по состоянию здоровья. Мы были недовольны таким решением военкомата и отправились в Коминтерновский военкомат по месту расположения института, где нам без медосмотра вручили повестки. 8 августа 1941 г. мы прибыли в воинскую часть, расположенную в лесном массиве по Тулой, вблизи станции Тесницкой. Мы попали в полк конной артиллерии и были зачислены в дивизион особых взводов, который состоял, в основном, из лиц с высшим образованием и студентов.
      Как известно, Тула уже через месяц стала прифронтовым городом. Войска не имели необходимого вооружения. Орудия были ещё дореволюционного образца, только карабины были только что с Тульского завода. Немецкая авиация почти ежедневно бомбила, но на вооружении не было зенитных установок, и мы пытались сбить самолёты, которые летали очень низко, из карабинов и пулемётов. В конце сентября под Тулой выпал снег, и мы срочно выкопали хорошие землянки, тем более, что могли пилить любое дерево. В начале октября немецкие танки подошли к Туле, которую оборонял рабочий полк и наши части, практически не имевшие вооружения. В одну из ночей наши части сделали марш-бросок в сторону Тулы, где нас разместили в приготовленные эшелоны, и в следующую ночь мы поехали в сторону Москвы. Вблизи Алексина немцы эшелон разбомбили, несколько вагонов с лошадьми и платформы с орудиями оторвались. Сначала мы двигались к Москве (чему были очень рады), а потом неожиданно по каким-то железнодорожным путям оказались сначала в Коврове, а через два-три дня – на станции Муром, где мы встретились с нашей частью, которая переправлялась через Оку. Через несколько дней наш эшелон был остановлен на станции Вурнары, где мы пробыли до конца декабря.
      В первых числах января полк был укомплектован вооружением, связью, обмундированием. Мы погрузились в эшелон с лозунгами на вагонах «Смерть немецким оккупантам!» и отправились на Москву. Под Москвой разгрузились на станции Бронницы в казармах Екатерининского времени. Но я оказался непригоден к службе в артиллерии по близорукости (-4,0 D), и меня направили в пехоту, где я прослужил с февраля 1942 г. по май 1943 г. в запасной дивизии, расположенной в лесах Марийской АССР вблизи станции Суслонгер. Там мне пришлось заняться проектированием и строительством деревянной столовой для комсостава, сооружать полигоны для обучения комсостава. Тогда я был помощником командира взвода. Пехотная дивизия формировалась на чистом месте в лесу, на расстоянии 18 км от железной дороги. Стройматериалы практически отсутствовали, кирпич со станции передавали цепочкой для того, чтобы сложить печи.
      Бывшие там до меня солдаты были истощены. Лишь через полгода всё более или менее утряслось. Периодически формировались маршевые роты, куда большинство стремилось, во-первых, из-за патриотизма, и, во-вторых, от голода. Зимой 1943 г. после того, как стали нас подкармливать американской тушёнкой, а маршевые роты одели в полушубки и валенки, солдаты стали еще более стремиться попасть в маршевую роту. Я тоже делал попытку попасть туда, но командующий, увидев меня в строю, приказал сдать обмундирование и оставил меня в воинской части. В мае 1943 г. я в числе 13 сержантов был направлен в Горьковское училище зенитной артиллерии, где пробыл в качестве стажёра до 15 июля 1943 г. Во время зачисления курсантом я попросил комиссию направить меня в действующую армию. Моя просьба была удовлетворена, и я получил направление в распоряжение Штаба 3-го корпуса ПВО в г. Горьком. Откуда получил направление в 238 ОЗАД на оборону Горьковского автозавода, где пробыл 1,5 месяца, а затем был направлен во вновь сформированный 1878 полк зенитной артиллерии для обороны промышленных предприятий г. Дзержинска, где принял участие в проектировании и строительстве КП дивизиона и полка. В это время в Горьком Метростроем было начато строительство КП 3-го корпуса, куда я был откомандирован в качестве архитектора и строителя. В моё распоряжение было выделено необходимое количество специалистов. Мне удалось сделать удачный современный командный пункт, который получил одобрение со стороны Командующего северным фронтом ПВО».

Фотографии из семйного архива

Bespalovu100 8

ФОТО: Николай Андреевич и Татьяна Ивановна с внучкой Соней. Николай Андреевич с правнуком Серёжей.

Bespalovu100 9

ФОТО: Софья на фоне родителей Любови и Алексея с прибывшей из типографии книгой деда И.С.Куликов. М., 2003 г. Встреча с внучатой племянницей Александрой Суминой.

Bespalovu100 10

ФОТО: Диплом и знак академика.

Bespalovu100 11

ФОТО: Слева - Беспалов Н.А. с детьми и коллегами по МФ ВПИ Абрамом Моисеевичем и Ириной Марковной Малляр. Справа - с Михаилом Ивановичем Шикиным.

Bespalovu100 12

ФОТО: Беспалов Н.А. с Комлевой Л.А. и с семьёй около дома.

