• 0 4 Vokzal Murom 2Казанка. Глава 4. Открытие железной дороги на Ковров

    В мае 1878 года состоялось торжество по поводу закладки и освящения первого железнодорожного вокзала на железнодорожной линии Муром –Ковров и к концу года двухэтажный красавец в Муроме был готов принимать пассажиров. Для обслуживания и ремонта подвижного состава 2 декабря 1879 года в Муроме были открыты паровозные мастерские (депо). Такие же мастерские были открыты в Селиванове и в Коврове, но открытие дороги, запланированное на 1879 год, отложили до начала 1880 года. 23 ноября 1879 года Правление Общества Муромской железной дороги сообщило Министерству путей сообщения о завершении строительных работ и просило назначить комиссию для осмотра дороги.

    Прокомментируй первым! Прочитано 1086 раз Подробнее ...
  • 4 m4lgk3oa97Казанка. Глава 2. Городской выгон и улица Куликова

    «В 1880 году через городской выгон прошла железная дорога, связывающая город через Ковров с Москвой и Нижним Новгородом. Были построены: вокзал…, паровозное депо… Примыкающая к станции территория даже по тем временам имела высокий уровень благоустройства. Непосредственно к железнодорожной платформе примыкал парк с беседкой в центре, с розарием и фонтаном. За железной дорогой был сделан пруд, частично сохранившийся до наших дней. В парке в праздничные дни играла музыка, на пруду устраивались катания на лодках».
    Н.Беспалов, заслуженный архитектор РСФСР. «На месте городского выгона». «Муромский рабочий» 6.05.1987.

    Прокомментируй первым! Прочитано 1165 раз Подробнее ...
  • Aleksandrov v MIXM 1Групповая выставка художников из Александрова

    Департамент культуры Владимирской области, ГБУК ВО «Муромский историко-художественный музей», ВТОО «Союз художников России» приглашают в Выставочный центр (Муром, Московская, 13) с 26 февраля по 29 марта 2021 года на групповую выставку художников из Александрова: Анатолия Демьянова (графика), Юрия Иватько (скульптура), Виктора Рассадкина (скульптура). На ней посетители смогут увидеть около ста произведений из их личных коллекций. Для муромских жителей новая выставка будет премьерной. Творчество художников из города Александрова представлено у нас впервые.

    Прокомментируй первым! Прочитано 1138 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Понедельник, 28 Апрель 2014 07:01

Прогулки провинциала. КАЗАНКА. Часть 1

Оцените материал
(21 голосов)

Kazanka Murom5Прогулки провинциала. КАЗАНКА. Часть 1

Что мы знаем о Муроме, о его районах и топонимике? Одна муромская Африка чего стоит... Шаг за шагом мы пройдем по Мурому и его окрестностям, полюбуемся сохранившимися старинными зданиями и пожалеем об утраченном. Итак... Откуда взялась Казанка? - именно этим вопросом задался Иван Васильевич Костин, об этом и поведает вам сегодня.

Муром: обзор города с высоты птичьего полёта

Прогулка первая
Прогулка вторая

Из «Топономики» А.А. Епанчина:
«Казанка или Вокзал, Казанский поселок - ограничивается с востока ул. Филатова, с севера - ул. Московской до ул. Трудовой, далее с востока ул. Трудовой. В настоящее время всю западную часть города называют Казанка, но это неверно. Здесь находится несколько районов, возникших в разное время и имеющих самостоятельное название. В старину вся эта территория являлась частью городского выгона, упоминающегося в 1623-24 г.. В 1911 году был основан Казанский поселок, неофициально называемый Казанка, Вокзал, заселенный рабочими и служащими Московско-Казанской железной дороги. Границами его являются улицы Филатова, Московская (до Трудовой), Трудовая. В свою очередь Казанка делится на два района: Большой административный поселок (ЗиД, улица Филатова, ул. Коммунальная), Малый административный поселок, ныне называемый Коммунальный проезд. Здесь жила администрация завода».

Нельзя не согласиться с Александром Александровичем. Пустырь под мастерские и дома для рабочих и служащих строящейся железной дороги Москва - Казань Фон Мекк действительно начал осваивать с 1910 года, за что и прозвали этот район Казанкой. Но с годами росли производственные мощности, увеличивалась потребность в рабочей силе, жилье, соцкультбыте с мед. обслуживанием и от станции Муром-2 ветки Муром-Ковров, которая была открыта в 1880 году, начинает разрастаться Казанка. Не будет лишней информация, что на строительство ковровской ветки в 1869 году городской голова Мурома Ермаков Алексей Васильевич из личных сбережений перевёл 100 тысяч рублей. Его поддержали и несколько муромских купцов и промышленников.

С 1910 до 1916 года границы Казанки не выходили за рамки современных названий улиц Филатова, Коммунальной, Горького и Московской. По проекту фон Мекка вокруг железнодорожных мастерских были построены деревянные дома для рабочих и дома из красного кирпича для инженерно-технических работников.

Kazanka Murom1

Kazanka Murom2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото. Кирпичные дома фон Мекка для ИТР и служащих. Фото апрель 2014.

К сожалению, я, как и Епанчин А.А., вынужден больше опираться на воспоминания и слухи. Хотя какую-то информацию, не всегда документально подтверждённую, удалось получить от руководителя музея школы № 33 Кудимовой Натальи Викторовны и старшей медсестры физиотерапевтического отделения железнодорожной больницы Морозовой Ирины Валерьевны при посещении музеев этих учреждений. Что-то уточнила бывшая работница ДК им. Ленина Костерина Людмила Александровна, а что-то осталось в памяти из рассказов моего тестя Фёдорова Анатолия Михайловича.

Может в чьих-то архивах и есть документальное подтверждение моим домыслам, но я взял на себя роль провинциала, который решил прогуляться по закоулкам древнего города. И да поправят краеведы с историками мои неточности.

А начнём прогулку с административного посёлка по Железнодорожному проезду, мимо депо, по Коммунальной улице между заборами ОАО «Муромтепловоз» и ОАО «МСЗ» свернём на Коммунальный проезд к ДК имени Ленина.

Бывшая улица Железнодорожная, переименованная в конце 20 века в память о Герое Советского Союза Филатове Вячеславе Ивановиче в улицу Филатова, соединяет Вокзальную площадь с улицей Московской.

Kazanka Murom7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото. Железнодорожный вокзал Муром-2 1880 - 70-е ХХ века.

Позади вокзал с клубом железнодорожников.

По правой стороне улицы Филатова - улица Амосова, управление Муромского отделения железной дороги, улица Автодора. До конца 80-х годов прошлого столетия на месте пяти и девятиэтажек располагался частный сектор с садами и огородами. Улица Щербакова, строительство которой началось в конце пятидесятых годов двух и трехэтажными домами, называлась в народе «Минуткой». В конце 50-х началось строительство и на ул. Железнодорожной от ул. Щербакова до ул. Жданова, ибо музыкальная школа № 1, открытая 10 декабря 1943 года на улице Губкина эвакуированной из Ленинграда Анной Алексеевной Епанчиной, переехала в нынешнее здание в 1957 или 1958 году, а с 2003 года школе присвоено имя основателя - Анны Алексеевны.

Первый этаж трёхэтажного дома, где сейчас находится кафе «Три звёздочки», до переезда в новое здание занимала художественная школа. Ну а на месте бывшего сквера, расположившегося в нём во время перестройки «Хитрого рынка», продолжается строительство торгового центра «Западный».
По левой стороне - улица Коммунальная, Большой административный посёлок с домами фон Мекка, на месте киосков «АВЕНЮ» и автостоянки до конца 70-х годов находился деревянный двухэтажный магазин № 30. За Железнодорожным проездом с восточной стороны начинается забор бывшего АТП № 4, административные корпуса ОАО «Муромтепловоз» с центральной проходной и памятником Ф.Э. Дзержинскому, торговый центр «АТАК» с весны 2014 года в бывшем заводском корпусе, заводская проходная № 2 и Ждановская подстанция, снабжающая электроэнергией завод и микрорайон.

С южной стороны, по Железнодорожному проезду, проходим мимо транспортного цеха ОАО «Муромтепловоз» (бывшего АТП № 4), и поликлиники завода. В 1916 году это было здание конюшни. С появление более мощных транспортных средств помещение было приспособлено под ремесленное училище, а с переездом ГПТУ № 10 во вновь возведённое здание напротив завода, в нем расположилась заводская поликлиника.

На слиянии Железнодорожного проезда с Коммунальной улицей расположились заводская столовая № 14 и депо. И как границу между западной стороной забора ОАО «Муромтепловоз» и восточной ОАО «МСЗ», пересекаем железнодорожное полотно, ведущее в тупик.

А мы мимо кирпичных домов фон Мекка, через Коммунальный проезд, приближаемся к ДК имени Ленина, району железнодорожной больницы и району жительства первых рабочих – муромских строителей казанской железной дороги.

Kazanka Murom3

Kazanka Murom4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото. Двухэтажный и одноэтажный дом для рабочих. Построены до 1916 года.

Документальное подтверждение некоторых строений можно найти в музеях города, железнодорожной больницы и школ 33 и 19, но даже в архивах музеев материалы большей частью накапливались не из официальных источников, а по воспоминаниям очевидцев и семейным преданиям. Если старые фотографии основной части города можно найти в разных источниках, то фотографии старой Казанки большой дефицит.

Известно, что строительство железнодорожной ветки Люберцы – Арзамас началось в 1910 году. В 1910 году началось строительство и железнодорожных мастерских в Муроме, в частности кузницы для обеспечения металлоизделиями строителей дороги. Со строительства амбулатории на Коммунальной улице в 1912 году начинает своё летоисчисление отделенческая больница станции Муром.

«В недостроенной и неосвященной церкви по Коммунальному проезду был открыт приемный покой Отделенческой больницы станции Муром. Для амбулаторного медицинского обслуживания рабочих паровозоремонтных мастерских было открыто приемное отделение, где работал один врач и две санитарки». /Из архива музея ж/д больницы/.

Следует отметить, что в недостроенную церковь поликлиника переедет только в 1917 году, а до переезда в кирпичное здание она находилась в деревянном здании и там действительно вели приём только врач и две санитарки.

Kazanka Murom5

Kazanka Murom6

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото. Поликлиника отделения дороги 1917 - 1988 гг. Здание бывшей поликлиники 2014 год.

Из воспоминаний ветеранов завода следует, что первым зданием на посёлке был возведён молельный дом, который после революции был приспособлен под рабочий клуб, а после возвращения рабочих с похорон вождя мировой революции, клубу было присвоено имя В.И. Ленина. В 1924 году клуб в основном имел тот вид, в котором дожил до наших дней.

Kazanka Murom8

Kazanka Murom9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото. Высокая часть ДК им.Ленина - бывший молельный дом. Общий вид ДК им. Ленина 2014 г.

А не есть ли здание недостроенной церкви, в котором разместили в 1917 году приёмный покой и молельный дом, который приспособили под клуб после революции, задумка единого комплекса православного храма? К тому же железнодорожные мастерские в 1916 году были переименованы в паровозоремонтные мастерские Московско-Казанской железной дороги с открытием новых цехов. И работать туда шли не атеисты, а крестьяне с патриархальными устоями.

На этот вопрос у меня ответа нет.

Иван Васильевич Костин

 

продолжение следует...

 

Прочитано 7601 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi