• 5  Penkino most 3Прогулки по Пенкино часть 1. Мост, дворец XIX века, культура

    В каждом районе есть свои заповедные места. Деревня Пенкино Камешковского района одно из них. В 1950-х годах, в знак «великой и нерушимой дружбы», решили построить «Пекинку» -автомобильную трассу Москва-Пекин. Но из-за конфликтов на советско-китайской границе с октября 1964 по февраль 1969 года построили только участок Москва – Уфа. В 1957 году построили мост через Клязьму, а в ноябре 2005 года и объездная дорога с южной стороны областного центра соединилась за деревней Пенкино.

    Прокомментируй первым! Прочитано 351 раз Подробнее ...
  • Reka  P1030811Прогулки по Пенкино часть 2. ГБУЗ ВО «ОГВВ» и дачи

    Объявление в газете «Призыв» 11 июня 1941 года:
    «Продаются путёвки на месте домом отдыха Пенкино месткомам и отдельным лицам. Дом отдыха расположен в лесу на берегу Клязьмы. Имеются лодки, места рыбной ловли и купания. Стоимость путёвки… Справки о днях заезда по телефону…».
    На 1970/1971 год объявлялся набор на зоотехническое отделение по адресу ул. Набережная, 1. И с 2005 года по тому же адресу принимаются заявки на госпитализацию. А в доме № 22 до 2015 года был центр социально-трудовой реабилитации «Голубое небо».

    Прокомментируй первым! Прочитано 160 раз Подробнее ...
  • lavrentev nikolay grigorevichПланеты Солнечной системы должны знать все

    Энтузиаст – это человек вдохновенный, активный, действующий. Такой оказалась и выпускница школы № 15 Ольга Аладышева, которая 15 февраля 1995 года впервые вышла на сцену с театральным коллективом «Контакт» на вечере, посвящённом 105-летию Б.Л.Пастернака, а с 3 мая 2017 года Ольга Викторовна Свистунова возглавила городской планетарий.

    Прокомментируй первым! Прочитано 98 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Среда, 23 Сентябрь 2020 09:52

Прогулки провинциала. Спасо-Преображенский мужской монастырь

Оцените материал
(1 Голосовать)

0 getImage 12Прогулки провинциала. Спасо-Преображенский мужской монастырь

В своих прогулках я проскакал галопом (другое действие сюда не подходит) через Казанку (часть 1), (часть 2), (часть 3), на Штап, и вдоль Успенского оврага дошёл до улиц Куликова и Артёма – исторической окраины города XIX – середины ХХ века. С друзьями и родственниками знакомство с уголками Мурома начинал со Спасского монастыря и завершал у памятника Петру и Февронье у Благовещенского монастыря. А с гостями из Белоруссии проехали от железнодорожного вокзала до источника Ильи Муромца, благо, что они на автобусе приехали. Программу посещения городского музея составили с Субботиной Еленой Александровной, а в помощи прогулок гостей по городу не отказали: Алексей Николаевич Беспалов около дома И.С.Куликова, Виталий Витальевич Мащенко в Троицком монастыре, Владимир Яковлевич Чернышёв в Благовещенском и Александра Ивановна Баранова в доме народного творчества.

0 getImage 11

Простившись с гостями, с которыми поделился исследованиями муромских краеведов, стал искать людей, которые оставили хоть какой-то добрый след на Кремлёвской горе для организации отдыха людей. Вместе с бывшим директором парка Медына Виктором Павловичем сочинили статьи: «ПКиО им. В.И.Ленина. Глава 1 и глава 2» про судьбу памятников на территории парка Окского сада и историю парка до передачи его в частные руки в 2004 году. «Летний театр и стадионы на Кремлёвской горе» тоже совместная с ним работа. А затем и Алексей Рудольфович Комлев, работа которого блее губокая, чем мои прогулки, подарил сайту «Муром-мама» свой труд тридцатилетних исследований; «Краткая история и судьба городского собора Рождества Богородицы в Муроме. Пролетарский взгляд».
Ссылки на все статьи выделены синим цветом, которые можно открыть наведя курсов на ссылку и нажав левую кнопку мышки. А я продолжаю прогулки с истории Спасо-Преображенского мужского монастыря, который у летописцев обозначен как монастырь «Спаса на бору».