По окончании института в 1948 году был направлен в г. Муром на должность областного инспектора по охране памятников архитектуры, а 28 декабря 1948 года утверждён в должности и. о. главного архитектора города. В 1950 году был утверждён Главным архитектором города и проработал в этой должности до выхода на пенсию 1 июня 1984 года. Исполнение обязанностей главного архитектора города некоторое время совмещал с должностью инспектора охраны памятников архитектуры. Периодически выполнял проекты в институте «Владимиргражданпроект». С 1951 года - член Союза Архитекторов СССР. С 1957 по 1984 годы - депутат горсовета. В 1963 году избран почётным строителем города. С 1968 по 1993 годы избирался председателем Президиума Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры C 1972 по 1996 годы, имея ученое звание доцента, работал преподавателем МФ ВПИ. Наряду с административной работой занимался творчеством и научно-исследовательской работой. Много сил потратил на сохранение объектов исторического наследия, на восстановление Козьмодемьянской церкви, на сбор материалов для книг, за что в  2001 году ему вручили диплом академика Академии архитектурного наследия. Смерть родителей, дочери и жены, закрытие в 2007 году дома-музея очень подкосили его здоровье. Но он до последнего продолжал работать младшим научным сотрудником музея. И про это уже писали в статье «Музейный век» (читать здесь).

- Но там полное молчание о Ваших будущих родителях. Про бабушкину машинку Зингер и её варенье – есть, про родителей – ни слова. А для Николая Андреевича, как мне казалось, Татьяна Ивановна была Музой. Может у Вас в памяти сохранилась легенда про их роман?

- Татьяну Ивановну с Николаем Андреевичем познакомил Иван Семенович Куликов в очереди за билетами на Муромском ж/д вокзале приблизительно в 1938 году. Иван Семенович знал Николая по занятиям в студии и попросил его присмотреть за дочерью в Москве. Потом они встречались в Москве, гуляли, ходили в кино, долго переписывались. Он - студент Московского архитектурного института, она - студентка института иностранных языков им. Мориса Тореза. Папу вызвали на учёбу с фронта, а мама в Москву не вернулась. После войны она окончила Муромский учительский институт и Владимирский педагогический институт. Поженились в 1945 году в Муромском ЗАГСе на ул. Московской, где сейчас новое здание ГУВД. В тот момент, судя по документам, они были прописаны еще в Москве в общежитиях своих институтов. Потом они действительно смотрели в одном направлении, а не делили пространство. И это великое счастье быть нужными друг другу и востребованными, как профессионалы.

Bespalovu100 3

ФОТО: Хранители наследия дома-музея  Куликова Ивана Семёновича до его закрытия в 2007 году: Беспалов Н.А., Беспалова (Куликова) Т.И., Куликова Е.А.

Фото и документы из архива А.Н.Беспалова.
Иван Васильевич Костин.

]]>
kostin_ivan_vasilevich@mail.ru (КИВ) События Sat, 16 Jan 2021 09:12:28 +0000
Муромский планетарий приглашает на мастер-класс https://www.murom-mama.ru/novosti/muromskiy-planetariy-priglashaet-na-master-klass.html https://www.murom-mama.ru/novosti/muromskiy-planetariy-priglashaet-na-master-klass.html

if-PbA0lXnAМуромский планетарий приглашает на мастер-класс

Городской планетарий приглашает 20, 22, 27 и 29 января 2021 в 17.00 на мастер-класс по моделированию 3D-ручкой! Это не просто рисунок, создаваемый красками или карандашами на бумаге, а объемное изображение, которое с помощью 3D –ручек поможет воплотить самые смелые фантазии. Мастер-класс совмещает в себе не только искусство, но и техническое начало - моделирование! Мы обожаем весну: она дарит столько вдохновения! Самое время проявить свою фантазию! И «заселить» далекие миры фантастическими растениями и животными!

Planetarij 22.01.2021

Каждый участник мастер-класса сможет создать свое авторское изделие, нарисованное 3D-ручкой: космические цветы или представителей инопланетной фауны и др! Стоимость участия: 100 руб.
Количество мест ограничено! Запись по телефону: 8(49234)3-67-56
Ждем вас по адресу: ул. Октябрьская, 40, (Муромский городской планетарий) парк «Молодежный».

]]>
kostin_ivan_vasilevich@mail.ru (КИВ) Новости Thu, 14 Jan 2021 18:00:45 +0000
Ушла из жизни Комлева Людмила Александровна https://www.murom-mama.ru/novosti/ushla-iz-zhizni-komleva-lyudmila-aleksandrovna.html https://www.murom-mama.ru/novosti/ushla-iz-zhizni-komleva-lyudmila-aleksandrovna.html

Komleva ljudm 2Ушла из жизни Комлева Людмила Александровна

12 января перестало биться сердце Комлевой Людмилы Александровны.
«Быть детьми таких родителей, как Александр Алексеевич и Анна Ивановна Свирежевы, - огромное счастье. Это были удивительные люди - обаятельные, красивые, сильные духом, истинные патриоты своего Отечества, великие труженики, глубоко преданные учительскому долгу. В основе их воспитания детей лежали нравственные принципы: «Суди о людях не по словам, а по делам». Не случайно дочери Александра Алексеевича и Анны Ивановны: Людмила, Валентина и Лариса стали учителями».
В.И.Клещевникова

Komleva Ljudmila

Людмила Александровна Комлева. Даты жизни 13 марта 1938 - 12 января 2021 года. Была учителем, завучем, директором школы № 16, которую с 1943 до 1972 года возглавлял её отец. Отличник народного образования, «Человек года - 2003», и выйдя на пенсию, пока позволяло здоровье, руководила муниципальным музеем истории народного образования города Муром, который был открыт в 1998 году по инициативе общественности. Материалы для музея начинал собирать фронтовик Александр Алексеевич Свирежев, назначенный после войны директором этой школы. Его дело продолжила дочь. В итоге он перерос в музей образования округа Муром. Память о человеке жива до тех пор, пока люди помнят о его делах. А дела Людмилы Александровны хранятся в душах её выпускников. Светлая память человеку, гражданину, учителю!

1037237803

Муром-мама.

]]>
kostin_ivan_vasilevich@mail.ru (КИВ) Новости Wed, 13 Jan 2021 21:52:26 +0000
Почему родители начали считать, что мы им обязаны? https://www.murom-mama.ru/stati/razvitie/pochemu-roditeli-nachali-schitat-chto-my-im-obyazany.html https://www.murom-mama.ru/stati/razvitie/pochemu-roditeli-nachali-schitat-chto-my-im-obyazany.html

Pedsovet 2021Почему родители начали считать, что мы им обязаны?

Учитель русского языка и литературы школы № 2 города Березовский Свердловской области Алексей Братчиков:
- Стало модно учителя ругать, претензии предъявлять. Почему родители начали считать, что мы им обязаны? Мы обязаны вашему ребенку. Я получил диплом, я – профессионал, я – квалифицированный специалист, а вы – специалист в другом деле. Я не прихожу к вам на завод или домой и не учу варить трубы, готовить суп. Почему же вы имеете привычку вторгаться в педагогику? Вы откуда знаете правила игры в нашей системе?

Pedsovet 222021

Алексей Вячеславович , который вернулся в школу после того как был депутатом городской Думы, начальником управления образования, имея большой и разнообразный опыт в образовании, поделился с читателями:
«Вертикальную карьеру я завершил сознательно, принял решение для себя, что в органах власти я уже не нужен. Не потому, что я плохой стал, не потому, что власть изменилась. Я решил остаться учителем, но не могу отделаться от привычки оценивать то, что происходит вокруг».

О современных родителях

С одной стороны, родители хотят либерализации отношений. Они вторгаются во всё: нас обсуждают, учат, требуют, настаивают. При этом им хочется, чтобы мы тоже требовали. Родителям нужно определиться: если вы хотите коллегиальной ответственности, то признайте, что и мы можем ошибаться. Если вы не хотите коллегиальной ответственности, то дайте нам право и не учите нас работать. Свою неспособность воспитать ребенка вы превратили в ответственность учителя. Моя задача как педагога помочь выучить и воспитать, но не делать это за вас и не нести ответственность за вас. Мы вам в помощь.

Я бы попросил родителей понять своего ребенка. Станьте им, перестаньте оценивать его с точки зрения взрослого. И тогда сразу какие-то вещи перестанут быть страшными, какие-то можно не заметить. Я не ретроград. Если человек начал сравнивать, как было хорошо в прошлые годы, он уже старый. Дети такие же, но у взрослых появились другие оценки. То есть представление о том, как выглядит детское сообщество – это оценки взрослых. В нем мало что поменялось: так же бьют за предательство, ценят за помощь и так далее.

Но взрослые придают другие оттенки этим поступкам. Не надо вторгаться в детское сообщество со своими лекалами, отсюда появляются проблемы. Родители стали слишком много, бестактно, неквалифицированно лезть в детские вопросы и как-то их решать. Они думают, что помогают. Дети могут утром быть лучшими друзьями, потом дико поссориться, но к вечеру они опять лучшие друзья. Если в момент конфликта вторгаются родители, тем более – начинают привлекать других, то они его только усилят. Конфликт может быть решен либо профессионалом (хорошим психологом), либо природными способами, но без нашего вмешательства. Если бы родитель воспитывал своим поведением, показывал, как надо, тогда вопросов не было бы.

Если ты показываешь, что можно прийти и поругать другого ребенка или учителя, то откуда ребенок научится уважению? Недавно был случай: родитель, папа, очень активно жаловался, что оценки выставляют не вовремя. Я ему сказал, что вся информация есть в электронном дневнике. Ответ: «Я не знал». Так прежде чем ругать, ты попытайся узнать. Если ты не знаешь интересов, увлечений своего ребенка, с кем он гуляет – ты виноват. Разрешать проблемы в школе – мой каждодневный труд, и каждый раз, когда конфликт разрастается, мне хочется сказать: давайте остановимся и поймем, где ваша доля ответственности, где наша. Любой психолог скажет, что если назрел конфликт, то обе его стороны где-то совершили ошибку. Что делают родители? Эти бесконечные обсуждения в «Ватсапе», в группах соц. сетей.

О современных детях

Я каждый день прихожу на работу и работаю с теми учениками, какие есть, не самыми выдающимися. И я должен им помочь подготовиться к профессии. Я не имею права применять к ним новые технологии, иначе я просто их измучаю высокими идеями. Пусть в нашем городе будет десять детей, умных, талантливых, вот им это нужно. Все остальные будут работать в поликлинике, в шахте, на тракторе. Поэтому жалко учеников, которых мы вынуждены мучить, требовать стандарт от тех, кому природой не дано его освоить. Ну не дал ему бог этой способности, а он должен пойти на ОГЭ с ЕГЭ. Это государственная форма издевательства. Дайте ему документ, чтобы он пошел работать. Дайте ему получить профессию, он будет приносить пользу обществу. Если у шахтера или водителя нет высшего образования, он что - плохой шахтер или водитель? Для него важнее знание ПДД. Для какой-то части нашего общества нет необходимости иметь даже аттестат, но мы его натаскиваем на технологию – здесь поставь галочку, здесь не ставь. А проверяющие эксперты сидят и мучаются, как ему тройку сделать.

Amonashvili

Есть другие дети, с высокой познавательной активностью, которых массовая школа удовлетворить тоже не может. Я не могу работать с таким ребенком. У меня 30 человек в классе и 45 часов в неделю. Я прихожу на работу в 6:30, и дети уже здесь – их родители привезли. Заканчивается все в половине девятого вечера, потому что дети поют, танцуют и так далее. Это хорошо, но у меня вопрос: в каком пространстве мне остаться с этим ребенком? В школе есть организатор учебного процесса, у которого круглосуточно болит голова, потому что ни в одном классе нет ни минуты свободного времени. Для одаренного ребенка в современной массовой школе нет «своего» места, нет базы. Он помучается, помыкается и уйдет туда, где есть масса очагов культуры.

О деньгах

Наше государство зарабатывает триллионы. Новая школа и модернизация моей школы стоит миллиард. Я не прошу на наш город 15 новых школ, я прошу две, три. Да, у нас новые учебники, но стоят они на старой полке. Да, у нас новый ноутбук, но нет современных программ. Да, у нас новая интерактивная доска, но старые парты. Да, у нас шесть часов английского, но нет лингафонного класса. Я педагог высшей категории с докторской степенью, мой оклад – 9 100. Значит, я плохой учитель? Нет, от меня дети уходят довольные. Я точно знаю и вижу, что учителя работают не на свою зарплату, они работают намного больше. Да, и у нас есть недостатки, проколы, но мы работаем за идею. И вопрос в том, когда нас начнут хотя бы благодарить. Просто скажите спасибо: за экскурсии, собрания, уроки. При этом не надо благодарить «всех». Кто действительно молодец – ну похвалите вы его по-настоящему. И при жизни.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/pedsovet/pochemu-roditeli-nachali-schitat-chto-my-im-obiazany-5f9998032603b20d516d23f6

]]>
kostin_ivan_vasilevich@mail.ru (КИВ) Развитие Tue, 05 Jan 2021 22:31:06 +0000
Казанка. Глава 1. Два генерала: С.Л.Лазарев и Н.А.Беспалов https://www.murom-mama.ru/stati/intervyu-s/kazanka-glava-1-dva-generala-sllazarev-i-nabespalov.html https://www.murom-mama.ru/stati/intervyu-s/kazanka-glava-1-dva-generala-sllazarev-i-nabespalov.html

Lazarev MuromКазанка. Глава 1. Два генерала: С.Л.Лазарев и Н.А.Беспалов

В начале ХХ века Муром умещался в рамках границ: от Оки на востоке до Успенского оврага на западе с севером и Бучихи на юге. Но строения в городе были деревянными и после пожаров 1792 и 1805 годов, когда выгорел почти весь город, промышленные предприятия, в целях пожарной и санитарной безопасности, вынесли за пределы города в овраги и по берегу реки. А Штабская слобода для гвардейских инвалидов за Успенским оврагом появилась ещё во времена Екатерины II. В XIX веке город стал не только городом ремесленников, но и торгово-промышленным центром, поэтому в 1880 году была открыта железная дорога Муром – Ковров, а в 1912 году через Муром открылось и железнодорожное сообщение Люберцы – Арзамас. 

Dva generala

Но, прежде чем приступить к истории объединения рабочего посёлка железнодорожников с городом, позвольте поделиться воспоминаниями очевидца, Льва Семёновича Лазарева о вкладе в жизнь посёлка его отца, Лазарева Семёна Лазаревича, начальника Муромского отделения железной дороги с 1960 по 1976 год. Более подробную информацию о жизни начальника Муромского отделения железной дороги, посёлка и людей отделения дороги желающие могут найти в книге Льва Семёновича: «Наш паровоз, вперёд лети». Издательство «Калейдокоп». Владимир. 2018, а я беру из предоставленных автором воспоминаний фрагменты о Привокзальной площади, входе в парк 50-летия, стадионе Гастелло и бронепоезде «Илья Муромец».

Мне 12 лет и что-то я уже помню. Наше с мамой первое впечатление от Мурома: рано утром вышли на Привокзальную площадь, всё занесено снегом (3 января 1961 года). Какие-то ямы, сугробы. Транспорта нет. Слева облезлое здание, как оказалось, Клуб железнодорожников. По центру трёхэтажный жилой дом, справа деревянные домики и заборы, заборы, заборы. Отец повёл нас к дому, где мы будем жить, кратчайшей дорогой через частный сектор. Это была ошибка. Такой запущенности и разрухи я ещё не видел! У мамы на глазах слёзы:
- Куда мы приехали?
- Ничего, ничего - это Казанка. Город дальше. Там есть каменные дома.
photo 1459850330 1

photo 1459850330

После Привокзальной площади в это уже верилось с трудом. Мы шли по ул. Дзержинского, ул. Машинистов, через заросшее поле и вышли на улицу Щербакова. Это был хороший знак! Девичья фамилия моей мамы была Щербакова. Наш дом был каменный, трёхэтажный (Щербакова, 7), но давно некрашеный. Дом окружали маленькие домики и громадные, переросшие деревья. На следующий день первый выход в город. Транспорта нет. Везде пешком. Кругом сугробы и неприятный запах от рубероидного завода. Заснеженное поле, клуб строителей и за ним лес. Проходим через железнодорожный путь, далее мостик через вонючую речку (перекрёсток улиц Куликова и Московской) и далее, по словам отца, начинался город. Кинотеатр «Прогресс», ресторан «Муром», за ними маленькие заброшенные домики и заборы, заборы…Война закончилась. Прошло 15 лет. Заводы восстановили. Пора было подумать и о людях, победивших в этой войне. Началось массовое строительство. Конечно, коснулось это и Мурома. Строили все заводы. Строили не только жильё, но и многое другое. Но для того, чтобы получить право на строительство, нужно было хорошо работать.

Из крупного - это диспетчерская сигнализация, строительство вторых путей, строительство жилья, стадиона, спортзала, турбазы. Вот как строилось жильё. Управление железной дороги, по только для них понятным правилам воспоминания об отце, решало, что на отделении можно построить один 64-квартирный дом. На строительство выделялись средства, и стройка начиналась. Что делал отец! Начинали строить сразу два дома. Один официально, другой своими силами. Главное - это заложить фундамент дома. В начале 1960 года отделение дороги ютилось в небольшом трёхэтажном здании. Многие отделы располагались в деревянных бараках раскиданных около Привокзальной площади. В 1961 году началось строительство нового корпуса отделения дороги. К 1100-летию города была приведена в порядок привокзальная площадь и клуб железнодорожников. Конечно, большую помощь оказывали городские власти и архитектор города Н.А. Беспалов. Ведь строительство всегда начинается с большого количества вопросов по согласованию места строительства и проекта. Но вопросы всегда решались оперативно и даже весело.

О входе в ПКиО им. 50-летия Советской власти
Park 50-letija PS 0 2021

Приближался 1967 год - год 50-летия Советской власти. Началось строительство парка с таким же названием. Необходимо было спроектировать и построить центральный вход в парк. Конечно, вход в парк легко можно было сделать, используя римскую колоннаду с портиками и мраморными ступенями, но где взять такой проект и главное - где взять деньги. Беспалов нашёл в альбомах по архитектуре вполне подходящее сооружение - вход на платформу одного из железнодорожных вокзалов. Оставалось только достать проектную документацию. Разрешение на получение мог дать только министр путей сообщения Б.П. Бещев. Нужно было как-то проникнуть в министерство и уговорить министра. Как это было сделано мне рассказал в 2005 году сам Н.А. Беспалов. Всё было сделано почти как у Ильфа и Петрова. Рано утром в московском сквере (это там, где памятник мужику - кто ж его посадит, он же памятник) остановилась «ВОЛГА», из которой вылезли два двухзвёздных железнодорожных генерала. Один из них был в форменном кителе (Беспалов), второй в Летней форменной рубашке (Лазарев), и спокойно направились к первой проходной министерства. В министерстве было правило – через эту проходную свободно проходили руководители министерства и приезжие в генеральском звании (начальники дорог, начальники отделений, …). В общем, попав на приём к министру, Беспалов изложил просьбу. Бещев долго смеялся над генералом-архитектором. Время посещения министра было выбрано не случайно. Накануне футбольная команда ЛОКОМОТИВ выиграла свой матч у ЦСКА, а Бещев был азартный болельщик этого футбольного клуба! Сейчас трудно поверить в такое, но всё решали не деньги, а элементарные человеческие отношения, пусть для этого иногда и требовалось хорошее настроение…

О стадионе имени Н.Ф.Гастелло
4 hr 5uTMD942

Интересна история строительства стадиона «Локомотив». В 60-е годы прошлого столетия… в стране был сильно развит любительский спорт. Спортом занимались и стар и млад. На всех предприятиях были свои спортивные клубы. Постоянно проводились соревнования по футболу, хоккею с мячом и потом с шайбой, баскетболу, волейболу, городкам, лёгкой атлетике… Многие предприятия имели свои спортивные базы и даже стадионы. Муром отличался от других небольших городов СССР в лучшую сторону. Свои стадионы были у РИПА, Фанерного, Радиозавода, Вербовского, Локомотив у железнодорожников… Это были стадионы разного уровня. Но, как правило, футбольное поле было почти без дренажной системы, гаревая дорожка –по существу обыкновенный шлак, и насыпные трибуны с деревянными скамейками. Строить гигантские стадионы для «негров» тогда было не принято, а наши ребята прекрасно играли и по щиколотку в воде. Стадион «Локомотив» был построен ещё до войны…, ну и наступило время, когда можно было построить что-то лучшее. Как это сделать? Самое простое - это подключить прессу. Из какой-то центральной газеты железнодорожники пригласили в Муром корреспондента, который и написал разгромную статью про стадион. Естественно, разрешение на строительство было получено. Где взять деньги, проект нового стадиона? Деньги частично отщипнули (не украли) от строительства вторых путей Москва - Казань.

Лазарев с Беспаловым, повторив операцию с переодеванием у замминистра МПС, проект получили бесплатно. Проект был очень хороший. Это стадион «Юность» в Свердловске. Крытый легкоатлетический манеж под трибуной, рекортановые беговые дорожки (между прочим, четвёртые в СССР). Дренажную систему построили работники Дистанции лесонасаждений во главе с Сенником. Первоначально планировалось под второй трибуной построить пятидесятиметровый крытый бассейн, но этим планам не суждено было сбыться. Помешало решение о проведении в Москве Олимпиады-80. Деньги уходили только туда… Большую работу по строительству, согласованию, получению стройматериалов провели Хусаинов и, конечно же, Пётр Павлович Михейкин. Отец всегда говорил, что пока Петя - директор стадиона, я спокоен. Собственно, так и получилось. Ушёл Михейкин, и начались проблемы.

Наконец наступил день торжественного открытия. Помню, что был солнечный, тёплый день. Стадион заполнен до отказа. Церемония открытия началась, и отца пригласили для выступления. За несколько минут до этого я успел рассказать отцу, что когда-то, работая на школьной практике на заводе имени Дзержинского, прочитал в заводской газете статью о строительстве стадиона, и что в строительстве принимал участие Николай Гастелло. Отец вышел к трибуне, поздравил всех с праздником и вдруг предложил назвать стадион «Локомотив» именем Гастелло! Что тут началось. Все вскочили со своих мест - крики, аплодисменты. И всё: с тех пор стадион «Локомотив» стал называться имени Гастелло. Надо сказать, что это название ни с кем не согласовывалось! А партийная дисциплина в то время требовала согласования и с горкомом, и с обкомом, и как оказалось, с Советом Министров РСФСР, но слово не воробей… Для официального признания названия потребовался ещё почти год, но для жителей Мурома это уже не имело никакого значения… Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоениии стадину Локомотив имя Н.Ф.Гастелло прозвучал на стадионе 9 мая 1975 года.

О бронепоезде «Илья Муромец»
В 1971 году в парке 50-летия Советской Власти поставили памятник-бронепоезд «Илья Муромец». А вы знаете, что под стальными плитами памятника находится настоящий паровоз? Его с большим трудом выпросили на одной из Южных дорог. Когда строился этот памятник, видимо, никому не пришла в голову идея: дать возможность протиснуться в кабину машиниста и посмотреть, как же там было в реальности? Что машинист видел, куда и как грузился уголь… Время доделать памятник ещё есть, хотя наш бронепоезд стоит на запасных путях… Открытие памятника тоже было интересным. Ещё были живы машинисты, солдаты-железнодорожники, которые дошли с бронепоездом до Франкфурта-на-Одере.

Bronepoezd maj 2010

Фото из архивов: А.Р.Комлева, Л.С.Лазарева, А.Н.Беспалова, О.М.Городничевой.
Иван Васильевич Костин

]]>
kostin_ivan_vasilevich@mail.ru (КИВ) Интервью с... Sat, 02 Jan 2021 21:08:53 +0000
Ёлки, снег и спектакли в Муроме на встрече 2021 года https://www.murom-mama.ru/stati/otdyhaem-s-malyshom/yolki-sneg-i-spektakli-v-murome-na-vstreche-2021-goda.html https://www.murom-mama.ru/stati/otdyhaem-s-malyshom/yolki-sneg-i-spektakli-v-murome-na-vstreche-2021-goda.html

yeSdjbbVvc4Ёлки, снег и спектакли в Муроме на встрече 2021 года

Даже удивительно, что високосный 2020 год под финал решил нас порадовать снежком! Пусть и не настоящими декабрьскими сугробами, но настоящим белым снегом! А ещё началом возвращения театра в ДК 1100-летия Мурома. Театр-студия под руководством В. В. Грищенко, которой от роду всего 3 месяца, с 26 декабря 2020 года по 7 января 2021 года играет новогоднюю сказку «Двенадцать месяцев». А 25 декабря образцовый театральный коллектив «Прикосновение» под руководством А.А.Никитина открыл 35-й сезон спектаклем «Принц и нищий».

