Прогулка провинциала по полуострову Штап
Если спросить жителей улиц Казанская, Окская, Матросова, Ямская; Июльского и Февральского переулков про место их жительства, то все отвечают: «На Штапу». Хотя точнее бы было название: «Штаб», «Воскресенская гора» или «Гофманский сад». Ансамбль Воскресенской, Введенской церквей, благодаря удачному расположению на высоком берегу реки, производит незабываемое впечатление. А почему Штап? Буква «Б» со временем трансформировалась в букву «П», отсюда и мои знакомые проходят по Штапскому мосту через Успенский овраг на Штап.
Мост
ФОТО: Мост через Успенский овраг с 1962 по 2020 год.
ФОТО: Стадион Труд - Спартак - Муромец.
26 февраля (8 марта) 1764 года императрица Екатерина II издала указ о секуляризации церковных владений, завершивший многовековое противостояние Русской Православной Церкви и государства. Игумения Воскресенского монастыря Мария вместе с двумя монахинями и двумя схимонахинями были переведены в Троицкий монастырь. Воскресенская и Введенская церкви стали приходскими храмами. А в Муром было направлено 213 отставных военных, гвардейских инвалидов: «3 обер-офицера, 10 унтер-офицеров и 200 рядовых, которых поселили за Георгиевским (Успенским) ручьём, где вскоре выстроили 40 – 50 домиков, образовавших целое городское предместье – Штаб». ( Н.Беспалов. Муром. Памятники искусства XVI- начала XIX века. Стр. 78). «До 1948 года мост был деревянным». (Е.И.Сазонова. Муром. Прогулки по городу и окрестностям. Стр. 29).
Металлический мост, по воспоминаниям бывшего главного архитектора города Николая Андреевича Беспалова, был построен методом народной стройки в 1948 году. Ускорителем замены деревянного моста на металлический послужило начало строительства стадиона «Труд» (современный «Муромец», к которому и выводит Штапской мост. Отсюда в советские годы начинались шествие колонны майских и октябрьских праздничных демонстраций. А до объединения Казанки с городом на этом стадионе проводились массовые городские мероприятия. Судя по фотографиям 1962 и 1980-х годов, деревянный настил моста меняли, но до капитального ремонта «руки дошли» лишь в 2014 году. Объявлено о закрытии моста для обновления пешеходного покрытия с полной заменой несущих металлических конструкций было 5 сентября 2014 года, а 13 ноября глава округа Евгений Рычков со специальной комиссией оценили качество проведенных работ.
Евгений Рычков: «Работа на штаБском мосту закончена. Сегодня, в целом, мост заметно преобразился. Есть ряд мелких замечаний, которые подрядчик в кратчайшие сроки устранит. Помимо этого, на мосту сделаем освещение. Раньше его здесь не было, и в тёмное время суток пройти было сложно. Уверен, что мост прослужит долго, и по нему будет удобно ходить жителям Мурома».
Казармы
ФОТО: Воскресенский монастырь.
ФОТО: Георгиевская церковь и поклонный крест на месте её нахождения.
Родина, родня, родители, город… - этот безразмерный список слов с корнем «род», несмотря на семимильные шаги прогресса, не может раствориться в виртуальном пространстве, пока живёт на планете человек. Ибо эти понятия в каждом человеке живут с момента рождения, передаются по наследству, оберегаются берегом, к которому человек возвращается в конце жизни, даже если он считает себя гражданином мира. И на самых высоких местах каждого берега возводили храмы, как хранители нравов и обычаев в душах наших родов. В Муроме ежегодно останавливались по делам службы не только офицеры, но и воинские части прибывали на длительное время. А по законам того времени в обязанности городских властей включалось обеспечение всех военных жильём. И военных размещали в домах городских жителей или в приспособленных под казармы помещениях.
Первые казармы для солдат стали обустраивать после пожара 1805 года на высоком берегу Оки в районе улицы Кожевники, буквально в двух шагах от стен Воскресенского монастыря, где уже жили семьи отставных гвардейских инвалидов, для которых городские власти нашли здесь приют после Указа Императрицы 1764 года. В 1867 году глава города А.В.Ермаков у стен Троицкого и Благовещенского монастырей строит театр, в котором два сезона работала П.А.Стрепетова и один сезон А.А.Ленский, имена которых будут сиять на столичной сцене. После смерти Ермакова в 1869 году предприимчивые купцы стали сдавать здание под мучные лабазы, а позднее, якобы, использовали под солдатские казармы. Нужда заставила решать вопрос и о строительстве казарм, когда в город вступил на зимние квартиры 13-й Нарвский гусарский полк 10 сентября 1881 года. В 1883 году в Муром переведён 39-й Драгунский Нарвский Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича полк. До появления кавалеристов в городе «квартировались» только пехотные части, а для лошадей драгунского полка нужны были и конюшни. С 1885 года за Успенским оврагом, на Штапу, началось строительство казарменных помещений, конюшен, обозного сарая, ветеринарного лазарета и караульной избы, на постройку которых из городского бюджета было израсходовано 43 656 рублей. Казармы стали называться гофмановскими, так как находились рядом с усадьбой Гофмана. Земельные реформы: 1861 года, после революции 1917 года, 1990-х годов XX столетия - передавали и участки гвардейских инвалидов из рук в руки. Церкви были закрыты вскоре после революции. Наиболее ценные предметы вывезли в музей, а здания стали использовать под складские помещения. В 1929 году было уничтожено монастырское кладбище. Потом храмы поочерёдно занимали студенческое общежитие, автошкола. С 1948 года большую территорию занимает стадион «Труд – Спартак – Муромец». а в 1948 х на месте кладбища устроено футбольное поле. В 1970—1980-е годы в храмах размещалась спортивная школа № 3. а какова судьба сада Гофмана вдоль Успенского оврага? В 1914 году в газете «Муромский край» прозвучал призыв к горожанам по его благоустройству, а в 1916 году городской голова И.П. Мяздриков докладывал Владимирскому губернатору, что образцовых огородов и садов в Муроме нет. Сейчас он представляет буйные заросли кустов, репейника, чертополоха и другой незатейливой поросли вдоль оврага. И лишь на территории Центральной городской больницы № 3 сохранились редкие островки некогда буйно цветущего сада.
Сад Гофмана
(К.и.н. Чернышёв В.Я. Газета "Губерния", № 9. 1996 г.)
В 1820 году штабс-капитан Владимир Иванович Гофман вышел в отставку и 5 июня 1823 года приобрел у поручика Павла Васильевича Макарова большой участок земли за Успенским оврагом. И решил Владимир Иванович построить на своей земле деревянный дом с мезонином на каменном фундаменте, который резко отличался от городских построек. Деревянная лестница вела с улицы на галерею. Мезонин, выполненный в виде ступенчатой пирамиды, придавал вид двухэтажного особняка. В доме было проведено калориферное отопление. Большие окна первого этажа и прочие атрибуты придавали обыкновенному деревянному дому вид дворца. А вдоль Успенского оврага был разбит роскошный сад. Более подробная информация к.и.н. В.Я.Чернышёва опубликована 23 июня 2020 года в статье «Где в Муроме находился Гофмановский сад?».
До середины XIX века в Муроме было около 150 садов. Лучшим считался сад купца Гундобина, но в 1860-е годы первенство перешло к саду отставного штабс-капитана, коллежского советника Гофмана, который снабжал различными саженцами весь Муром. Владимир Иванович скончался 30 декабря 1849 года, а 6 сентября 1850 года скончалась и его жена Стефанида Андриановна. С 21 мая 1854 года, по завещанию матери, владельцем усадьбы стал старший сын Платон, но в 1856 году он заложил имение мещанке Пелагее Серебряковой за 300 рублей серебром, сроком на один год. По документам 1879 года владельцем дома в Напольной слободке является второй сын Стефаниды Андриановны и Владимира Ивановича - коллежский регистратор Леонид Владимирович Гофман. В 1882 году новая хозяйка дома Варвара Васильевна Гофман обратилась в Городскую управу с заявлением: «отдать в аренду принадлежащий ей дом со службами ... под помещение эскадрона полка». А через четыре года, 13 марта 1886 года, в заседании городской думы слушалось заявление жены титулярного советника В.В. Гофман: «о желании продать городу принадлежащий ей в г. Муроме на Напольной улице дом с землей, каменными флигелями и службами».
В 1886 году имение Гофман перешло в ведение города. Из отчета строительной комиссии от 16 апреля 1887 года:
"... на купленной у Гофман земле ... все здания казарменных помещений для эскадрона 39-го драгунского Нарвского полка выстроены и устроены надлежащим образом прочно, из материалов надлежащего качества и достоинства..." .
«Центральный деревянный дом приспособили под жилье низших чинов. Бывшую каменную конюшню переделали под эскадронную кухню и столовую. Дополнительно устроили два деревянных сарая для лошадей на 164 стойла и амбар с сараем для фуража. Большой двухэтажный флигель отвели под квартиру командира эскадрона штабс - ротмистра Польмана. Внизу, на каменном этаже сделали кухню. Рядом соорудили конюшню для лошадей офицеров и каретник для экипажей. Другой малый каменный флигель отделали под квартиры офицеров. Подклет флигеля занимали погреба. Всю территорию бывшего имения огородили деревянным забором. У ограды срубили деревянный сарай. В нем разместился полковой обоз. Перестройка усадьбы обошлась городу в 9260 рублей 97 копеек.»
В 1874 году проведена реорганизация резервных войск пехоты, в задачи которых входило исполнение второстепенных ролей в военных операциях и обучение новобранцев в тылу. С 1878 по 1897 годы утвердился порядок, согласно которому резервная пехота предназначалась для усиления полевых войск и несения местной внутренней службы. В июле 1891 года городская дума приняла решение о ремонте дома Гофмана, а через семь лет, в сентябре 1898 года продала «Гофманские» казармы и 2 гектара земли государственной казне под винные склады. В феврале 1899 казённый склад вина располагался уже на улице Космодемьянская (здание ЛВЗ на ул. Мечникова).
ФОТО: Дома на улице Войкова (Напольная). На цветной фотографии пожарная часть - дом № 5а, девятиэтажный - дом № 1. За ними номера 9, 11 и 11а. А на задворказ (старая фотография) слева направо: Островского 2а (кузница-ГПТУ-14), Войкова, 7 (дом Гофманов) и дом № 5.
12 марта 1903 года пустующие казармы с дворовыми строениями отдали под школу ремесленных учеников, и имение Гофман с частью сада перешло в собственность Министерства народного просвещения. Здания под школу город перестроил на свои средства. Сад Гофмана до 1950-х годов был городским парком. 20 апреля 1916 года была попытка преобразовать школу ремесленных учеников в учебное заведение нового типа, но первая мировая война, а затем и гражданская война с революцией помешали осуществлению замыслов городских властей. После революции курс на индустриализацию потребовал не юношей в кожаных тужурках с маузером в кобуре, а квалификационных рабочих с ИТР. В доме № 7, схоронившегося за домами 9 и 11 по улице Войкова, место мезонина занял второй этаж для увеличения количества квартиросъёмщиков.
Кузницу (ул.Островского 2а) перестроили под строительное училище, в котором во время Отечественной войны при РУ–4 были открыты четырёхмесячные курсы печников. Стране нужны были и каменщики. Во время Перестройки ПТУ 14, 22 и 51 объединили, компанию «ГБОУ НПО ВО ПУ 51» 4 декабря 2002 года зарегистрировали в здании ГПТУ 22, здание ГПТУ-14 стало вторым корпусом ПУ-51. А в апреле 2015 года на базе здания бывшего ГБОУ СПО ВО «Муромский промышленно-гуманитарный техникум» (бывшее ГПТУ-22 ЗиО), 1905 года постройки, после капитального ремонта открыли «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Пансионат г. Мурома», а на месте здания ГПТУ-14 на ул. Островского 2а в 2020 году уже пустое пространство. Судьба дома Гофманов (Войкова, 7) в недалёком будущем тоже будет решена бульдозером, как и все деревянные постройки на улице Войкова. И только ГЦБ № 3 с детской больницей и роддомом продолжают осваивать и облагораживать территорию сада Гофмана. Согласно архивной справке администрации г. Муром в смете расходов горздрава за 1957 год фигурирует 1-я городская больница на ул.Ленина-72 с больничным городком на Войкова. По воспоминаниям старожилов, два корпуса больничного городка были пущены в эксплуатацию в 1958 году. Это старое трёхэтажное здание ЦГБ № 3, в котором сейчас находятся администрация с хирургией и одноэтажный корпус глазного отделения. 22 октября 1987 года на территории ЦГБ № 3 по адресу: Войкова дом 17/2 отметила новоселье детская больница. Летом 2007 года сдали в эксплуатацию новое здание родильного дома по адресу ул. Казанская, 50.
ФОТО: Роддом и Напольное кладбище.
Волей случая на Напольной стороне, вместе с торговыми точками, учебными заведениями, детсадами и больницей, в шаговой доступности друг от друга расположились роддом и кладбище. Но в любой случайности есть элементы закономерности. А может это знак свыше потомкам, чтобы не забывали своих корней, истории своего рода, своей родины? Ведь с этого островка, который сегодня мы называем Штап, уходили в XIX веке на защиту Отечества такие же парни, которые в 1941 году шли защищать Европу от фашизма. А какая память останется от современников, которые считают увлекательным занятием вандализм? История не прощает шалостей, и даже ошибки юности возвращаются бумерангом.
Мы живем на одной планете,
Дышим воздухом мы одним.
Нам придется за все ответить,
Если мы не добры к другим.
Источники:
Архивная справка «Муромская ЦРБ» 2.06.1997. № 8-20.
Беспалов Н.А. Муром. Памятники искусства XVI – начала XIX века. Очерк. Ярославль. 1971.
Пехов В.И. Муром в прошлом и настоящем. М., 1917.
Рычков Е.Е. https://vk.com/rychkov_evgeniy
Сазонова Е.И. Муром. Прогулки по городу и окрестностям. Научный мир. М., 2012.
Чернышевым В.Я. https://murom-eks.com/zamietki-o-muromie/usadba-dvorian-gofman
Фото автора, В.Бондарева, М.Уваровой, из архива В.Я.Чернышёва и из открытых источников.
Иван Васильевич Костин