• 0 4 Vokzal Murom 2Казанка. Глава 4. Открытие железной дороги на Ковров

    В мае 1878 года состоялось торжество по поводу закладки и освящения первого железнодорожного вокзала на железнодорожной линии Муром –Ковров и к концу года двухэтажный красавец в Муроме был готов принимать пассажиров. Для обслуживания и ремонта подвижного состава 2 декабря 1879 года в Муроме были открыты паровозные мастерские (депо). Такие же мастерские были открыты в Селиванове и в Коврове, но открытие дороги, запланированное на 1879 год, отложили до начала 1880 года. 23 ноября 1879 года Правление Общества Муромской железной дороги сообщило Министерству путей сообщения о завершении строительных работ и просило назначить комиссию для осмотра дороги.

    Прокомментируй первым! Прочитано 504 раз Подробнее ...
  • 4 m4lgk3oa97Казанка. Глава 2. Городской выгон и улица Куликова

    «В 1880 году через городской выгон прошла железная дорога, связывающая город через Ковров с Москвой и Нижним Новгородом. Были построены: вокзал…, паровозное депо… Примыкающая к станции территория даже по тем временам имела высокий уровень благоустройства. Непосредственно к железнодорожной платформе примыкал парк с беседкой в центре, с розарием и фонтаном. За железной дорогой был сделан пруд, частично сохранившийся до наших дней. В парке в праздничные дни играла музыка, на пруду устраивались катания на лодках».
    Н.Беспалов, заслуженный архитектор РСФСР. «На месте городского выгона». «Муромский рабочий» 6.05.1987.

    Прокомментируй первым! Прочитано 532 раз Подробнее ...
  • Aleksandrov v MIXM 1Групповая выставка художников из Александрова

    Департамент культуры Владимирской области, ГБУК ВО «Муромский историко-художественный музей», ВТОО «Союз художников России» приглашают в Выставочный центр (Муром, Московская, 13) с 26 февраля по 29 марта 2021 года на групповую выставку художников из Александрова: Анатолия Демьянова (графика), Юрия Иватько (скульптура), Виктора Рассадкина (скульптура). На ней посетители смогут увидеть около ста произведений из их личных коллекций. Для муромских жителей новая выставка будет премьерной. Творчество художников из города Александрова представлено у нас впервые.

    Прокомментируй первым! Прочитано 384 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Суббота, 18 Октябрь 2014 15:59

Прогулки провинциала по закоулкам древнего города: КАЗАНКА. Часть 3.

Оцените материал
(13 голосов)

0Von Mekk portret KustodievaПрогулки провинциала по закоулкам древнего города: КАЗАНКА. Часть 3.

"Фон Мекк! Имена Карла и Николая фон Мекков не слышал на Казанке разве только с рождения глухой. Оно связано не только с железной дорогой, но и с вопросами, которые ежедневно волнуют народ: работа, жильё, медицинская помощь. Поэтому беру на себя смелость кратко познакомить читателей с фрагментами их биографии, которая в более полном объёме расположена в Википедии." Итак, очередной рассказ об истории Мурома и фон Мекках - из уст Ивана Васильевича Костина.

Муром: обзор города с высоты птичьего полёта

Прогулка первая (Прогулки провинциала по закоулкам древнего города)
Прогулка вторая (Прогулки провинциала. КАЗАНКА. Часть 1)

Прогулка третья (Прогулки провинциала. КАЗАНКА. Часть 2)

ПРОГУЛКИ ПРОВИНЦИАЛА: Спасо-Преображенский монастырь в Муроме

Обрусевшие немцы. Отец Карла Фёдоровича, избравший вначале карьеру военного, перешёл на работу в Министерство финансов. Умер от холеры, оставив вдову с малолетними детьми без средств к существованию.

О Карле, положившем начало многомиллионному состоянию семьи, известно немного. Родился 22.06.1821. Умер 26.01.1876. В 19 лет поступил и в 1844 г. окончил Санкт-Петербургский институт путей сообщения и поступил на службу дорожным мастером. Вскоре молодой инженер получает место начальника дистанции Московско-Варшавского шоссе, и дальнейшая его деятельность связана с работой инженера и инспектора стратегических дорог в западной части России. В 1848 году вступает в брак с 17-летней дочерью смоленского помещика Надеждой Филаретовной Фроловской, которая становится для него крепкой опорой и тылом, свидетельством чего является рождение одиннадцати детей. В 1860 Карл Фёдорович (Карл Оттон Георг) занялся бизнесом в частном железнодорожном строительстве. Сведений, характеризующих К.Ф. фон Мекка как личность, немного. С.Ю.Витте в воспоминаниях пишет: «Фон Мекк, инженер путей сообщения, был очень корректный немец. Нажил порядочное состояние, но жил довольно скромно».

После смерти супруга и отца его дело унаследовали Надежда Филаретовна с сыновьями. Надежда Филаретовна получила известность как меценат, а дело отца не только унаследовал, но и развил Николай Карлович. Имя отца увековечено на камне, который расположен на платформе станции Муром слева от вокзала.

0Von Mekk zd kamen0Von Mekk zd parovoz Murom

Фото: 1) Камень с именем Николая фон Мекка. 2) Паровоз на станции Муром.

Николай Карлович в 1890 году становится членом правления общества Московско-Рязанской железной дороги, а в следующем, 1891 году, оно переименовывается в Московско-Казанское. Николай Карлович избирается председателем, и руководит до национализации компании после 1917 года.

Московско-Казанская железная дорога стала своего рода экспериментальной площадкой для модернизации оборудования и испытания новых типов паровозов. По его инициативе была создана потребительская кооперация, которая обеспечивала железнодорожников дешёвыми продуктами питания. Для рабочих и служащих стали строить многоквартирные дешёвые дома, в том числе и в Муроме, о чём я уже говорил во время прошлой прогулки.

Человек разносторонних интересов, Николай Карлович отдал дань и коллекционированию картин русских художников. В частности, в 1902 году он приобрёл за 3000 рублей полотно М.А.Врубеля «Демон поверженный», о чём Михаил Александрович доложил супруге Надежде Ивановне Забеле-Врубель: «Я покупкой Мекком «Демона» за 3000 рублей был совершенно обеспечен». Позднее, в 1908 году, картина была приобретена у фон Мекка для Третьяковской галереи.

Революция 1917 года круто изменила не только жизнь отдельных людей, но и вообще мироустройство. Николая Карловича посадили в Лубянскую тюрьму и лишь обращение к Ф.Э.Дзержинскому: «Уважаемый Феликс Эдмундович, я не хочу зря тратить время, я могу быть полезным!» обеспечило ему ещё одиннадцать лет жизни. Работал в Госплане, написал и выпустил в свет книги по истории и экономике железнодорожного транспорта. Но его судьба была предрешена. Ни лояльность к новой власти, ни многолетний опыт работы на благо России не смогли уберечь его, немца по национальности, от гибели. В 1928 году Н.К.фон Мекк был арестован, а весной 1929 года расстрелян.

0Von Mekk dvorets Vinevo10Von Mekk dvorets Vinevo2

Фото: 1-2) Дворец в Веневе (В начале XIX века тульские власти, дабы привлечь на веневскую землю спонсоров, использовали необычную взятку Н.К.фон Мекку – дворец, в шести километрах от Венева, Замок сохранился до наших дней, а подобные взятки стали называть «откатом»…)

0Von Mekk portret KustodievaФото: Портрет Н.К. Фон Мекка работы Бориса Кустодиева

Прошлый раз мы остановились у входа в школу № 33. По слухам, это здание построено в 1916 году как жилой барак. Но наличие колонн с восточной и западной сторон здания вызывают сомнение. Вероятнее всего здание было переоборудовано под барак для рабочих. К тому же на этой территории находилась прачечная. Ну не для простолюдинов же капиталист фон Мекк тратил средства на постройку прачечной.

Не позднее появился на свет и фрагмент с колоннами терапевтического отделения железнодорожной больницы.

0Von Mekk shkola33 10Von Mekk shkola33 2

Фото: 1-2) Школа № 33 - восточная и западная стороны

0Von Mekk terapija

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото: Терапевтическое отделение западная сторона

По слухам и терапевтическое отделение - это недостроенная церковь или часовня, которая позднее перестроится в больничный корпус. Но если со времени начала Великой отечественной войны историю зданий можно отследить по воспоминаниям очевидцев и документам, то до этого периода я имею в наличии только слухи, которые дошли до настоящего времени через потомков обитателей этих уголков.