IMG 20201226 161655IMG 20201226 161718

IMG 20201226 161803IMG 20201226 161917

IMG 20201226 162005IMG 20201226 162102

Но, прежде чем одеть маску перед входом в ДК 1100-летия и гостиницу Святогор, предлагаю посетить сквер А.В.Ермакова, в котором выстроились на конкурс более сорока ёлок, символов организаций округа. Номинации: «Самая красивая и стильная», «Самая необычная» и «Самая профессиональная». По мнению горожан и жюри, как сообщило муромское ТВ, «самыми красивыми и стильными» оказались елочки Управления культуры и МИВлГУ. «Самыми необычными» Управления образования, бизнес-инкубатора и МУП "Эфир". «Самыми профессиональными» Газпрома и Муромского медицинского колледжа. Поздравляю всех победителей! И отдельное поздравление автору символа Управления культуры Марине Борисовне Добролюбовой!

А теперь одеваем маску и открываем дверь ДК 1100-летия. Может и громко сегодня звучит моё заявление о возвращении театра в стены ДК 1100-летия Мурома, но в канун нового, 2021 года, после тяжёлых испытаний уходящего 2020 года, так хочется верить в чудеса, а театр способен подарить чудо! И первая ласточка уже залетела на сцену дворца! И первые звёздочки, в моём понимании процесса рождения артиста, уже засверкали. Пока в спектакле по сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» (режиссёр Прищепова Ольга Павловна) не просматривается единого ансамбля, единой школы подготовки артистов, но первый спектакль уже есть! А со временем и ансамбль единомышленников будет, если педагоги будут продолжать работать в таком темпе. Весь октябрь проводили набор в группы школы-студии, занимались организацией учебного процесса, а на 26 декабря и первый публичный экзамен своим ученикам устроили. Зрители приходят в театр не на здание любоваться, а на актёров, которые способны держать зал в напряжении до закрытия занавеса и заставляют задумываться над нашими поступками и проступками. Музыкальное оформление и переходы между картинами мне понравились. И ещё в театре-студии ДК 1100-летия я увидел ростки нового поколения актёрской гвардии Мурома.

Двенадцать месяцев

P1040215P1040221

P1040224P1040244

P1040252P1040256

Познакомиться с артистами не было возможности, но исполнители Января и Февраля мне показались профессиональными актёрами. Мать с Дочерью показались воспитанницами совершенно другой театральной школы. Танцоры народного коллектива «Россияночка» резко отличаются от танцоров братьев-месяцев, а исполнителя Профессора я бы отнёс к организаторам развлекательных программ шоу-бизнеса. Пройдёт не один месяц, а может и год, пока ребята научаться понимать друг друга с полуслова и читать мысли на расстоянии, а пока каждый играет понятную только ему сольную партию. И в этой массе игроков, кроме двух Дедов Морозов, я увидел ещё трёх исполнителей: Апреля, Солдата и Королевы, которые не изображают игру, а живут в предлагаемых обстоятельствах. И хочется надеяться, что эти ребята вернут на сцену ДК 1100-летия театр переживания, с которым зрители расстались, посмотрев последнюю работу Н.Н.Горячева по пьесе Марии Ладо «Очень простая история».

А 26 декабря состоялась моя встреча в Святогоре с уже знакомыми именами: Ильи Кузнецова, Сергея Финогенова, Андрея Линькова, Полины Кожемякиной, Софьи Сальковой… Роман Марка Твена «Принц и нищий» о несовершенстве государственной системы в Великобритании XVI века переиздавался и экранизировался во многих странах мира. Россия не была исключение. Но не только зарубежная, но и многие произведения русской классики исчезли из школьной программы. И инсценировка Анатолия Алексеевича Никитина, приправленная стихами и музыкой классиков, стала не просто уроком литературы, но и шкатулкой нравственных примеров отношения властей к народу, богатых к бедным. И этот спектакль показался мне созвучным со сказкой Януша Корчака про короля Матиуша Первого, который, рано потеряв родителей, вынужден был занять трон короля. И как не вспомнить А.С.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!». И как не похвалить всех участников спектакля, мастеров диалога, танцоров, певцов, за серьёзный разговор со зрителем на очень взрослые темы?!  

Принц и нищий

IMG 20201226 171054IMG 20201226 171456

IMG 20201226 171952IMG 20201226 172411

IMG 20201226 172737IMG 20201226 173442

IMG 20201226 174145IMG 20201226 180556

IMG 20201226 181054IMG 20201226 181304

IMG 20201226 181321IMG 20201226 182319

Когда на сцену выходят полсотни человек, то и запоминать всех можно только при ежедневном общении. А так как коллектив детский, и смена имён в нём происходит ежегодно, то от встреч раз в году в памяти остаются только самые яркие исполнители ролей. Одна из них Жидоморова Алиса - исполнительница роли Багиры в спектакле «Маугли». Она в 2020 году стала студенткой актёрского отделения Санкт- Петербургского университета театрального искусства на курсе профессора, доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств РБ Сергея Дмитриевича Черкасского. И с начала дистанционного обучения группа живёт и учится в Доме союза театральных деятелей в Комарово. Влас Жестков (шк. 4, 6 класс), игравший Принца Эдуарда VI, стал для меня в этом сезоне открытием. Органическое существование с физической динамикой были до такой степени убедительны, что мне показалось, как будто он за кулисами родился. И если бы не встреча с мамой Власа Аллой Александровной, то так бы и осталась в тайне система подготовки Принца-Короля Эдуарда VI. Дома маму ждут ещё два короля – старший сын и муж, который тоже был артистом Никитина в четвёртой школе. Так и открывается ларчик с вопросом: как Анатолию Алексеевичу удаётся за сравнительно короткий срок подготовить ребёнка к выходу на сцену? Родители помогают не только шить, строгать, дома роли ребёнку зубрить, но и на сцену со своими детьми выходят. Не все ребята пойдут в артисты после выпуска из школы, но заряд самообслуживания, не «сидеть сложа руки», а заниматься чем-то полезным, они получают и здесь, в коллективе образцового театрального коллектива «Прикосновение».

IMG 20201226 182725

Быватов Семён (шк. 4, 11 класс), игравший священнослужителей, ещё в прошлом году знал, что актёром не будет, но в прошлом году по выбору профессии стоял на перепутье. Сейчас уверен, что его путь информатика и программирование.
Полина Кожемякина (шк. 6, 10 класс) ходит в театральный 3 года. Но решила по следам мамы и бабушки стать школьным учителем. Правда, не в сфере филологии, а в сфере естественных наук. А актёр и учитель, так считает Полина, профессии родственные.
Екатерина Шальнова (шк. 20, 11 класс) видит своё будущее только в театре.
Певец Севастьян Шемардин (шк. 4, 5 класс) ходит в «Прикосновение» пятый год. Пока не знает, какая профессия поведёт его по жизни, но уже успел заразиться бациллой театра. И самым ценным условием занятий в театральной студии считает настоящую, закалённую общим делом дружбу. Где без взаимодоверия с взаимопомощью жить невозможно.
Софья Салькова (школа 16) ещё в прошлом году выражала сомнения по вопросу выбора учебного заведения, а сейчас уверена, что после 9 класса поедет в Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий Царицыно. И театром, как и мама, продолжит заниматься в свободное от основной деятельности время.
Илья Кузнецов (Якиманско-Слободская школа. 6 класс) на вопрос о профессии отвечает уже более уверенно. С театром порывать желания нет, но и посвящать себя ему без остатка нет желания. И вот ответ на вопрос: что дала работа над ролью Тома?
- Я по-другому стал смотреть на жизнь бомжей, бродяг, нищих. Раньше к ним безразлично относился, а сейчас смотрю с позиции своего героя Тома Кенти. Не просто стал обращать на них внимание, а стал понимать их. Андрей «лупит» меня (Андрей Линьков играет отца-пьяницу Тома) как мы на репетициях отработали, и физической боли я не испытываю. Но в реальной жизни не только отцы, но и матери от безысходности или беспробудного пьянства забивают своих детей до смерти.

IMG 20201226 184632IMG 20201226 184643

И это говорит 12-летний подросток. Илья с Власом, судя по их поведению на сцене, уже осознали, что в театре надо не просто выкладываться, а понимать о чём будешь говорить со зрителем. А этого нельзя понять, если не понимаешь, что происходит в душе и сознании героя. Малышам школы-студии, которых впервые вывели на сцену в массовке, ещё предстоит узнать, насколько тяжёл труд артиста и физически, и психически, и почём стоит гром аплодисментов. И как после спектакля «Принц и нищий» не вспомнить слова Н.В.Гоголя о театре:
«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображение, что в нём может поместиться толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чём не сходная между собой, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
А мне остаётся поздравить с открытием 1-го сезона театральную студию ДК 1100-летия, с открытием 35-го сезона театральный коллектив «Прикосновение» и с Новым годом всех жителей, которые уважают труд врачей, учителей, водителей, артистов. Берегут своё здоровье и здоровье окружающих людей!

IMG 20201226 161655 1

Фото автора
Иван Васильевич Костин

]]>
kostin_ivan_vasilevich@mail.ru (КИВ) Отдыхаем всей семьей Mon, 28 Dec 2020 08:42:35 +0000