В день открытия школы было не до деталей выяснение имён учителей, кто перевоплощал Анастасию из танцора в скульптора, но вот появились и их имена. И как не вспомнить ещё одну поговорку: «С кем поведёшься, от того и наберёшься!». Настя назвала имена только двух педагогов, хотя по себе знаю, что учителей гораздо больше. Мастер даёт направление, а корректирует путь ученика всё его окружение. Грузинский скульптор Арчил Дидишвили всегда старается, по его словам, делать то, что сможет передать и показать грузинскую культуру. Виген Аветис, которого Настя называет последним учителем, известный флорентийский скульптор армянского происхождения, почетный гражданин Флоренции. Родился в Ереване. В 1968 году окончил Ереванскую художественную академию, а в 1997 году Познаньскую академию изящных искусств в Польше. С 1993 года живёт во Флоренции, но сохранил армянский паспорт. В 2011 году в Шуши Нагорного Карабаха Виген организовал Первый Международный симпозиум скульптуры, ставший ежегодным, чтобы о его родине и её проблемах стало больше известно в мире.
ФОТО: Анастасия Силоран с Арчилом Дидишвили и Вигеном Аветисом.
- Настя! В 2006 году Вы объявляли о шоу-бизнесе в дуэте с Макарским. В 2011 году появилось сообщение о презентация танцевально-циркового шоу в Португалии и о гастролях по Европе с Китаем. Последняя информация в Яндексе: Сидоран Анастасия из города Donji Orahovac, Opština Žabljak, Черногория. Руководитель проекта "SOLUM". И вдруг: гипс, глина, бетон?
- Про краски забыли. Я ещё и художник. Мама меня с раннего детства водила в гимнастику, цирковой кружок, а когда в 12 лет привела к Никитиным на бальные танцы, то помню первые впечатления, что мне понравились красивые платья. Не сами танцы, а сверкание и красота нарядов. Я уже не помню, как втянулась в этот процесс, потому что в детстве всё разрешалось само собой. И финансовые вопросы решались родителями с руководителями, а нам оставалось только выкладываться на конкурсах с фестивалями. Мама давала нам с Алёной возможность выбора. Но взрослые чаще вешают на детей какие-то ярлыки, которые потом мешают развитию ребёнка. Ну, нет у тебя божьего дара, который называется талантом, но за счёт трудолюбия ты добиваешься какой-то высоты, и тогда становишься заложником выбора взрослых. Мне в танце было очень тяжело, поэтому в поисках себя я пробовала и макияж, и дизайн, и продюсерство. Даже костюмы себе изобретала. Пробовала всё подряд, пока не нашла дело по душе. Здесь ты вообще ни от кого, кроме своего дела, не зависишь. А там, особенно в бальных танцах, реальное рабство. Это натуральный деспотизм, особенно в Москве.
- Но в любом коллективном творчестве руководитель должен быть деспотом. В противном случае не было бы спектаклей Горячева и бальных танцев Никитиных в Муроме. Не говоря уж о танцах Аллы Сигаловой с Вивальди-оркестром Светланы Безродной, цирковых представлений, ансамбля Моисеева с хором Пятницкого.
- Деспотизм в Муроме и деспотизм в Москве – это разные вещи. Здесь к людям относятся доброжелательно, а там из тебя выжимают все соки. Ты всем обязан. Руководителям, партнёрам, продюсерам. Это конвейер по перемалыванию талантов. И артисты маются, но терпят, потому что не видят другого варианта применения своих сил, своего таланта. А у кого сил не хватает, как Вы сказали, уплывают с потоком в океан забвения. Так что деспоты в провинции относится к своим талантам более трепетно.
- Людмила Мечиславовна! Что Вы можете добавить к детским воспоминаниям дочери?
- В 12 лет я возила её на разные конкурсы, а победителям тогда дарили модные куклы Барби. Вот её и подстегнула! Давай, говорю, поднапрягись, тогда и куколка твоя будет. Ну, а дальше пути Господни неисповедимы. Мне понятен её посыл к лепке, к рисованию, где она самореализовалась, нашла своё призвание. Потому что мы завидуем тем, у кого это получается лучше, чем у нас. И в этом, пожалуй, присутствует элемент неслучайной случайности. Портнихой, как Алёна, Настя не стала, но спустившись с вершин танцевального мира, пошла на покорение декоративно-прикладного творчества. И не просто пробует свои силы в разных направлениях, но и добивается в каждом деле какого-то совершенства.
- А как Вы в культуре оказались?
- После 10 класса собиралась поступать в Свердловский Государственный институт, и родители даже однокомнатную квартиру в Свердловске для меня приготовили. Но не поступала никуда, потому что папу перевели служить на БАМ. Семьи военных не вольны выбирать мест жительства. Где БАМ, и где Свердловск! Меня успокоили, что лишний годик подготовки не будет лишним. А куда? Ближайшим оказался Хабаровский институт культуры. Собиралась поступать на библиотечный факультет, потому что много читала, неплохо писала сочинения, и в 1976 или 1977 году поступила. Вышла замуж, муж окончил Хабаровский педагогический институт. Родила Алёну. По распределению, с дипломом режиссёра массовых представлений, попала в Чегдомы́н, где Настя родилась. Потом папа в звании майора ушёл в отставку, получил в Муроме квартиру, а потом и нас сюда пригласил. Так я и оказалась в штате клуба строителей.
- А как Вас угораздило от чистой и мягкой шерсти ринуться в грязь глины с пылью алебастра?
- Надоело валять. А если серьёзно, то захотелось чего-то новенького, потому что все секреты валяния я постигла, ничего нового там не откопаешь, а быть ручным автоматом по производству модных изделий из шерсти мне неинтересно. А тут затеяла ремонт в квартире, и полезла в интернет за полезной информацией. И увидела, какую красоту люди делают своими руками из гипса. Решила, что и мне такой красоты не хватает. Нашла мастер-классы, полистала литературу, и сделала дома два панно.
- И всё это, даже вот эту детялюшку, делали руками?
- И руками тоже. Контур будущей работы выкладываешь руками и ложкой. А для проработки деталей, в том числе и этой деталюшки, есть наборы специальных инструментов. Мастихины, стамески, даже скальпель. Художники, которые пишут маслом, кроме кистей наносят краску и мастихинами.
ФОТО: Инструменты с "деталюшкой". Л.М.Сидоран завершает работу над очередным барельефом.
- Но Вы орудуете и мощным пылесосом?
- И пылесосом тоже. Иначе от гипсовой пыли не избавиться.
- Про то, как Алёна обшивала участницу шоу «Танцы со звёздами», Вы рассказывали три года назад, когда я собирал материал для статьи «Танцоры». Про то, как подстрекнули Настю куклой Барби к первой победе на пути к Олимпу, раскрыли секрет сейчас. А с чего начиналась тяга Алёны к рукоделию?
- Если для меня было открытием, что Настя нашла в себе дар художника, то с Аленой всё было намного проще. Рисовать, и на полном серьёзе, она начала с раннего детства.
- С пелёнок?
- Не с пелёнок, конечно, но с пяти – шести лет точно. Приехали в Муром, она пошла в первый класс. И здесь сыграл большую роль мой папа, дедушка Алёны Мечислав Карлович Дмоховский. Взял её за руку, и повёл в художественную школу. В 1986 году открылось профтехучилище 37 с отделением художественной росписи, и она после восьмого класса из двадцатой школы перешла туда. После училища встал вопрос о поступлении в ВУЗ, и мы поехали на День открытых дверей в Московский институт легкой промышленности, сейчас МГУ дизайна и технологии. Но чего-то там испугались, а в Иваново тогда уже была Академия текстильной промышленности, поехали туда. Конкурс был очень большой, но она испытания выдержала и поступила на отделение дизайна.
- А по окончании поехала в Москву?
- Да. В Москву, - перебивает нас Настя. Но об этом точнее я расскажу. В 2005 году мы с Сергеем Михеевым стали чемпионами мира и Станислав Григорьевич Попов предложил мне пройти кастинг на шоу «Танцы со звёздами». А сшить бальное платье в Москве удовольствие недешёвое. Да и у организаторов шоу возник вопрос, а кто будет шить костюмы для участников? Ну, я и предложила кандидатуру Алёны. Так она попала в Москву. Обшивала всех, кроме Ситтель и Заворотнюк. Не без проблем, но в Москве она смогла заработать себе имя, появились клиенты, а сейчас она директор и дизайнер компании «Olivegrey».
ФОТО: Пять работ Алёны и одна Людмилы Мечиславовны.
- Надо полагать, что и её дочь Алиса пошла по стопам матери?
- Алиса очень талантливая девочка и большой любитель лошадей. Мы говорим, что она родилась «с подковой на животе», в смысле, с родимым пятном. И в седле сидит с трёх лет. Конный спорт не совсем понятная история, в которой Алиса пытается сейчас разобраться. Толи это была фантазия мамы Алёны, толи заслуженного деда всех времён и народов Николая Юрьевича, который посадил внучку в три года на пони. Но все, кто знает Алису, кто работает с ней, говорят, что она очень талантливая наездница. Крепко сидит в седле, чувствует лошадь. Были моменты, когда Алёне надо было работать, и Алису отправляли в Муром на бабушкино и дедушкино обеспечение, никаких лошадей здесь, конечно, не было. Но лет в 12 Алиса снова вернулась в Москву и стала заниматься конным спортом. Было несколько падений, и были беспокойства Алёны по поводу здоровья дочери, но Алиса девочка упрямая и упорная. И снова садилась на коня, и мама Алёна «заболела» конями от успехов дочери на ипподроме. Алиса призёр многих соревнований.
- Вероятно, характером в бабушку, тётю или в маму пошла? Доводить начатое дело до нужной вершины?
- Возможно, что что-то на генетическом уровне и присутствует, но подростковый период прошёл и Алиса сейчас на перепутье. Будет она продолжать заниматься конным спортом, или найдёт применение своей энергии в другом деле, покажет время.
ФОТО: Дедушка и внуки.
- Про семью творцов, вечно недовольных результатами своих достижений, я всё понял. Мои педагоги тоже внушали, что если доволен достигнутым, берись за другое дело или меняй профессию. Поэтому вернёмся к вопросу жизни и выживания Вашей школы в Святогоре. Читаю в листовке: расписание занятий детей с 7 до 14 лет и взрослых с 15 лет…
- Проект многогранный. И чем больше мы с Алексеем Павловичем Сальковым беседуем, тем шире открывается горизонт поля нашей деятельности. Вероятно, кто-то на нас смотрит с недоверием, и считает, что мы бежим впереди паровоза, но нам так не кажется. Сейчас такое время, что надо просчитывать перспективу на несколько шагов вперёд. Сама территория комплекса, по меркам города, огромная. Занимает почти полквартала. Вот на ней мы и хотим сделать красивый арт-объект, который будет привлекать туристов. Назовём его парк скульптур, но это не значит, что там будут одни камни без деревьев. Наша идея, и администрации города тоже, это создание скульптур на основе былинного эпоса. Кто-то однажды заглянет сюда на мастер-класс и забудет дорогу. А кто заинтересуется внедрением в профессию и будет постоянным клиентом. Вот и планируем сделать так, чтобы у людей появлялось желание возвращаться сюда снова и снова. А так как сейчас время цифровых технологий, соцсетей, инстаграмм, то необходимо добиться того, чтобы об этом месте заговорили. Сейчас туристы приехали в Муром, зашли в музей, пробежались по церквям с набережной, а что они с собой из истории города увезли, кроме буклета из музея и пряника или калача из Хлебной горницы? Поэтому парк скульптур на этой площадке – это потребность создания туристического объекта города.
- Поэтому Сальков и поселил Вас на первом этаже исторического объекта?
- Нет. Оба этажа дома Сыромятникова, в котором мы квартируемся до окончания ремонта, будет занимать отель. Здание включено в список исторического наследия, поэтому для наших мастерских после завершения его ремонта здесь места не будет. Во-первых, отель и наша глина с гипсом плохие соседи, а во-вторых, нам нужно помещение с более высокими потолками, чтобы делать скульптуры. Для нас это здание слишком низкое и слишком чистое. Вы заметили, что напротив входа сюда строится новое здание. Вот туда мы и переедем.
- Приехал турист, зашёл к Вам на час – два, и что он будет делать?
- Судя по Вашим публикациям, Вы уже наблюдали мастер-классы в ДНТ, музее, Хлебной горнице и, даже, в библиотеке. Так что и мы найдём чем занять туристов, которые заглянут к нам на час или два. Будут выполнять ту работу, которую смогут завершить за один заход, и как сувенир увезти домой своё изделие. Для тех, кто остаётся в Муроме на выходной день, будет возможность забрать с собой барельеф, которому необходимо перед транспортировкой просохнуть. Гипс и глина быстро не высыхают, а картину он может забрать сразу после занятия. Если у туриста в запасе неделя, то можно подумать о более масштабном барельефе, который будет готов к дню отъезда.
- А скульптура?
- А скульптура дело более серьёзное. Её создание случайными туристами исключается. Это работа только для постоянных посетителей школы.
- На открытии Вы говорили, что планируете создание парка скульптур на сюжеты местного эпоса. А почему только эпос?
- Если взять современных выпускников школы, которых дрессируют на сдачу ЕГЭ, а не на расширение кругозора, то основная масса будет биться как рыба об лёд и в области истории, и в области литературы с географией. Армяне очень бережно относятся к своим традициям, к своим национальным героям, к своей культуре, а некоторые наши выпускники не только Пушкина с Гоголем, даже Александра Невского с Ильёй Муромцем путают. Или вообще о них ничего не знают. Поэтому наш парк скульптур мы начнём создавать с изучения истории родного края, с создания образов наших, муромских героев. И простор для исследований здесь широкий, и исполнение может быть как в современной, так и в классической форме. Да и уроки истории в школе могут быть не такими скучными, как по страницами учебников, когда перед глазами будут стоять не описания, а реальные образы героев. Не с потолка же народ взял пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
- Читателей будет интересовать и вопрос оплаты за посещение занятий в школе. У Вас написано: «Дети с 7 до 14 лет и взрослые с 15 лет». Как Вы планируете вводить оплату за посещение занятий или мастер-классов? По одноразовым билетам, как в городском музее, или по какой-то другой системе?
- Одноразовые билеты будут для туристов, а кружковая работа, как в любом учебном заведении, только по расписанию, и по абонементам. Как и в любом деле, ребёнок должен не просто придти, отсидеть оплаченные часы и уйти, а увлечься этим, найти нишу своего интереса. А потом с родителями решать: продолжать совершенствоваться здесь, или заняться другим делом. И для постоянных посетителей будем приглашать новых учителей. Меняется мир, меняется техника его отображения, чему не только учить, но даже отслеживать эти изменения сложно. У любого дела есть начало, но не бывает конца. Процесс самообразования бесконечный, и каждый сам для себя определяет рубеж остановки.
- А штат педагогов уже есть?
- Начальный состав: я, мама, и прекрасные художники Виктор Быков с супругой. Я буду раскрывать возможности учеников, у меня это неплохо получается. Технику классики, базу живописи будут давать супруги Быковы. А Людмила Мечиславовна будет вести студию барельефа. И по мере развития школы, по мере потребностей посетителей будем определяться с расширением направлений и приглашением мастеров. Сейчас договариваюсь о встрече с педагогом, который будет преподавать графику. В этом направлении будет помогать и сестра Алёна. А потом время покажет, в каком направлении двигаться. Мы называемся «Школа современного искусства», поэтому жить по однажды установленному канону мы не имеем права. Шагать будем в ногу со временем.
ФОТО: Интерьер Л.М.Сидоран своими руками.
Фото автора и из архива семьи Сидоран
Иван Васильевич Костин