Приглашения на многочисленные концерты участников и групп танцевального коллектива «Радость» от Татьяны Сергеевны Парфёновой получаю давно, но совместить желание и возможности удалось только сейчас. И попал сразу на участие в концерте всех воспитанников Парфёновой Т.С. и Гонозовой М.И. от мала до велика, за исключением первогодков.
Нет смысла перечислять все номера, которые были включены в программу отчётного концерта, но, думаю, не будет лишним вспомнить заявление Татьяны Сергеевны о своих подопечных:
«Бездарных детей не бывает».
http://murom-mama.ru/stati/pitanie-i-kormlenie/parfyonova-tatyana-sergeevna-bezdarnyh-detey-ne-byvaet.html




В публикации по следам наших бесед, вспоминая встречи с Ивановым В.П. и Бурьяновой Л.И., я написал: «Сейчас наступила эра выпускников Парфёновой Т.С.». После просмотра концерта танцевального коллектива «Радость» эта уверенность укрепилась. И это я говорю не ради красного словца. Марк Анатольевич Захаров, в одном из интервью на вопрос о предпочтении к жанрам в работе над спектаклями, заявил: «Люблю все жанры, кроме скуки». На концерте я не заметил не только намёков на скуку, даже один час сорок минут пролетели, как мгновение.
«Дети первого года обучения показывают свой труд на открытом уроке родителям, а для детей второго года обучения момент истины наступает на ежегодных отчётных концертах. А концерты проходят на сцене Дворца культуры имени 1100-летия. И только в этот момент у детей и родителей происходит переоценка отношения к труду танцора. То они выступали в классах или в детских садиках перед родителями, а тут: свет софитов, огромный зал зрителей с бурными овациями! Впечатления, конечно же, захлёстывают».
Эти слова Татьяны Сергеевны двухлетней давности я ощутил на себе. Состояние артистов и родителей от напряжённой подготовки, волнения за своих чад во время выступления и переполняющих душу эмоций после отчётного концерта грех обсуждать. А вот с мыслями некоторых зрителей хочется немного поспорить. На сцену вышли артисты от четырёх лет до выпускников одиннадцатого класса. Можно, конечно, говорить о мастерстве и ошибках исполнителей, невзирая на возраст. И о профессиональных качествах педагогов можно долго рассуждать. Но, в конечном счёте, все обсуждения, рассуждения и споры сводятся к итогу: А что в результате союза педагогов с учениками получает каждый ребёнок? Какие качества, знания и навыки вложили педагоги в его мозги, душу, тело?

А результаты? Вот они, налицо! Физическое развитие. Духовное наполнение. Целеустремлённость. И радость! Радость для детей-артистов от того, что они смогли, а для зрителей, оттого, что дети могут работать не хуже взрослых артистов. Дети не только тянут носочки, делают растяжки, встают на пуанты и лихо вращаются вокруг своей оси, они делают это легко.
Во всяком случае, у меня сложилось впечатление, что адские упражнения, от которых на занятиях выступали слёзы у будущих танцовщиц и танцоров, на концерте доставляли удовольствие. Я не видел на занятиях рыданий, после которых ребёнка силком не затащишь в класс. Но видел слёзы в глазах от нестерпимой боли, когда Марта Игоревна помогала добровольцам тянуть ножку. И сейчас я испытал радость, что у ребёнка хватило терпения, а у руководителей ещё и такта, довести работу до первого выхода к огромному залу. А главное, что ребёнок доказал, в первую очередь себе, «Я МОГУ»!!!
Не каждый руководитель детского коллектива рискнёт вывести на сцену одновременно 170 человек. А Татьяна Сергеевна вывела, потому что уверена - ребята не подведут. Дисциплина, терпение и чувство ответственности каждого участника за коллективный труд прививаются ученикам с первой встречи с педагогами. Вероятно по причине обилия народа , да ещё приправленной мастерством дуэта давних выпускников и профессиональных танцоров Марты Гонозовой с Максимом Куликовым в казацкой пляске «Молодычка» (см.фото внизу), у меня возникла ассоциация о передаче эстафетной палочки детскому коллективу «Радость» XXI века коллективом «Россияночка» ХХ века под руководством В.П.Иванова.
Нет, Татьяна Сергеевна не была ученицей Виктора Петровича, в коллективе которого было много мужчин. Своим первым учителем она считает Людмилу Ивановну Бурьянову, которая испытывала проблемы с привлечением мальчиков. Но уж больно ритмы танцев «Радости» с хороводом красавиц и будущих мужчин напомнили композиции «Россияночки» 60-х – 70-х годов прошлого века. А когда в «Подплясочке» на площадку вышли и закрутились, завертелись и мальчики, и девочки всех возрастных категорий, тут я вообще дар речи потерял! До чего же они похожи на тех, из «Россияночки», которые не только блистали на сценах города, области, страны, но и были заводилами во всех начинаниях на своих предприятиях, а многие нашли в танце профессию. Да! Они ещё маленькие! Но ведь и Иванов начинал работать не с готовыми артистами.
Ну как было не вспомнить про мечту Татьяны Сергеевны, которой она поделилась со мной два года назад:
«Когда на сцену выходят одни девочки, даже если они танцуют классику на пуантах, тот уровень, которого должен добиваться любой танцор, получается красиво, эффектно, заразительно. Но когда на сцену выходят мальчики, даже если они не очень сильны в хореографии, но очень эмоциональны, и умеют руки держать, то всё внимание зрителей приковывается только к мальчикам! Поэтому и хочется воспитать таких парней».












Смотрю на мальчиков, которых видел на занятиях два года назад, и вижу сейчас результат их упорства. Танцы народов мира, эстрадные танцы, русские пляски, чукотские девушки, будущие морские волки и «Часики» в исполнении самых маленьких. Конечно, до ансамблей Александрова и Моисеева ещё далеко, но не все выпускники мечтают стать профессиональными танцорами, как Марта Игоревна Гонозова, которая нашла своё призвание, благодаря участию и Татьяны Сергеевны, в обучении танцевальному искусству детей.
Конёк Марты Игоревны современные ритмы, но малыши с трёх – четырёх лет под её руководством начинают входить в мир танца с освоения классики. И уже на основе классического фундамента начинают осваивать другие ритмы, другие рисунки взрослеющие любители танцев на базе танцевального коллектива «Радость» школы № 4.


Хотел услышать от выпускницы коллектива 2016 года Виолетты Денисовой: «Пойду по стопам своих педагогов». Но в обилии интересов, а все они в той или иной степени связаны с творчеством, она хотела бы получить профессию всеобъемлющую. Сейчас и сцена магнитом манит, и архитектура маячит перед глазами. Пока Виолетта на перепутье, потому что круг её интересов не ограничивается танцами, спектаклями, занятиями в художественной школе, да ещё и шить любит. Но то, что её профессия будет связана с творчеством в искусстве, в этом она уверена на 100%.


На заборе, напротив входа на детскую площадку на улице Филатова, красуется надпись:
«Те, кто читает книги, будут управлять теми, кто смотрит телевизор!»
От себя хочу добавить, что дети, которых с раннего детства приучили не мультики смотреть, а к труду и преодолению препятствий, а занятия в таких коллективах, как танцевальный коллектив «Радость» способствуют этому, найдут применение своим силам, своим способностям в любом деле и в любой профессии. Или, как говорят на Руси: «Этот человек нигде не пропадёт».

Фото автора с отчётного концерта 12.06.2016 г.
Иван Васильевич Костин