После Октябрьской революции рабочие паровозоремонтных мастерских переоборудовали барак в учебное здание.

С 1 октября 1917 года функционирует как начальная школа № 3 ст. Муром, а с 1 сентября 1918 года в школе было уже четыре начальных и два пятых класса.

В 1921 году были открыты два учебных заведения. Так называемая «школа социалистического воспитания» (в восточном крыле), а кроме нее – вечерние курсы для взрослых повышенного типа при ст. Муром Московско-Казанской ж/дороги (западное крыло). Последние имели технически–транспортный уклон и должны были давать общеобразовательную подготовку и выпускать техников второго разряда, в основном паровозников. Четырехгодичные вначале курсы стали затем трехгодичными. Распорядок их согласовывался с производственными условиями студентов: занятия шли с 16.30 до 20.30 часов. Известно, что студентом таких курсов с 1924 по 1926 г.г. был Николай Гастелло, 17-летний рабочий паровозоремонтных мастерских.

В 1924 году при школе 1-11 ступени ст. Муром был создан первый пионерский отряд. Вначале он был небольшим, 40-50 человек. Организатором был Юрий Шильцов, присланный уездным комитетом комсомола. Первыми пионервожатыми были Сергей Костиков и Нина Тюльпанова. В 30-е годы пионерская организация насчитывала 200 чел. Именно в эти годы в школе учился Е. Францев - лётчик-торпедоносец, который к июлю 1944 года совершил 26 боевых вылетов, потопил лично 2 вражеские подводные лодки, транспорт, танкер, мотобот, и в группе - 2 транспорта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года гвардии старшему лейтенанту Францеву Евгению Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

15 сентября 1944 года лётчик погиб во время торпедирования вражеского транспорта.

В летние месяцы в школе располагался профилакторий для больных детей. Но было это до или после войны, сейчас эту информацию я выясняю.

С 1941 по 1947 год в основном здании школы находился госпиталь. Занятия проходили в красном уголке Стрелочного завода и в здании пришкольного интерната, который тоже располагался в деревянном административном здании Стрелочного завода, которое, по словам очевидцев, сгорело. В 1960 году к основному зданию сделан пристрой. В 1961 году, в связи со слиянием железной дороги, приказом начальника Горьковской ж/д № 25 от 08.05.1961г. и приказом ОУ Горьковской ж/д от 06.06.1961 г. средней школе № 3 был присвоен номер № 33 ст. Муром. В 1962-1963 г. при капитальном ремонте школу перевели с печного на центральное отопление. В 1976 году, в связи с ликвидацией музея на улице Гастелло № 14, на базе школы был открыт музей - мемориальный класс, посвященный Герою Советского Союза, летчику авиации дальнего действия Николаю Францевичу Гастелло. В 1977 школьный музей был паспортизирован. В 1994 году школа № 33 переведена в муниципальную собственность. В 2007 году школе присвоено звание Героя Советского Союза Николая Гастелло. А дом № 14, в котором был организован музей сразу после окончания войны, как и весь жилой фонд завода имени Дзержинского, в настоящее время находится в частной собственности.

Названия улиц на Казанке

Сегодня о революции 1917 года напоминают разве только названия улиц: Красноармейская, Октябрьская, Первомайская, Красногвардейская, Коммунистическая. Не обошли стороной и имена муромских участников революционных событий Тимофея Гоголева, Василия Амосова и других. Давать имена руководителей советского государства стало обязательной традицией в нашей стране. Так на Казанке появились улицы: Сталина, переименованная после двадцатого съезда в улицу Куйбышева, Дзержинского, Калинина, Горького, Фрунзе, Щербакова. Причем, не обязательно, чтобы эти люди были как-то связаны с Муромом. Не обошли стороной и лётчиков: Гастелло, Раскову, Чкалова. В 1975 году переименовали улицу Железнодорожную в честь работника ЗиД, Героя Советского Союза Вячеслава Ивановича Филатова. А чуть раньше улицу Песчаная  от Хитрого рынка до Владимирского шоссе переименовали в честь Героя Советского Союза Павла Григорьевича Лаврентьева, погибшего 22 октября 1943 года при отражении 27 самолётов в районе села Ходоров Киевской области. Звание Героя присвоено посмертно Указом от 24 декабря 1943 года. Перестройка внесла коррективы и в названия улиц. Имя Жданова, которая начиналась от клуба строителей, заменили продолжением улицы Московской, которая после переименования стала, пожалуй, самой длинной улицей города. От белого дома (площадь 1100-летия) до ковровской железнодорожной ветки за улицей Горького, ставшей единственным железнодорожным путём после ликвидации полотна от автостанции до пятого километра (бывший путь от станции Муром 1 через Муром 2 на Ковров).

С именем шахтёра Алексея Стаханова можно познакомиться во многих источниках и улица его имени, проходящая мимо ограды МСЗ к железнодорожному переезду, прозвана «Красной пресней» за построенные из красного кирпича трёхэтажные дома №№ 16, 18, 20. А вот о герое улицы Караева я нашёл в Википедии только одну строчку с его именем.

«Польский партизанский отряд как отдельное подразделение из 60 поляков был создан в июле-августе 1943 года в составе Пинской партизанской бригады, действовавшей в Полесье. Командиром отряда стал хорунжий польской армии Чеслав Вархоцкий, замполитом — Вацлав Климашевский, заместителем по строевой части — ст.сержант Владислав Мельчарек, начальником штаба — старший лейтенант РККА Дмитрий Караев».

«Собачаевка» - это уголок Казанки с частными домами, которые возводились в основном методом самозастроя от улиц Лаврентьева и Жданова к железнодорожному полотну Муром-1 – Ковров и получил прозвище за нахождение на пустыре приюта или питомника для собак. Но это только одна из многих версий.

«Черёмушки» - уголок из четырёхэтажных домов от парка 50-летия Советской власти до улицы Лаврентьева. Строительство домов с коммунальными услугами, которых был лишён старый город: газ, центральное отопление, холодная вода и дровяной титан, изымало территорию Лесных переулков. Сейчас титаны заменены газовыми колонками.

«Африка» - это уже не уголок, а целый микрорайон, который разрастается с каждым годом за счёт самозастроя в «Черёмушках» и на «Собачаевке». А начинался этот микрорайон с экзотическим названием на северной стороне Казанки с длинного одноэтажного пристроя под магазин «Универсам» в девятиэтажном доме на проезде Связистов. Это сейчас этот уголок благоухает, а в конце семидесятых – начале восьмидесятых был полуразрушенный стадион в конце парка, рядышком были полуразрушенные деревянные дома, и в проулке между стадионом и домами в зарослях бурьяна была протоптана тропинка к саду совхоза «Плодовый». Но сад в семидесятые погиб от мороза и от улицы Кленовой до парка протаптывали тропинку, чтобы добраться до парка 50-летия или в город. Сейчас на этом месте красуется каток «Кристалл». А почему, ставший сейчас двухэтажным, «Крокодил», второй этаж которого имитирует цвет рептилии, а первый – цвет песка на берегу Нила? Да потому что длинный магазин был покрашен в ядовито–зелёный цвет. А так как девятиэтажки с пятиэтажками от Владимирского шоссе до «Крокодила» и от Лаврентьева до Трудовой росли как грибы, словно гигантский хвост животного с берегов далёкой южной страны, отсюда и прилипло к северной стороне Казанки название «Африка». И хотя многочисленные следопыты обосновывают название песчаными почвами и удалённостью от центра, то следует заметить, что Южный посёлок, разросшийся до городского микрорайона, находится на южной стороне города, а не на северной, вместе с Африкой.

0Krokodil Murom

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото: Торговый центр «Крокодил»

... продолжение следует...

Иван Васильевич Костин

 

Муром: обзор города с высоты птичьего полёта

Прогулка первая (Прогулки провинциала по закоулкам древнего города)
Прогулка вторая (Прогулки провинциала. КАЗАНКА. Часть 1)

Прогулка третья (Прогулки провинциала. КАЗАНКА. Часть 2)

ПРОГУЛКИ ПРОВИНЦИАЛА: Спасо-Преображенский монастырь в Муроме

 

 

Прочитано 6371 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi