В 2019 году ООО Издательство «Феврония выпустило рекламный спецпроект «Муромский сувенир», в котором на странице 15 читаю информацию о работах Елены Авдеевой:
- Авторские миниатюрные копии винтажной мебели и предметов старины. Масштаб: традиционный – 1 : 12, ювелирный – 1 : 144 !!!
- Материал: янтарь, перламутр, кость, дерево и др.
- Авторская новинка: кукольные детали быта - с рабочим механизмом!
И сопровождающая информация, что работы Елены украшают частные коллекции почти на всех континентах мира.
И когда музей объявил об открытии выставки, не мог отказать себе в удовольствии напроситься на встречу с автором. Всех вопросов за короткую встречу задать Елене, конечно, не успел, но успел понять, что её заявление про «слишком высокую планку» не более, чем защитная реакция от публичности. Настоящему художнику требуется не блеск фото и телекамер, а тишина. Её работы приобретены ткацкой фабрикой для украшения офиса в Санкт- Петербурге. Кукольный дом ранчо Бена Картрайта находится в исторической деревне-музее в США и миниатюры в частном музее в Японии. Но намного достовернее всё видеть своими глазами, а не слушать об этом. Тем более, что когда я увидел все предметы интерьеров на фотографиях, то мне они показались в натуральную величину. А проходя мимо витрин понял, что «голландские интерьеры» в названии выставки не означает, что это интерьеры Нидерландов, потому что в миниатюрах Елены присутствует и Англия, и Германия, и Франция…
- Елена! Глядя на эту красоту, не могу удержаться от вопроса: в каком учебном заведении готовят таких мастеров?
- Я обычная домохозяйка. Вышла замуж, воспитывала троих детей. Трудилась дома. В России нет учебных заведений, где бы учили мастерству миниатюры. Чисто для себя начала заниматься самообразованием.
- Судя по качеству работ, берут сомнения, что это работы «обычной домохозяйки»! Всем бы домохозяйкам такие заботы. Недавно вернулась в Муром примерно такая же «домохозяйка. Бывшая звезда бального танца Настя Сидоран. И открыла в Святогоре «Школу современного искусства». Думали, что вернулась в Муром танцор, а она приехала как архитектор. Вроде бы две разные Насти. Ан, нет! Наряды разные, а характер творца не меняется. Одним словом - художник! И про Вас в сборнике «Муромский сувенир» написано, что сувениры разъехались от Америки до Японии, а в Муроме собираетесь открыть музей кукольной миниатюры! И какая Вы после этого «домохозяйка»?
- Вы подняли слишком высокую планку. Но всему, что Вы видите здесь, пришлось учиться самой. Что-то переняла от родителей, что-то в интернете находила, общаясь с такими же увлеченными людьми, как и я. А помощниками были труд с любознательностью. Не было дня, ни в детстве, ни сейчас, чтобы я что-то не делала и чем-то не увлекалась. Семь лет назад я занималась куклами в русских народных костюмах. И на выставке в Московском Центральном доме художника мои куклы получили гранд. Я родилась в семье художников, росла в атмосфере творчества и фантазии. Мои родители, Триколенко Виктор Михайлович и Лилия Михайловна, окончили Киевский художественный институт. Отец ко всему прочему был театральным художником. Он создавал декорации, делал миниатюрные макеты на тему науки и космоса. Видимо любовь к миниатюре была заложена во мне еще в глубоком детстве. А к кукольным домикам у нас в России всегда относились очень тепло. У кого в детстве не было или нет самоделки из обувных коробок, где живут пупсики и зверята. А мебель кропотливо делалась из спичечных коробков. Несмотря на это, миниатюра вовсе не является игрушкой для детей. На западе, детские кукольные домики и миниатюра это две разные индустрии, которые пересекаются незначительно. Коллекционируют миниатюры взрослые, серьезные люди, ценящие искусство создание реальных предметов в миниатюре. И чем детальнее проработка изделия, тем она ценнее. Я люблю изучать старинные интерьеры ушедших эпох, Моей мечтой, как профессионального художника, всегда было желание работать с деревом и создавать в миниатюре изделия прекрасных, прошлых, давно ушедших веков, когда каждая вещь делалась с душой.
ФОТО:: Картины Триколенко Виктора Михайловича.
ФОТО: Росписи и икона Триколенко Лилии Михайловны.
- Выходит, что и страсть к творчеству с генами передалась? Смотрю на фотографии с макетами, а там сплошные декорации!!! Если можно, о роли папы, как театрального художника, в выборе Вашего увлечения можете что-то сказать?
- О генах я никогда не думала. Но, пожалуй, что все не так просто. А о творчестве папы я знаю очень мало. Его театральная деятельность закончилась, когда я пешком под стол ходила, поэтому той эпохи помнить не могу. Да и в Муром мы приехали, когда мне было всего девять лет, а все работы отца, к сожалению, остались на Украине. И его уже два года назад не стало с нами.
- А почему к сожалению?
- После развала СССР все его работы безвозвратно остались там. Мама с папой работали в разных направлениях. Занимались керамикой, обжигами. Делали огромные панно на тему науки, космоса. Тогда это было модно. И я помню макеты, которые могли быть декорациями в театре. Мы видели, как трудились наши родители, и иногда участвовали в их работах. К примеру, когда мама выполняла росписи стен в детских садиках Челябинска, я трудилась вместе с ней, а мне тогда было 5 - 6 лет. Мои рисунки мама никогда не исправляла, не было в этом нужды. Сохранились фотографии росписи мамой детского садика в Муроме, в котором и я принимала участие на стадии рисунка. Лошади мои.
- А теперь давайте перейдём от детского творчества к сегодняшним макетам домиков – румбоксов. В коллекции Ваших фотографий увидел токарный станок и бутылку с морилкой. А так как сам четверть века проработал на заводе в цехе деревообработки, то возник и вопрос. Что это за чудо-станок, который способен выточить ножку стола высотой не более 6 – 7 сантиметров, и ножку стула или деталь к прялке гораздо меньших размеров, на котором работает «домохозяйка» с пальчиками тульского Левши?
- Настоящий токарный станок брата, а я работаю гравером с микронасадками резьбы по дереву. И все ювелирные работы делаю с его помощью.
- И даже ткацкие станы с прялками? Которые, по заявлению прессы, работают как настоящие станки?
- И даже ткацкие станы с прялками. Ткацкие станки с прялками все в рабочем состоянии. И дорожки, что заправлены в станы, вытканы на них. Для натяжки ремизок, нитей и плетения дорожки уходит 5 часов работы. Консультировалась с людьми, которые профессионально занимаются ткачеством. Все они высоко оценивают работу моих станков. В миниатюрах соблюдены все тонкости технологии изготовления и работы этих станов. Разница только в формах. Здесь у каждой страны свои традиции. А принцип сборки и работы у всех станков один и тот же. Заправляешь основу на навой, вдеваешь в ремизки, которые перемещают нити, пропускаешь через зубья берда, закрепляешь на барабан и начинаешь челнок между нитями гонять. Когда я начала работать более-менее профессионально, меня пригласили в клуб любителей миниатюры за рубежом. В этом клубе собираются мастера, коллекционеры и все, кто интересуется этой темой. Коллекционеры, довольно серьезные люди. Кто-то коллекционирует железные дороги, кто-то корабли, а кто-то и интерьеры собирает. В моих работах есть изделия, которые не делает никто. Даже профессионалы за рубежом. К примеру - работающие ткацкие станки и прялки.
- Мало того, что Вы ткач, белошвейка, вышивальщица, живописец, изделия которой на фотографиях выглядят в натуральную величину. Так Вы ещё и плотник, столяр, токарь, фрезеровщик, краснодеревщик, инкрустатор по дереву шпоном!!! И дочь, от которой Вы получили первый «заказ» на домик для куклы, и которой сейчас 13 лет, вероятно, пойдёт по Вашим стопам?
- Если миниатюру делать качественно, то и при увеличении она будет выглядеть как настоящая вещь. Про дочь пока не знаю, может что-то и от меня переймёт, а вот племянник Миша, которому уже 16 лет, надеюсь, пойдёт по моим стопам. Он, безусловно, вдохновляется моими работами, но там и папа, мой брат, такой же творческий человек. Он, в основном, практикуется на музыкальных инструментах, а Миша на солдатиках, поэтому солдатиков племянника я и привезла на выставку. Но у брата сейчас главная забота дом достроить, и мужские руки школьника там не лишние. А меня не отпускает мечта сделать совместную с братом выставку миниатюр. Насколько это реально в обозримом будущем, покажет время, а пока и мне поступил заказ на изготовление невероятно сложного ткацкого станка с шестью педалями. Придется разбираться с этим ребусом схем. Пожелайте мне удачи.
- Дорогу осилит идущий, а упорства с усидчивостью Вам не занимать! Желаю удачи в изготовлении и новой миниатюры. А шахматы, случайно, не работа племянника?
- Нет. Микро-шахматы из можжевельника – это мой труд. Размер соблюдала в масштабе 1 : 12, а основания фигур от 3 до 4 миллиметров.
- А какая-то доля фантазии художника присутствует в Ваших работах?
- Фантазия только в изобретении способов изготовления того или иного исторического предмета. Ткацкие станы, прялки, камин, бытовая утварь – всё это мини-копии настоящих предметов. Каждый домик представляет разные страны разных эпох. Меня интересует не только история стран, но и обычаи этих стран. И это я стараюсь отражать в интерьерах. Толи это предметы быта с деталями костюмов, толи картины. Когда читала Конана Дойла про Шерлока Холмса, загорелась желанием сделать кабинет детектива. Голландский интерьер, французская прялка, скандинавские и русские ткацкие станы с прялками, мебель, музыкальные инструменты, весь интерьер – всё это работа моих рук.
- На столике вижу чайник, а на полу утюг. Вы и литьём из металла занимаетесь?
- Нет. Утюг я купила на ярмарке у мастеров литья из бронзы, а чайник сделала из дерева. Вышивка гладью шёлковыми нитками, живопись, резьба по дереву, инкрустация шпоном, половики на ткацких станках – всё это моя работа. А изделия из металла – это работа мужских рук.
- Швейную машинку тоже сами сотворили или чей-то подарок?
- И швейную машинку, и тарелочки раскрашенные под фарфор, я вырезала из дерева.
- Но на выставке я не увидел ни одного предмета из янтаря, который прозвучал в рекламе музея.
- Изделий из янтаря на выставке нет, потому что такие работы я делаю только на заказ. Но, что я хочу сказать. Народ в России творческий, талантливый, наших мастеров любят по всему миру. Но чтобы что-то получалось, нужно очень много учиться и работать, чего многие не хотят делать.
Ну, а мне остаётся пожелать семье Авдеевых дождаться добрых вестей от сына и брата, которого они на днях проводили в ряды защитников Отечества. А Елене, не без участия семьи и близких друзей, проводить високосный год, найти новых сторонников своего увлечения в Муроме, и с новыми силами в новом году продолжать воплощение своих задумок не только по организации выставки с работами брата, но и по созданию музея кукольной миниатюры в Муроме.
Фото из архива Е.Авдеевой
Иван Васильевич Костин