Предание, зафиксированное в «Повести о водворении христианства в Муроме», собранное в XVI веке из местных фольклорных несказочных историй, связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем не позднее 1015 года, а в летописи «Повесть временных лет» (Перевод Д.С.Лихачёва) упоминание датировано 1096 годом. И связано с междоусобной войной, на которой убили сына Владимира Мономаха, князя Изяслава, и которого горожане похоронили за монастырскими стенами. Возможно, что и здесь, на Бору, с южной стороны от Мурома располагалась какая-то часть отряда Глеба (в крещении Давида). Но летописцы только через пять веков изложат на пергамент свои версии прошедших событий, передаваемых из уст в уста, из поколения в поколение.
«…егда приде святый Глеб ко граду Мурому, и ещё тогда невернии быша людие и жестоцы, и не прияша его к себе на княжение, и не крестишася, но сопротивляхуся ему. Он же оттъеха от града 12 поприщ на реку Ишню и тамо пребываше до преставления святаго отца его…».

И как бы ни разнились даты, а с момента основания монастыря до похода Ивана Грозного на Казань это была ещё одна крепость на восточной границе Руси. И в честь удачного похода на Казань, по приказу царя, как пишут многочисленные исследователи, в Муроме воздвигаются несколько каменных храмов. В том числе в 1554 – 1555 годах на месте деревянной церкви Спаса на Бору возвели каменный Спасо-Преображенский собор. В XVI веке монастырь был центром духовной жизни города. Здесь была богатая библиотека, где хранился архив духовного ведомства. Монастырь был не только самым древним в городе, но и одним из самых богатых. В декабре 1615 года город подвергся разбойному нападению польско-литовского отряда пана Александра Лисовского, от которого сильно пострадал и Спасский монастырь.

1 8BJZRjd4RKQ 20151  Ow2T45PhLIM 2014

Трапезный корпус с Преображенской церковью 1691 г. — двухэтажный;

В 1691 году на средства муромского уроженца митрополита Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова) была возведена тёплая двухэтажная Покровская церковь с трапезной. В 1757 году к Покровской церкви пристроили трехъярусную шатровую колокольню, деньги на которую дал муромский купец П. П. Самарин. Он же пожертвовал монастырю колокол в 120 пудов весом. В верхнем храме Покровской церкви находится чудотворная икона Божьей Матери «Скоропослушница», привезенная архимандритом Антонием с Афона в 1878 году. С тех пор она стала главной Святыней обители. Здесь же установлен Мироточивый Крест с частицей Животворящего Древа Честнаго Креста Господня. А рядом находится Икона и ковчег с частицей мощей святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских и Икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей его ризы.

Князь Петр принял монашеский постриг и скончался в Спасо-Преображенском монастыре. Княгиня Февронья обитала в соседнем, Крестовоздвиженском монастыре. Мощи супругов покоились в кафедральном соборе Рождества Богородицы. 31 декабря 1923 года по поручению Муромского отдела милиции была создана комиссия по обследованию мощей святых Петра и Февронии. Был составлен акт вскрытия мощей и передачи их в Муромский историко-художественный музей. Работники музея сохранили в целости мощи всех муромских святых и 20 января 1989 года мощи Петра и Февронии были переданы из музея в Благовещенский собор, тогда еще единственный служащий в городе. А 19 сентября 1992 года, по благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, мощи были торжественно перенесены из Благовещенского мужского монастыря в Свято-Троицкий женский монастырь, где и находятся в настоящее время.

До Октябрьской революции 1917 года монастырь продолжал выполнять функции православной обители. После белогвардейского мятежа в Муроме 8 – 9 июля 1918 года под руководством полковника Николая Павловича Сахарова, монастырь закрыли из-за обвинения его настоятеля епископа Митрофана в соучастии мятежникам. До 1919 года собор продолжает действовать как приходской храм, а на кладбище хоронят гражданских лиц. В 1920-е годы храмы и помещения монастыря переходят под патронаж муромского музея. В 1926 году на территории расположили фабрику «Красный луч», а с января 1929 года занимают военные и частично отделение НКВД.

Возвращение монастыря РПЦ

С появлением на территории монастыря военных, доступ на территорию гражданских лиц прекращается. В апреле 1990 года общественность города начинает процесс по возвращению обители в лоно церкви. В октябре 1990 года академик Д.С. Лихачёв обращается с ходатайством о возрождении древней Святыни к Патриарху Алексию Второму, а 2 августа 2006 года Патриарх Алексий II возглавил Божественную литургию в Муромском Спасо-Преображенском мужском монастыре в связи с 910-летием его основания. Но секреты возникновения древней обители так и останутся тайной, с расшифровками церковных летописцев.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 освободила территорию монастыря. Наместником был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов Евгений Александрович родился 12.04.1964 - трагически погиб в ДТП 15.03.2011), который поделится своими впечатлениями о состоянии перед началом восстановительных работ:
«Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог… Но чуть позже в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница», и дело сдвинулось с мертвой точки. Понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин. В 2000-2009 годах монастырь был капитально отреставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации».

1 8BJZRjd4RKQ 19561 8BJZRjd4RKQ 1964

1 8BJZRjd4RKQ 19951 Ow2T45PhLIM  2004

5 tB3YQF ByB8  20045  tB3YQF ByB8 2014

2  Ow2T45PhLIM 20143  Ow2T45PhLIM 2014

Для воинской части развалины монастырской ограды не могли быть предметом первой необходимости, поэтому не только дырки в заборе, но даже помещения, приспособленные для жизни и деятельности личного состава, латали, как могли. И тем, на что хватало средств. Сейчас монастырская ограда напоминает первоначальный вид, строительство которой началось 7 мая 1807 года и продолжалось четыре года. Тогда же возвели и две часовни: блаженной Ксении Петербургской в юго-западной башне ограды и святителя Николая Чудотворца в северо-западной башне. В настоящее время на территории монастыря действуют Собор Спаса Преображения, 5 церквей и 5 часовен. Кроме того, тут располагаются дом настоятеля, пекарня, некрополь, служебные и хозяйственные постройки, гостиница, трапезная, монастырский пруд и питомник. И если паломники и взрослые туристы, насладившись красотами храмов и приложившись к иконам, заглянут к раке с мощами Ильи Муромского, то малыши обязательно потянут своих родителей к живому уголку с птицами, осликом и другими обитателями зооуголка.

8  tB3YQF ByB8 20209  tB3YQF ByB8  2020

Время безжалостно к творениям зодчих и только благодаря конкретным настоятелям до наших дней сохранились то, что радует наш глаз. На средства митрополита Варсонофия, из рода муромских купцов Чертковых, в 1680-е годы были возведены двухэтажный настоятельский корпус и начата реконструкция старого трапезного Покровского храма. В 1720-е годы монастырь был приписан к Рязанскому Архиерейскому дому, а в 1725 году, согласно декрету Петра I, на его территории было открыто первое в городе учебное заведение для детей священников. В 1877 году архимандрит Антоний застал обитель в полуразрушенном состоянии, а средств на ремонт не было. В 1878 году он отправился в Грецию на гору Афон и привёз точную копию с иконы Божьей Матери «Скоропослушница» из монастыря Дохиар, о которой упоминал иеромонах Кирилл, и монастырь стал приводиться в порядок. В 1891 году возведён каменный трёхэтажный братский корпус, а в 1907 году в корпусе была освящена церковь в честь мучеников Херсонесских. Часовня – костница была возведена в 2000-х годах на месте бывшего некрополя, который минимум с 1946 года закатали в асфальт под плац. Имя настоятеля Кирилла с 1995 года вписано в летопись монастыря как организатора реставрации после 73-летней разрухи. В 1995 году иноки асфальт сняли, а кости монахов и граждан собрали и поместили в часовню- костницу.

Войдя на территорию монастыря через арку надвратного храма Кирилла Белозерского, слева в глаза бросается здание Братского корпуса из красного кирпича – бывшее здание Духовного училища, за ним трапезная с гостиницей. А в центре: белоснежные стены с куполами Настоятельского корпуса, Покровский храм с колокольней и частицей мощей преподобного Ильи Муромца из Киево-Печерской лавры. А справа - Спасо – Преображенский собор. В 2001 году, справа от центрального входа, начали возводить водосвятную часовню Георгия Победоносца, в которой находится икона воина-мученика Евгения Радионова. 13 февраля 1996 года, в Первую Чеченскую войну, он вместе с тремя сослуживцами был захвачен в плен. 23 мая Евгению и его сослуживцам было предложено снять нательный крест и принять ислам. После их отказа Евгению отрезали голову, остальных расстреляли. Матери Евгения Родионова, девять месяцев разыскивавшей сына, боевики передали видеокассету с записью его казни.

Две часовни освящены в честь икон Божьей Матери «Живоносный источник» и «Спорительница хлебов». Последняя находится при пекарне. До 2013 года рядом с трапезной находилась и православная гимназия, которая в 2013 году справила новоселье по соседству с памятником «Скорбящий ангел» и Сбербанком, напротив средней школы № 20. Особое любопытство не только среди детей, но и среди взрослых, вызывает надвратный храм Сергия Радонежского со звонницей. Пройдя мимо пруда или часовни-костницы до живого уголка с птицами, свиньями и пони, взгляд устремляется на смотровую площадку, с которой можно любоваться не только заокскими далями с рекой, с железнодорожным мостом справа и вантовым мостом слева, но и перезвоном. Посреди смотровой площадки – лестница. Она уходит через арку вниз, до Набережной и пристани. А над аркой – церковь Сергия Радонежского, в которую поднимаются все желающие не столько полюбоваться храмом, сколько насладиться звуками звонницы. Звонарями становятся сами посетители, которые бьют молоточками по пластинам не столько для проверки своих музыкальных способностей, сколько для продления щенячьей радости от встречи с колокольным звоном. Ведь за пределами Спасского монастыря колокола можно послушать только в дни церковных событий.

И насладившись порядком на территории монастыря, заглянув хотя бы краешком глаза за монастырскую стену, каждый может оценить красоту и величие Мурома. И не на улицах города, не в залах историко-художественного музея, а именно здесь, под открытым небом. На этом пятачке древней земли доступна взору современников история города с XVI до XXI века:
Собор Преображения Господня – 1554 – 1555.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - 1691.
Колокольня – 1757.
Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка.– 1889.
Надвратная Церковь Кирилла Белозерского. Не ранее 1805 года.
Церковь Херсонесских Священномучеников в Братском корпусе монастыря постройки 1891 года. Освящена 6 марта 1911 г. Закрыта в 1923 году. Возобновлена в начале 2000-х годов. Новая глава установлена летом 2006 года.
Церковь Василия, епископа Рязанского и Настоятельский корпус - 1996.
Часовня – костница - не ранее 2000.
Часовня Георгия Победоносца - 2001—2002.
Церковь Сергия Радонежского со звонницей – 2005.
Часовня Иконы Божией Матери Спорительница хлебов – 2005.
Часовня Ксении Петербургской – 2006.
Часовня Иконы Божией Матери Живоносный Источник - не ранее 2005.

Настоятели
архимандрит Антоний (1658—1662)
архимандрит Вениамин (…—1819)
архимандрит Иероним (Малицкий) (1829—1856)
архимандрит Иннокентий (Флоринский) (1857—1859)
архимандрит Гавриил (Воскресенский) (13 июня 1866 — 10 мая 1868)
архимандрит Антоний (Ильенов) (1877 — ?)
епископ Евгений (Мерцалов) (16 декабря 1907 — 14 июня 1912)
епископ Митрофан (Загорский) (15 июля 1912 — январь 1919)
архиепископ Евлогий (Смирнов) (1995—2013)
епископ Нил (Сычёв) (со 2 октября 2013 года[22])
Наместники
архимандрит Кирилл (Епифанов) (4 июля 1995 — 15 марта 2011)
игумен Кронид (Козлов) (март — декабрь 2011) временный исп. об.
архимандрит Варлаам (Пономарёв) (декабрь 2011 — январь 2013)
игумен Афанасий (Селичев) (с февраля[23] по июль 2013)
иеромонах Симеон (Нестеров) и. о.

В 2014 году для приёма русских и зарубежных туристов при монастыре была учреждена паломническая служба «Спас на бору». Это сейчас к монастырю можно свободно доехать по любой дороге, а в XVI – XVII веках он стоял на бору среди дремучих муромских лесов, в которых хозяйничали разбойники. О чём красочно написал М.Н.Загоскин в романе «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (1826):

«Знамениты в народных сказках и древних преданиях дремучие леса Муромские и доныне пользуются неоспоримым правом - воспламенять воображение русских поэтов. Тот, кому случалось проезжать их, с ужасом представляет себе непроницаемую глубину этих диких пустынь, сыпучие пески, поросшие мхом и частым ельником непроходимые болота, мрачные поляны, усланные целыми поколениями исполинских сосен, которые породились, взросли и истлевают на тех же самых местах, где некогда возвышались их прежние, современные веками прародители; одним словом, и в наше время многие воображают Муромские леса «жильем ведьм, волков, разбойников и злых духов»... Во времена междуцарствования, хотя мы не можем сказать утвердительно, живали ли в Муромских лесах ведьмы, лешие и злые духи, но, по крайней мере, это народное поверье существовало тогда во всей силе. Что же касается до разбойников, то, несмотря на старания губных старост, огнищан и всей земской полиции тогдашнего времени, дорога Муромским лесом вовсе была небезопасна. Купец из какого-нибудь низового города, отправляясь во Владимир, прощался со всеми своими родными и, доехав благополучно до Мурома, полагал необходимою обязанностью отслужить благодарственную молебен Муромским чудотворцам, святым и благоверным: князю Петру и княгине Февронии».

Ну, а коль на глаза попалась страница романа Михаила Николаевича Загоскина, то как можно пройти мимо статьи Татьяны Николаевна Старковой о визите в Муром Алексия II?
«Путину приготовили меч Ильи Муромца»
Патриарх Алексий Второй освятил оружие для вручения главе государства. 2 августа в Муроме прошла необычная церемония — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил… меч! Да не простой, а точную копию меча Ильи Муромца. Для Верховного главнокомандующего России Владимира Путина. Привез чудо-оружие в Муром председатель Счетной палаты России Сергей Степашин — на юбилей. Одному из древнейших монастырей России — муромскому Спасо-Преображенскому исполнилось 910 лет.
Освящение меча происходило на частице мощей святого Ильи Муромца. В конце мая останки героя русских былин (причислен Русской православной церковью к лику святых) привезли из Киево-Печерской лавры. В Спасо-Преображенском монастыре установили раку — символическое захоронение Ильи Муромца с частицей мощей. (Раку изготовил Субботин Сергей Алексеевич).
Весь день меч провисел над ракой. И из-за обилия охраны и первых лиц журналисты поначалу просто не обратили на него внимания. Спохватились только после торжественной церемонии, когда Патриарх вручил кладенец Степашину для передачи главе государства. «Этот меч поможет президенту править Отечеством нашим, утверждая возрождение России, помогая духовному возрождению святой Руси», — сказал Алексий II.
(«КП» — Владимир» 3.08.2006)
6 tB3YQF ByB8  20067  tB3YQF ByB8  2006

Каким был меч Ильи Муромца, «точную копию» которого освящал Алексий Второй, - это вопрос к сочинителям летописей, но если тебе, дорогой читатель, случайно или специально придётся побывать в Муроме, то обязательно запланируй посещение территории Спасо – Преображенского мужского монастыря.

0 getImage 12

Источники:
Беспалов Н.А. Муром. Памятники архитектуры и искусства. М., Советская Россия. 1990.
Сайт Спасо-Преображенского мужского монастыря
Сазонова Е.И. Муром. Прогулки по городу и окрестностям. М., Научный мир. 2012.
Чернышёв В.Я. Муром. Исторический очерк-путеводитель. Муром. 2012.
Фото автора, Валерия Анохина, Владимира Бондарева, Марии Шмёлёвой и с сайта Спасо-Преображенского монастыря.

Иван Васильевич Костин

Прочитано 236 раз
Другие материалы в этой категории: « Коронавирус творческим людям не помеха
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi