Мост через Клязьму
ФОТО: Набережная, 22 у переправы и за госпиталем.
ФОТО: Набережная, 6 у перекрёстка с улицей Центральная, и за за соснами, с домами по дороге 1В и 7В. Поворот у забора направо к дому 33А.
ФОТО: Забор из сетки рабицы за зданием бывшей дачи Р.С.Бобовикова, а с 2008 года школы психоневрологического санатория - граница между улицами Набережная и Верхняя Набережная (обкомовские дачи). А на фото с сайта "Любовь безусловная", вероятнее всего, так выглядело и это здание, когда и в нём до размещения школы детского санатория располагалась столовая пионерлагеря.
Если впервые попал в Пенкино на улицу Набережная, то несложно и заплутаться в поисках нужного номера дома. Свернув с улицы Центральная вправо, в сторону моста через Клязьму, дорога выведет на бывшую паромную переправу. А повернув налево, мимо почты, на доме администрации висит табличка Набережная, 6. Госпиталь значится под № 1, за ним стоят дома с номерами 20 и 22, а через дорогу дом 1Б. Дальше доживает свой век дача Р.С.Бобовикова, с 2008 года школа для детей психоневрологического санатория без окон и дверей, напротив которого растёт экзотический для нашей полосы маньчжурский орех. А за забором из рабицы установлен шлагбаум на частную территорию, на улицу Верхняя Набережная. Если спускаться с улиц Молодёжная и Зелёная по ул.Набережная вниз, к шлагбауму Верхней Набережной, то дорожка направо приведёт к дому рядом с оврагом под № 33А, который «охраняют» два лесовика. А слева от забора по дороге стоят дома с номерами: 1В, за ним 7В, затем № 6. От такой нумерация домов, которая, как мне сказали в администрации, производилась в 1990-х «от балды», у самих «голова кругом». Внизу, за шлагбаумом, по улице Верхняя Набережная, вдоль бывших обкомовских дач, я буду прогуливаться неоднократно, и фотографии прогулок опубликую во второй части, а сейчас направляюсь, мимо пустующих зданий бывшей школы с психоневрологическим санаторием и детских площадок напротив них, к бывшей «Пенкинской переправе».
Зимой 2019 года услышал легенду, что заросший лесом и кустарником овраг от перекрёстка улиц Центральная и Набережная до «мостовых опор» на месте бывшей паромной переправы посреди реки рыли пленные немцы. И даже показали бывший барак, в котором, якобы, жили пленные. А ещё рассказали о том, что в 1979 году мост рухнул. В моей памяти и сложилось картина, что овраг рыли пленные немцы во время Второй мировой войны, а «опоры» посреди реки – это опоры рухнувшего моста. А настоящий мост, стоящий ниже по течению, открыт в 2018 году. Хотя сомнения из-за глубины с шириной оврага и возникали. Выкопать такой овраг во время войны киркой с лопатой, потому что всю технику отправляли на фронт, просто нереально. А когда стали доступны документы, всё встало на свои места. Показанный мне «барак» оказался общежитием семей охранников моста по ул. Набережная, 24 в бывшем военном гарнизоне. Это справа от спуска к переправе. А слева - деревянный полуразрушенный особняк, приспособленный после революции под больницу, ул. Набережная, 22. Но и за госпиталем двухэтажное здание детского психоневрологического санатория находится по адресу ул. Набережная, д. 22. Не Верхняя Набережная, а именно – улица Набережная. Да и дом под № 6 стоит не только у перекрёстка с Центральной улицей, (здание милиции и администрации), но и на южной стороне, по соседству с обкомовскими дачами. На улице Школьная был и барак, в котором жили строители моста в 1955 - 1957 годах, но он сгорел в начале 2000-х годов. В 1957 году был построен деревянный мост на просмолённых столбах. В 1963 году на месте деревянного моста возвели мост из бетонных плит на железо-бетонных опорах, который рухнул в ночь 31 декабря 1978 года. На время восстановления рухнувшего моста солдаты установили понтонный мост, по которому движение для транспорта было односторонним. Рейсовые автобусы, по слухам, людей с обеих сторон подвозили к понтонной переправе, пассажиры переходили на другой берег и продолжали путь до пунктов назначения. Пленные же немцы не во время Великой Отечественной войны, а в 1915 году принимали участие в возведении моста № 99 через речку Ягма (современное название Ягома - приток Клязьмы), что находился в 8 верстах (8,5 км.) от Пенкинской переправы, а не в рытье оврага. И ночевали в Пенкино. Скорее всего, в зданиях бывшей фабрики.
ФОТО: Мост 1979 года и 1990-х.
ФОТО: Опоры моста 1963 года на бывшей паромной переправе, городок гарнизона на правом берегу и мост 2018 года на карте. Овраг и современная дорога вдоь него к бывшей переправе и к современному мосту.
ФОТО: Опоры моста 1963 года на Клязьме и дом бывшего гарнизона на ул. Набережная, 24.
ФОТО: Слева мост до 2018 года, справа после 2018 года.
Конечно, лучше пользоваться информацией из официальных источников, а не слухами, которые через 30 лет попадут на полосы газет, но и в любой легенде хранится частичка архива давно прошедших событий. А съезд по оврагу к переправе служил с незапамятных времён.
(Информация из трудов Владимирского губернского статистического комитета. Выпуск 8. 1869 года). На шоссе Москва – Нижний Новгород находилось 5 каменных заставных домов дорожного сбора, один из которых находился близ д. Пенкино. В них помещались смотритель с командой, которые собирали с проезжающих сбор в пользу ремонта шоссе, по таксе, утвержденной Государственным Советом, 6 апреля 1849 года. Но не только отдельные крестьяне, а даже целые обозы старались объезжать эти дома, что им, особенно зимой, часто удавалось. А весной у деревни Пенкино устраивался «Пенкинский перевоз» на пароме, который принадлежал Московской больнице князя Голицына.
О пленных
(Владимирский край в годы Первой Мировой войны 1914-1918).
«Владимирская губернская Земская Управа. Июля 14 дня, 1915 г. Владимирскому Вице-Губернатору.
В силу предложения Вашего Превосходительства за № 1241 от 20 Июня сего года Губернская Управа имеет честь сообщить следующее. Представлением своим за № 11604 от 20 Июня сего года Губернская Управа сообщала Вашему Превосходительству о предположенном тогда передвижении военнопленных на 26 и 27 Июня для работ по устройству железобетонной плиты моста № 99 Московско-Нижегородского шоссе. Но по ходу затем работ сказанное передвижение не состоялось. Теперь же является необходимым, и вполне - по ходу работ - обеспеченным в исполнении произвести передвижение военно-пленных так, чтобы изготовление ими указанной плиты было сделано 17-го и 18-го сего Июля, а именно: 20 человек военнопленных, находящихся на жительстве в настоящее время в дер. Бородине, Пенкинской волости, Владимирского уезда 16-го сего Июля после обеда отправятся командой походным порядком до Пенкинской шоссейной переправы (6 верст по шоссе), где заночуют с 16-го на 17-е Июля. Рано утром 17-го Июля они пройдут походным порядком 8 верст от Пенкинской переправы до моста № 99, где проработают день (кормить их будут на месте работ), затем после работ 17 Июля они пойдут на ночлег (с 17-го на 18-е Июля) опять на Пенкинскую переправу, утром 18-го Июля опять пойдут на работы на мосте № 99 и по окончании там этих работ отправятся походным порядком на ночлег в Бородино (имея впереди 19 Июля праздничный отдых)».
А вот и газета «Призыв» 11 июня 1941 года критикует работу этой переправы:
«Тракт Москва-Горький – один из лучших трактов нашей родины. Переправа же через реку Клязьму около Пенкина кладет пятно на весь тракт. Паром, находящийся в ведении дорожно-эксплуатационного участка ДЭУ 913 (начальник Грачев), работает крайне плохо, переправа, как правило, задерживает машину от 3 часов до суток. Но эти суточные ожидания нисколько не тревожат работников парома. Переправа пятитонных машин запрещена. Однако это правило не выполняется, 27 мая из-за переправы пятитонных машин нормальная работа парома задержалась на три с лишним часа. Очередь автомашин не соблюдается. Спрашиваем раз:
- Почему эту машину переправили вне очереди?
- Она следует с правительственным заданием,- отвечают работники парома.
При проверке же оказалось – автомашина следовала в Москву за … сиропом. Сотни автомобилей из-за плохой работы парома теряют тысячи машино-часов. Начальник ДЭУ 913 тов. Грачев, по-видимому, мало знает о положении дел на пароме, подчиненному ему».
Но как тесен и хрупок мир. После ХХ съезда КПСС в 1956 году Мао Цзэдун не простил Хрущёву критику Сталина, а после вооруженного столкновения на советско-китайской границе 2 и 15 марта 1969 года в районе острова Даманского отношения между крупнейшими социалистическими государствами мира окончательно испортились. Но автодорога федерального значения Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа, под названием Пекинка, осталась. И мост вместо паромной переправы через Клязьму в Пенкино был построен в 1957 году. К 1962 году участок Горький — Казань имел асфальтобетонное покрытие. Вероятно, что бетонные плиты заливались на месте, а может и укладывались, от Москвы до Казани. Я приехав во Владимир в 1965 году и любовался железо-бетонными плитами на улице Лакина. Это сейчас не приходится удивляться возможностям дорожной техники, а в 1967 году асфальтоукладчик в половину дороги на улице Гагарина, которую готовили к юбилею революции под открытие проспекта Ленина, был экзотикой. Да и асфальт был только в городах, а дорога от Меленок до Владимира была каменной, которую, кстати, дорожники укладывали вручную.
Подробности про рухнувший пролёт нахожу в новостях «Зебра ТВ» от 13 сентября 2017 года.
«В 1979 году из-за сильных морозов один из пролетов моста в Пенкино рухнул. Разбилось два автомобиля, погибли люди и движение по трассе М7 было перенаправлено через Камешково и Ковров. И хотя мост быстро восстановили, но доверия к нему было немного. Обратили внимание и на аварийный вид, и на плохую проходимость, и на моральное старение, поэтому в 2001-2002 рядом был построен новый пролет, а движение по старому было закрыто. Планировалось, что движение в сторону Нижнего Новгорода будет осуществляться по обновленному старому мосту, а в сторону Владимира - по действующему сейчас новому».
В.Д.Маслова делится информацией ковровского краеведа Николая Фролова.
«Во время сильнейших 40-градусных морозов не выдержали ставшие хрупкими конструкции железобетонного автомобильного моста через Клязьму у деревни Пенкино Камешковского района тогдашнего шоссе Москва – Горький. Пенкинский мост был построен в 1963 году и был очень похож на ковровский. После катастрофы 1979-го его капитально не ремонтировали, лишь восстановили рухнувший пролет. Только в 2000-е эту переправу привели в порядок, а сейчас там вновь ведется капитальный ремонт».
«В ночь на 31 декабря 1978 года в 40-градусный мороз обрушился пролет автомобильного моста через Клязьму на шоссе Москва — Горький у деревни Пенкино. В то время по мосту двигался тяжелый трактор «Кировец», который перевозил экскаватор на платформе. Такого тандема опоры моста в условиях, когда при сильном морозе металл стал особенно хрупким, не выдержали. Тогда, кажется, обошлось без жертв».
Сколько краеведов, столько и мнений. Вероятно, и металлические опоры остались после капитального ремонта моста, о котором писал Николай Фролов. Во всяком случае старожилы утверждают, что от моста 1957 года до сих пор на острове торчат деревянные просмоленные сваи. Надеюсь, что краеведы успеют узнать все подробности многострадальной переправы, пока живы свидетели того времени. Металлические же конструкции с обеих сторон реки, по словам жителей деревни, после организации Ельциным массовой безработицы в стране «сборщики бесхозных изделий», по ночам, разрезали для сдачи в металлом, но в середине реки они стоят до настоящего времени нетронутые. А на возведение нового моста в объезд деревни, хотя у современных исследователей звучит «восстановление старого пролёта», федеральные дорожники нашли деньги только в 2015 году, и в 2018 году проезд на Пекинке через Клязьму открыли по двум пролётам нового моста. Если мои выводы ошибочны, то с удовольствием внесу поправки, приправленные документальными подтверждениями.
Райский уголок на берегу Клязьмы
Моим экскурсоводом по окрестностям был Володя Сапожников из Коврова, без которого я бы дальше бывших обкомовских дач и не заглянул. А с ним прошлись и по деревне Краснораменье, и к благоустроенным родникам за водой спускались. Можно, конечно, было бы дойти и до поселка санатория имени Ленина, который располагается в 4-х километрах от Пенкино, в одной из наиболее известных во Владимирской губернии дворянских усадеб князей Грузинских. Но санаторий в 1993 году был закрыт, а с 2008 года территория находится в частной собственности.
Светлейший князь, владимирский губернский предводитель дворянства, Виленский губернатор с 1899 по 1901год, внук последнего царя Грузии Георгия XII Николай Ильич Грузинский в 1868 году женился на Марии Михайловне Катениной, которая унаследовала более 2000 десятин земли во Владимирском и Судогодском уездах. Чета Грузинских поселилась в сельце Михайловское Судогодского уезда. На территории усадьбы появился двухэтажный дом-дворец с выходом на Клязьму, каретный двор, конюшни, псарня, оранжереи, где даже зимой выращивались экзотические фрукты и свежая клубника. От главного дома расходились во все стороны несколько аллей: березовые, липовые, пихтовые. Старожилы утверждают, что на территории парка росли кедры и серебристые тополя. Петр Ильич Чайковский называл Михайловское «подобием рая».
Как потомки ремесленников, купцов и дворян лишались накопленного предками капитала, рассказал в романе «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин. В начале 1910-х годов Грузинские, испытывая финансовые затруднения, продали имение ковровским купцам Шорыгиным. После октябрьской революции усадьба была национализирована. В 1921 году в имении был открыт детский областной туберкулезный санаторий, который в 1924 году получил имя В.И. Ленина. В годы Великой Отечественной войны здесь размещался госпиталь, а с 1945 года вновь открыли детский туберкулезный санаторий. Санаторий функционировал до 1993 года, потом 15 лет бесхозные постройки усадьбы ветшали. Несколько проектов реставрации имения не были реализованы. В 2008 году усадьбу купила депутат Законодательного Собрания Владимирской области от фракции КПРФ и директор ООО «Арина» ломбард - Нина Казнина. Госинспекция по охране объектов культурного наследия оформила с Казниной охранные обязательства, стороны определили план работ по сохранению и восстановлению объектов. Говорят, что хозяйка велела охранникам пускать на территорию всех любопытных, но на воротах висит табличка «ПРОХОД ЗАПРЕЩЁН».
Культура и образование
Но не запрещён вход в Дом культуры, который в советское время был местом сбора молодёжи после напряжённого трудового дня на ферме с полем. Но и от фермы остались только развалины, а жители работают в соседних городах, благо Ковров, Камешково и областной центр рядом. В советское время была в деревне и начальная школа, которая находилась в центре, а восьмилетнее образование получали в школе деревни Гаврильцево, которая существует с начала ХХ века. Но в 1980 году начальную школу закрыли, детей перевели в Гаврильцево, куда их возят из шести населённых пунктов. В доме культуры имел удовольствие встретиться с художественным руководителем Голяковой Екатериной Игоревной, а про условия работы учителей в своей школе рассказывает директор Галанина Любовь Владимировна.
«Если про городскую школу можно сказать: «Нет учителя - нет учебного процесса», то у нас гораздо сложнее, - Нет водителя - нет детей в школе, нет учебного процесса. Я благодарна родителям за понимание. Они помогают. Если заболел водитель, они подхватывают соседских ребят. Если наша «Газель» в холода не завелась, мы садимся на свои машины и едем по маршруту школьного автобуса, смотрим — вдруг, кто на остановки вышел и стоит, замерзает...»
Первая случайная встреча с Екатериной Игоревной произошла в момент подготовки с родителями и ребятами стенда к какому-то мероприятию. Второй раз заглянул под вечер, в момент сбора танцоров на занятие. На долгую беседу у неё времени, конечно, не нашлось, но успел узнать, что после школы выбрала профессию педагога. Поступила на дневное отделение в ВлГУ, получила диплом учителя технологии и предпринимательства. А на третьем курсе института решила пойти на заочное отделение колледжа культуры, где получила ещё один диплом - режиссёра культурно - массовых мероприятий
А так как весь штат ДК – это директор, худрук и библиотекарь, то Екатерина в одном лице и танцор, и режиссёр, и организатор массовых мероприятий в селе. Артистов готовит, и сценарии пишет Катя. А портняжными, плотницкими и другими делами, необходимыми для подготовки спектаклей и массовых мероприятий, занимаются родители артистов. Как говорит Сова из «Вини Пуха» - совершенно безвозмездно! Неплохо помогает мама трёх сыночков и лапочки дочки, библиотекарь Светлана Васильевна Мохова. Её муж Алексей и сын Дмитрий на общественных началах занимаются всеми вопросами, связанными с звуко и видео аппаратурой. Режиссуре с актёрством сидя за партой тоже не научишься. Поэтому, когда Катя говорит о победах в танцевальных конкурсах и о первом месте на ежегодном конкурсе «Театр, где играют дети», то не приходится удивляться и её организаторским способностям, оценку которым дают односельчане:
«Катя у нас в клубе с 14 лет работает. Очень творческая личность. А танцуют у неё не только все дети из Пенкино, но приезжают на занятия школьники и из соседних деревень. Её коллектив много раз занимал призовые места в различных конкурсах. А праздники, организованные Катей, всегда проходят на «УРА». Она и костюмы шьёт сама…».
Самой шить, строгать, пилить и гвозди забивать - это удел всех клубных работников. И не только на селе. Ведь и зарождение клубных объединений с синеблузниками и кружками художественной самодеятельности начиналось с желания молодёжи чем-то разнообразить отпущенное на отдых время. А чем молодёжь в Пенкино хуже, скажем, молодёжи Москвы или Петербурга? А ничем не хуже! И Катя с командой продолжают традиции, заложенные комсомольцами век назад.
Газета «Призыв», Февраль 1921 г.
«26 декабря Пенкинской организацией Р.К.С.М. ставился спектакль, на который приглашались в помощь школьные работники Вавилов и Макаров. Означенные шкрабы не только помогли делу устройства спектакля, но после спектакля вдоволь насмеялись над первыми культурно-просветительными начинаниями крестьянской молодежи и даже были пущены в ход ругательства по адресу этой молодежи. Выходка Вавилова и Макарова вызвала бурю негодования среди Пенскинской молодежи. Угоротнаробу следует зарвавшихся учителей призвать к порядку, чтобы им неповадно было впредь срывать культурную работу молодежи»
Продолжение следует
Источники:
Из архива В.Д.Масловой
https://ok.ru/kovrov33old
http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/kameshkovo/p/63-1-0-4630
Зебра ТВ 13 сентября 2017 г.
Фото автора, В.Д.Масловой, и сканы из вышеуказанных источников.
Иван Васильевич Костин