• 0 4 Vokzal Murom 2Казанка. Глава 4. Открытие железной дороги на Ковров

    В мае 1878 года состоялось торжество по поводу закладки и освящения первого железнодорожного вокзала на железнодорожной линии Муром –Ковров и к концу года двухэтажный красавец в Муроме был готов принимать пассажиров. Для обслуживания и ремонта подвижного состава 2 декабря 1879 года в Муроме были открыты паровозные мастерские (депо). Такие же мастерские были открыты в Селиванове и в Коврове, но открытие дороги, запланированное на 1879 год, отложили до начала 1880 года. 23 ноября 1879 года Правление Общества Муромской железной дороги сообщило Министерству путей сообщения о завершении строительных работ и просило назначить комиссию для осмотра дороги.

    Прокомментируй первым! Прочитано 7605 раз Подробнее ...
  • 4 m4lgk3oa97Казанка. Глава 2. Городской выгон и улица Куликова

    «В 1880 году через городской выгон прошла железная дорога, связывающая город через Ковров с Москвой и Нижним Новгородом. Были построены: вокзал…, паровозное депо… Примыкающая к станции территория даже по тем временам имела высокий уровень благоустройства. Непосредственно к железнодорожной платформе примыкал парк с беседкой в центре, с розарием и фонтаном. За железной дорогой был сделан пруд, частично сохранившийся до наших дней. В парке в праздничные дни играла музыка, на пруду устраивались катания на лодках».
    Н.Беспалов, заслуженный архитектор РСФСР. «На месте городского выгона». «Муромский рабочий» 6.05.1987.

    Прокомментируй первым! Прочитано 7682 раз Подробнее ...
  • Aleksandrov v MIXM 1Групповая выставка художников из Александрова

    Департамент культуры Владимирской области, ГБУК ВО «Муромский историко-художественный музей», ВТОО «Союз художников России» приглашают в Выставочный центр (Муром, Московская, 13) с 26 февраля по 29 марта 2021 года на групповую выставку художников из Александрова: Анатолия Демьянова (графика), Юрия Иватько (скульптура), Виктора Рассадкина (скульптура). На ней посетители смогут увидеть около ста произведений из их личных коллекций. Для муромских жителей новая выставка будет премьерной. Творчество художников из города Александрова представлено у нас впервые.

    Прокомментируй первым! Прочитано 7106 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Суббота, 02 Январь 2021 21:08

Казанка. Глава 1. Два генерала: С.Л.Лазарев и Н.А.Беспалов

Оцените материал
(6 голосов)

Lazarev MuromКазанка. Глава 1. Два генерала: С.Л.Лазарев и Н.А.Беспалов

В начале ХХ века Муром умещался в рамках границ: от Оки на востоке до Успенского оврага на западе с севером и Бучихи на юге. Но строения в городе были деревянными и после пожаров 1792 и 1805 годов, когда выгорел почти весь город, промышленные предприятия, в целях пожарной и санитарной безопасности, вынесли за пределы города в овраги и по берегу реки. А Штабская слобода для гвардейских инвалидов за Успенским оврагом появилась ещё во времена Екатерины II. В XIX веке город стал не только городом ремесленников, но и торгово-промышленным центром, поэтому в 1880 году была открыта железная дорога Муром – Ковров, а в 1912 году через Муром открылось и железнодорожное сообщение Люберцы – Арзамас. 

Dva generala

Но, прежде чем приступить к истории объединения рабочего посёлка железнодорожников с городом, позвольте поделиться воспоминаниями очевидца, Льва Семёновича Лазарева о вкладе в жизнь посёлка его отца, Лазарева Семёна Лазаревича, начальника Муромского отделения железной дороги с 1960 по 1976 год. Более подробную информацию о жизни начальника Муромского отделения железной дороги, посёлка и людей отделения дороги желающие могут найти в книге Льва Семёновича: «Наш паровоз, вперёд лети». Издательство «Калейдокоп». Владимир. 2018, а я беру из предоставленных автором воспоминаний фрагменты о Привокзальной площади, входе в парк 50-летия, стадионе Гастелло и бронепоезде «Илья Муромец».

Мне 12 лет и что-то я уже помню. Наше с мамой первое впечатление от Мурома: рано утром вышли на Привокзальную площадь, всё занесено снегом (3 января 1961 года). Какие-то ямы, сугробы. Транспорта нет. Слева облезлое здание, как оказалось, Клуб железнодорожников. По центру трёхэтажный жилой дом, справа деревянные домики и заборы, заборы, заборы. Отец повёл нас к дому, где мы будем жить, кратчайшей дорогой через частный сектор. Это была ошибка. Такой запущенности и разрухи я ещё не видел! У мамы на глазах слёзы:
- Куда мы приехали?
- Ничего, ничего - это Казанка. Город дальше. Там есть каменные дома.
photo 1459850330 1

photo 1459850330

После Привокзальной площади в это уже верилось с трудом. Мы шли по ул. Дзержинского, ул. Машинистов, через заросшее поле и вышли на улицу Щербакова. Это был хороший знак! Девичья фамилия моей мамы была Щербакова. Наш дом был каменный, трёхэтажный (Щербакова, 7), но давно некрашеный. Дом окружали маленькие домики и громадные, переросшие деревья. На следующий день первый выход в город. Транспорта нет. Везде пешком. Кругом сугробы и неприятный запах от рубероидного завода. Заснеженное поле, клуб строителей и за ним лес. Проходим через железнодорожный путь, далее мостик через вонючую речку (перекрёсток улиц Куликова и Московской) и далее, по словам отца, начинался город. Кинотеатр «Прогресс», ресторан «Муром», за ними маленькие заброшенные домики и заборы, заборы…Война закончилась. Прошло 15 лет. Заводы восстановили. Пора было подумать и о людях, победивших в этой войне. Началось массовое строительство. Конечно, коснулось это и Мурома. Строили все заводы. Строили не только жильё, но и многое другое. Но для того, чтобы получить право на строительство, нужно было хорошо работать.

Из крупного - это диспетчерская сигнализация, строительство вторых путей, строительство жилья, стадиона, спортзала, турбазы. Вот как строилось жильё. Управление железной дороги, по только для них понятным правилам воспоминания об отце, решало, что на отделении можно построить один 64-квартирный дом. На строительство выделялись средства, и стройка начиналась. Что делал отец! Начинали строить сразу два дома. Один официально, другой своими силами. Главное - это заложить фундамент дома. В начале 1960 года отделение дороги ютилось в небольшом трёхэтажном здании. Многие отделы располагались в деревянных бараках раскиданных около Привокзальной площади. В 1961 году началось строительство нового корпуса отделения дороги. К 1100-летию города была приведена в порядок привокзальная площадь и клуб железнодорожников. Конечно, большую помощь оказывали городские власти и архитектор города Н.А. Беспалов. Ведь строительство всегда начинается с большого количества вопросов по согласованию места строительства и проекта. Но вопросы всегда решались оперативно и даже весело.

О входе в ПКиО им. 50-летия Советской власти
Park 50-letija PS 0 2021

Приближался 1967 год - год 50-летия Советской власти. Началось строительство парка с таким же названием. Необходимо было спроектировать и построить центральный вход в парк. Конечно, вход в парк легко можно было сделать, используя римскую колоннаду с портиками и мраморными ступенями, но где взять такой проект и главное - где взять деньги. Беспалов нашёл в альбомах по архитектуре вполне подходящее сооружение - вход на платформу одного из железнодорожных вокзалов. Оставалось только достать проектную документацию. Разрешение на получение мог дать только министр путей сообщения Б.П. Бещев. Нужно было как-то проникнуть в министерство и уговорить министра. Как это было сделано мне рассказал в 2005 году сам Н.А. Беспалов. Всё было сделано почти как у Ильфа и Петрова. Рано утром в московском сквере (это там, где памятник мужику - кто ж его посадит, он же памятник) остановилась «ВОЛГА», из которой вылезли два двухзвёздных железнодорожных генерала. Один из них был в форменном кителе (Беспалов), второй в Летней форменной рубашке (Лазарев), и спокойно направились к первой проходной министерства. В министерстве было правило – через эту проходную свободно проходили руководители министерства и приезжие в генеральском звании (начальники дорог, начальники отделений, …). В общем, попав на приём к министру, Беспалов изложил просьбу. Бещев долго смеялся над генералом-архитектором. Время посещения министра было выбрано не случайно. Накануне футбольная команда ЛОКОМОТИВ выиграла свой матч у ЦСКА, а Бещев был азартный болельщик этого футбольного клуба! Сейчас трудно поверить в такое, но всё решали не деньги, а элементарные человеческие отношения, пусть для этого иногда и требовалось хорошее настроение…

О стадионе имени Н.Ф.Гастелло
4 hr 5uTMD942

Интересна история строительства стадиона «Локомотив». В 60-е годы прошлого столетия… в стране был сильно развит любительский спорт. Спортом занимались и стар и млад. На всех предприятиях были свои спортивные клубы. Постоянно проводились соревнования по футболу, хоккею с мячом и потом с шайбой, баскетболу, волейболу, городкам, лёгкой атлетике… Многие предприятия имели свои спортивные базы и даже стадионы. Муром отличался от других небольших городов СССР в лучшую сторону. Свои стадионы были у РИПА, Фанерного, Радиозавода, Вербовского, Локомотив у железнодорожников… Это были стадионы разного уровня. Но, как правило, футбольное поле было почти без дренажной системы, гаревая дорожка –по существу обыкновенный шлак, и насыпные трибуны с деревянными скамейками. Строить гигантские стадионы для «негров» тогда было не принято, а наши ребята прекрасно играли и по щиколотку в воде. Стадион «Локомотив» был построен ещё до войны…, ну и наступило время, когда можно было построить что-то лучшее. Как это сделать? Самое простое - это подключить прессу. Из какой-то центральной газеты железнодорожники пригласили в Муром корреспондента, который и написал разгромную статью про стадион. Естественно, разрешение на строительство было получено. Где взять деньги, проект нового стадиона? Деньги частично отщипнули (не украли) от строительства вторых путей Москва - Казань.

Лазарев с Беспаловым, повторив операцию с переодеванием у замминистра МПС, проект получили бесплатно. Проект был очень хороший. Это стадион «Юность» в Свердловске. Крытый легкоатлетический манеж под трибуной, рекортановые беговые дорожки (между прочим, четвёртые в СССР). Дренажную систему построили работники Дистанции лесонасаждений во главе с Сенником. Первоначально планировалось под второй трибуной построить пятидесятиметровый крытый бассейн, но этим планам не суждено было сбыться. Помешало решение о проведении в Москве Олимпиады-80. Деньги уходили только туда… Большую работу по строительству, согласованию, получению стройматериалов провели Хусаинов и, конечно же, Пётр Павлович Михейкин. Отец всегда говорил, что пока Петя - директор стадиона, я спокоен. Собственно, так и получилось. Ушёл Михейкин, и начались проблемы.

Наконец наступил день торжественного открытия. Помню, что был солнечный, тёплый день. Стадион заполнен до отказа. Церемония открытия началась, и отца пригласили для выступления. За несколько минут до этого я успел рассказать отцу, что когда-то, работая на школьной практике на заводе имени Дзержинского, прочитал в заводской газете статью о строительстве стадиона, и что в строительстве принимал участие Николай Гастелло. Отец вышел к трибуне, поздравил всех с праздником и вдруг предложил назвать стадион «Локомотив» именем Гастелло! Что тут началось. Все вскочили со своих мест - крики, аплодисменты. И всё: с тех пор стадион «Локомотив» стал называться имени Гастелло. Надо сказать, что это название ни с кем не согласовывалось! А партийная дисциплина в то время требовала согласования и с горкомом, и с обкомом, и как оказалось, с Советом Министров РСФСР, но слово не воробей… Для официального признания названия потребовался ещё почти год, но для жителей Мурома это уже не имело никакого значения… Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоениии стадину Локомотив имя Н.Ф.Гастелло прозвучал на стадионе 9 мая 1975 года.

О бронепоезде «Илья Муромец»
В 1971 году в парке 50-летия Советской Власти поставили памятник-бронепоезд «Илья Муромец». А вы знаете, что под стальными плитами памятника находится настоящий паровоз? Его с большим трудом выпросили на одной из Южных дорог. Когда строился этот памятник, видимо, никому не пришла в голову идея: дать возможность протиснуться в кабину машиниста и посмотреть, как же там было в реальности? Что машинист видел, куда и как грузился уголь… Время доделать памятник ещё есть, хотя наш бронепоезд стоит на запасных путях… Открытие памятника тоже было интересным. Ещё были живы машинисты, солдаты-железнодорожники, которые дошли с бронепоездом до Франкфурта-на-Одере.

Bronepoezd maj 2010

Фото из архивов: А.Р.Комлева, Л.С.Лазарева, А.Н.Беспалова, О.М.Городничевой.
Иван Васильевич Костин

Прочитано 3265 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi