По статистике, 15-20% беременностей заканчиваются выкидышами. О том, что такое выкидыш, почему он может произойти и что можно сделать, чтобы избежать повторения прерывания при последующей беременности, в своей лекции рассказывает акушер-гинеколог, к. м. н. Александра Борисова.
Что такое выкидыш
Прежде всего следует определиться с терминами. Выкидышем в гинекологической практике называется самопроизвольное прерывание беременности в первые 20–22 недели. Почему 20–22 недели? Есть такой консенсус: врачи спасают плод, родившийся с массой 500 граммов и более. Шансы на спасение того, кто родился с массой менее 500 граммов, нулевые. На 20–22 неделе плод как раз обычно и достигает такой массы.
Частота выкидышей достаточно велика: ими заканчиваются 15–20% беременностей.
То есть для практикующего врача это довольно часто встречающаяся ситуация, хотя в жизни каждого человека, понятно, это может случиться всего раз или вообще не произойти.
Медицинская статистика, которая позволяет перевести медицину на язык цифр и сделать ее более точной наукой, говорит о том, что из этих 15–20% беременностей, завершающихся выкидышами, 80% и более происходят в первые 12 недель. То есть чем больше срок беременности, тем меньше вероятность, что произойдет самопроизвольный выкидыш. Таким образом, если я как врач встречаюсь с женщиной, у которой стоит диагноз «угрожающий выкидыш», делаю ей ультразвук и вижу плод с сердцебиением, я сразу могу ей сказать, что вероятность выкидыша уже не 15%, а 5%. Если я вижу такую ситуацию, когда срок беременности уже более 12 недель, то вероятность уже 2–3%.
Как происходит выкидыш? Вне зависимости от причины, сценарий одинаков.
Сначала плод гибнет; затем начинается отслойка от стенок матки (тогда у женщины появляются кровянистые выделения, которые классифицируются как «угрожающий выкидыш»), а затем отслоившееся выкидывается из полости матки. Проблема в том, что те же симптомы могут наблюдаться и при внематочной беременности, и при нормальной, здоровой внутриматочной беременности. Если УЗИ показывает живую внутриматочную беременность, в большинстве случаев причина появлений кровянистых выделений на фоне беременности остается неизвестной. Именно появление кровянистых выделений на фоне живой внутриматочной беременности и обозначается врачами как «угрожающий выкидыш». В абсолютном большинстве случаев, несмотря на грозный диагноз, такая беременность совершенно благополучно донашивается. Конечно, любая женщина страстно желает знать, из-за чего эти кровянистые выделения, так как думает: вот я сейчас узнаю, из-за чего это, уберу из своей жизни этот фактор, и все будет хорошо, они у меня прекратятся. Приходится разочаровывать женщину: в большинстве случаев мы причины не знаем.
Выкидыш случайный и привычный
Все выкидыши подразделяются на два больших типа — спорадические (случайные) и привычные. В сущности, они определяются одной гаммой причин, только доля каждой из причин в двух случаях будет очень разной. В свою очередь, можно все причины подразделить на две большие группы: внутренние причины, вызванные проблемами плода, и внешние, вызванные проблемами в организме матери. Соответственно, спорадические выкидыши чаще всего определяются причинами, связанными с плодом, а привычные — с организмом матери.
Медицинская статистика показывает, что более половины спорадических выкидышей в первые 12 недель обусловлены генетическими нарушениями у плода.
Причем чем меньше срок беременности, тем выше вероятность того, что причиной являлось генетическое нарушение у плода. Это обобщенные данные многочисленных исследований, в основном западных. Рассмотрим сначала эту самую распространенную причину. Дело в том, что какими бы царями природы мы себя ни мнили, на нас действуют те же самые законы природы, что и на муравьишку, букашку, травинку.
Эти биологические законы никто не отменял: выживает лучший и сильнейший в хорошем смысле этого слова, в биологическом смысле.
Биологический индивидуум не может всегда выдавать 100-процентно качественные клетки (в данном случае речь идет о половых клетках). Так, в 1 мл спермы мужчины в среднем содержится 20 млн сперматозоидов, и в норме около 10% из них, то есть 2 млн, — это патологические формы. И такая спермограмма будет считаться нормальной. У женщины тоже могут созревать не очень качественные яйцеклетки, и чем старше мы становимся, тем больше вероятность того, что созреет некачественная яйцеклетка. Это не потому, что мы сознательно что-то делаем не так – подняли что-то тяжелое, выпили лишнюю чашку кофе, перетрудились дома/на работе. В отличие от сперматозоидов, которые постоянно обновляются, все яйцеклетки будущей женщины закладываются в тот момент, когда ее мама находится на 20 неделе беременности.
И новых яйцеклеток не закладывается больше никогда, они только расходуются, только теряются на протяжении всей жизни девочки/женщины.
Т. е. если вам 35 лет, то яйцеклетка, которая вышла из яичника у вас в этом месяце, пролежала в яичнике в ожидании своей очереди на овуляцию уже более 35 лет. Поэтому, конечно, у 20-летней и у 40-летней женщины не только количество, но и качество яйцеклеток будет разное. Потому что на первую все неблагоприятное, что есть вокруг нас в плане питания, окружающей среды, воздуха и воды, действует всего 20 лет, а на вторую – уже 40.
Зависимость частоты самопроизвольного выкидыша из-за генетических нарушений у плода именно от возраста яйцеклеток (а следовательно, от возраста женщины) была показана благодаря внедрению технологии экстракорпорального оплодотворения – ЭКО. Было проведено очень хорошее исследование на группе пациенток старше 40 лет, которым проводилось ЭКО. Половине из них подсаживали собственные оплодотворенные яйцеклетки, а второй половине – донорские, взятые у женщин моложе 25 лет. У той группы, которая вынашивала эмбрионы от донорских яйцеклеток, частота выкидышей соответствовала таковой у женщин до 25 лет и была в три-четыре раза ниже, чем у группы, которой подсаживали эмбрионы, полученные от своих, 40-летних, яйцеклеток. Таким образом, вероятность выкидышей и генетических нарушений плода определяется биологическим возрастом женщины. Это такая вещь, которую мы никак не можем повернуть вспять, и это следует учитывать, когда беременность откладывается на более поздний срок.
Таким образом, если произошла встреча дефектной яйцеклетки с нормальным сперматозоидом или наоборот, то возникшая беременность с некачественным эмбрионом на определенном этапе выбраковывается и происходит выкидыш.
И здесь наступает самое интересное, потому что мы до сих пор не знаем, какой именно механизм в организме распознает, что беременность некачественная. Но этот механизм есть, и он работает очень хорошо, иначе все аномальные беременности приводили бы к рождению не совсем здоровых или совсем нездоровых людей, и человечество бы уже выродилось. Мы этот механизм не знаем, но зато можем сказать: если у женщины произошел самопроизвольный выкидыш, то у нее эти механизмы работают и с биологической точки зрения она здорова. Гораздо хуже, если мы видим другую ситуацию (хотя она достаточно редкая): далеко за границей срока в 20 недель мы делаем ультразвук и обнаруживаем у плода тяжелые пороки. Из-за этих пороков после рождения он может оказаться либо инвалидом, либо вообще не сможет выжить, но сейчас он живет внутри матки, и это позволяет говорить о том, что механизмы, которые распознают здоровую и нездоровую беременность, у этой женщины не сработали.
Поэтому, при всех эмоциональных и психологических минусах, которые несет для женщины самопроизвольный выкидыш, в этом событии есть большой плюс, который не очевиден для пациента.
Это универсальный биологический механизм, который позволяет сохранить нас и наше потомство здоровыми и предотвращает появление неполноценного ребенка.
Если большая часть самопроизвольных выкидышей вызвана генетическими нарушениями, возникает вопрос, какие беременности тогда следует спасать. К сожалению, любой гинеколог сталкивался в своей практике со случаями, когда попытки неимоверными усилиями «вытянуть» беременность приводят к плачевному результату. То есть беременность угрожала прерваться, женщине давали многочисленные медикаменты, и она сохранялась, однако после 20-й недели выяснялось, что у плода есть серьезные нарушения в развитии. Следует отдельно сказать о медикаментах. Серьезные западные исследования (есть такой термин «двойные слепое плацебо-контролируемое исследование», оно максимально гарантирует качество и статистическую достоверность результатов) показывают, что нет ни одного медикамента, кроме прогестерона — женского гормона, который может повлиять на вынашиваемость беременности.
Если беременность обречена на гибель — она погибнет, если должна выжить — выживет, если, конечно, мы говорим о здоровой женщине, у которой работают неизвестные нам сейчас биологические механизмы выбраковки некачественных беременностей.
У нас, в России, другая практика, вызванная не научными объективными данными, а скорее, культурными различиями — тем, что наша медицина была долгое время изолирована от мирового сообщества.
Вторая по распространенности в ряду причин случайных выкидышей — инфекция. Это тот самый случай неудачи. Тяжелый грипп — очевидная причина для спорадического выкидыша. Беременность губит не болезнь, а ее следствие — общее плохое состояние организма женщины, той среды, которая обеспечивает жизнь плода. В отличие от генетических причин, когда эмбрион заложился «плохой», в случае инфекции эмбрион заложился здоровый и качественный. Но вдруг женщина заболела тяжелейшим гриппом — температура 40, рвота, обезвоживание организма. Крохотному существу сложно выжить в таких неблагоприятных условиях, и оно умирает. Гибель эмбриона обусловлена нарушениями окружения – высокой температурой, обезвоживанием, интоксикацией.
Если происходит повторный выкидыш, его трудно отнести на счет гриппа: трудно поверить, что из года в год на одном и том же сроке женщина заболевает одинаково тяжелым гриппом. Вот она – разница между спорадическим и привычным выкидышем.
Первый происходит действительно случайно — это классическая «неудача». Второй является закономерностью: когда мы видим женщину с привычным выкидышем, у нее, как правило, происходит прерывание примерно на одном и том же сроке. Тогда мы предполагаем, что есть причина, которая существует в организме не очень явно: она не мешает женщине жить вне состояния беременности, но она дает о себе знать, когда нормальная беременность наступает. Эта причина, не очень заметно существующая в организме женщины, мешает выносить беременность до срока. Она приводит к тому, что нормальные условия для выживания здорового плода не создаются, и он гибнет, причем это происходит из раза в раз. Вот в чем принципиальное различие привычного выкидыша от спорадического. В этом случае мы будем проводить ряд исследований (достаточно дорогостоящих), чтобы выяснить, что это за причина.
Сегодня в мировом научном сообществе существует консенсус относительно того, что привычным невынашиванием беременности считается случай, когда у женщины происходит два выкидыша подряд. Если у женщины был один выкидыш и она приходит ко мне и спрашивает, какова вероятность того, что это повторится, – это те же самые 15–20%. Если эта ситуация возникла два раза подряд, то вероятность того, что это повторится, уже порядка 30–35%, а если три раза подряд – почти 40%.
Примерно в 2% семейных пар жены страдают привычным выкидышем.
Если в случае спорадических выкидышей чаще всего в них «виноват» плод, его нарушения, то при привычных выкидышах обычно «виновато» его окружение, организм женщины. Как и в случае спорадических выкидышей, причиной может быть генетика. Но если в при спорадическом выкидыше генетика – это причина 70–80% (до 6 недель вообще 90%) всех прерываний, то в случае с привычным выкидышем генетические нарушения обнаруживаются только у 2–3% пациентов. То же верно и для инфекций: при привычном выкидыше вероятность того, что повторные прерывания беременности происходят из-за инфекции, составляет не более 1%.
Гормональные нарушения в организме женщины, напротив, являются более вероятной причиной привычного, а не случайного выкидыша.
Нарушения строения матки — перегородка внутри матки, двурогая матка, наличие синехий (так называются спайки внутри матки) — это все то, что также может приводить к повторным выкидышам.
Примерно у 40% женщин с диагнозом «привычный выкидыш» обнаруживают различные иммунные нарушения, которые вызывают отторжение плода материнским организмом. Иммунные нарушения подразделяются на аутоиммунные и аллоиммунные. Аутоиммунные нарушения – это ситуации, когда иммунная система женщины срабатывает против своих собственных генов, белков. Одно из наиболее распространенных заболеваний такого рода среди женщин с привычным выкидышем — антифосфолипидный синдром. Фосфолипиды — это «клей», который соединяет клетки между собой. У женщины с антифосфолипидным синдромом вырабатываются факторы (антитела) против своих собственных фосфолипидов, которых много в плаценте. В результате синдрома в мелких сосудах плаценты формируются тромбы, которые нарушают кровообращение — следовательно, нарушают функцию плаценты по доставке питательных веществ к плоду. Беременность в таких условиях долго «протянуть» не может — рано или поздно наступает гибель здорового эмбриона/плода. Страдающие антифосфолипидным синдромом женщины вынашивают беременность не более чем в 10% случаев. Его лечение позволяет обратить статистику – вынашивание происходит уже в 90% случаев. Женщине дают препараты, которые разжижают кровь и предотвращают образование тромбов, — плацента выполняет свою функцию, и беременность вынашивается.
Аллоиммунные причины — это агрессивные факторы, направленные против чужеродных белков, то есть отцовской части генома плода. Вообще наша иммунная система обязана вырабатывать антитела и избавляться от любых чужеродных и патологически измененных клеток. Почему не отторгается беременность, состоящая на 50% из «чужих» генов (не говоря уже от 100% генетической чужеродности, когда суррогатная мама вынашивает «чужой» эмбрион в программе ЭКО), пока не совсем понятно. Кстати, ученые полагают, что, когда будет выяснено, каков механизм, препятствующий отторжению клеток беременности с «чужими генами», это сможет помочь в разработке лекарства от рака. Ведь рак состоит из патологически измененных клеток, которые тоже почему-то не отторгаются, не уничтожаются иммунной системой. Так или иначе, при беременности у женщины по отношению к чужим генам/белкам плаценты и плода возникает состояние, которое называется иммунологическая толерантость — «чужих не замечаем и не атакуем». В случае привычного выкидыша этой толерантности нет: иммунная система матери распознает чужеродные гены и белки беременности, атакует их и тем самым приводит к повторным выкидышам.
Довольно часто, примерно в 40% всех случаев, проведя необходимое обследование обоих супругов, мы, к сожалению, вообще не находим причин, объясняющих, почему у этой пары наблюдаются повторные выкидыши.
Есть такой термин «необъяснимое привычное невынашивание», как и «необъяснимое бесплодие». Может быть, лет через пять медицина найдет что-то новое в этой области, новые объяснения, но пока этого нет. Это психологически сложный момент и для врача, и для пациентов.
Два мира, два подхода
При угрозе выкидыша у женщины действия врача в России и за рубежом будут принципиально отличаться, причем вызвано это не столько разными научными данными, сколько культурными различиями, возникшими за время изоляции нашей медицинской школы. За рубежом таких женщин просто отправляют домой: им «прописывают» постельный режим, общее клиническое обследование, половой покой. Время покажет, чем закончится эта ситуация: или беременность сохранится, или произойдет выкидыш, если она заложилась некачественной, — и это хорошо, что она была «отбракована» организмом.
В России немножко другое психологическое отношение населения к медицине и немного другая медицина.
У нас угрожающий выкидыш является непременным показанием для госпитализации в стационар: там пациенту назначают «но-шпу», препараты, которые расслабляют матку, кровоостанавливающие препараты. Это не вопрос биологических или медицинских различий — это вопрос психологии большей части нашего населения: если врач не дал таблетку, значит он не стремился помочь. И довольно трудно донести до людей, что тут действуют законы природы — на них не повлияешь. По нашему, российскому, протоколу я не имею права не предложить госпитализацию при угрозе выкидыша. Однако научные медицинские факты ясно показывают, что госпитализация ничего принципиально не меняет в прогнозе: вероятность самопроизвольного выкидыша от этого никак не снижается. Западные исследования показывают, что нет медикаментов, которые справляются со спорадическим выкидышем. Если беременность сохраняется, то это природа сохраняет беременность, а не лечение. Для привычного выкидыша такие медикаменты есть: если удалось выявить причину повторных прерываний беременности, на нее можно воздействовать. Это лечение назначают еще либо до наступления беременности, либо на ранних этапах беременности, до появления каких-либо симптомов угрозы прерывания.
После первого выкидыша мы обследуем женщину, но это обычный перечень исследований, который нужен перед любой беременностью. Конечно, в него могут быть добавлены тесты, исходя из нюансов медицинской истории конкретной женщины.
Но важно понимать, что ничего нельзя сделать, чтобы свести вероятность повторения прерывания при последующей беременности до нуля.
Даже если мы сделаем все нужные и ненужные тесты (что, к сожалению, очень часто встречается), проведем нужное лечение, вероятность того, что выкидыш повторится, составляет в среднем те же самые 15–20%.
По материалам портала Газета.ру