• 0 4 Vokzal Murom 2Казанка. Глава 4. Открытие железной дороги на Ковров

    В мае 1878 года состоялось торжество по поводу закладки и освящения первого железнодорожного вокзала на железнодорожной линии Муром –Ковров и к концу года двухэтажный красавец в Муроме был готов принимать пассажиров. Для обслуживания и ремонта подвижного состава 2 декабря 1879 года в Муроме были открыты паровозные мастерские (депо). Такие же мастерские были открыты в Селиванове и в Коврове, но открытие дороги, запланированное на 1879 год, отложили до начала 1880 года. 23 ноября 1879 года Правление Общества Муромской железной дороги сообщило Министерству путей сообщения о завершении строительных работ и просило назначить комиссию для осмотра дороги.

    Прокомментируй первым! Прочитано 7605 раз Подробнее ...
  • 4 m4lgk3oa97Казанка. Глава 2. Городской выгон и улица Куликова

    «В 1880 году через городской выгон прошла железная дорога, связывающая город через Ковров с Москвой и Нижним Новгородом. Были построены: вокзал…, паровозное депо… Примыкающая к станции территория даже по тем временам имела высокий уровень благоустройства. Непосредственно к железнодорожной платформе примыкал парк с беседкой в центре, с розарием и фонтаном. За железной дорогой был сделан пруд, частично сохранившийся до наших дней. В парке в праздничные дни играла музыка, на пруду устраивались катания на лодках».
    Н.Беспалов, заслуженный архитектор РСФСР. «На месте городского выгона». «Муромский рабочий» 6.05.1987.

    Прокомментируй первым! Прочитано 7682 раз Подробнее ...
  • Aleksandrov v MIXM 1Групповая выставка художников из Александрова

    Департамент культуры Владимирской области, ГБУК ВО «Муромский историко-художественный музей», ВТОО «Союз художников России» приглашают в Выставочный центр (Муром, Московская, 13) с 26 февраля по 29 марта 2021 года на групповую выставку художников из Александрова: Анатолия Демьянова (графика), Юрия Иватько (скульптура), Виктора Рассадкина (скульптура). На ней посетители смогут увидеть около ста произведений из их личных коллекций. Для муромских жителей новая выставка будет премьерной. Творчество художников из города Александрова представлено у нас впервые.

    Прокомментируй первым! Прочитано 7106 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Понедельник, 01 Июль 2019 09:00

Столетие МИХМ и В.К.Зворыкин. Глава 1

Оцените материал
(20 голосов)

Stoletie iconaСтолетие МИХМ и В.К.Зворыкин. Глава 1

В субботу, 18 мая 2019 года, Муромский историко-художественный музей провёл четырнадцатую «Ночь музеев» и отметил своё 100-летие. В 15 часов коллектив музея поздравляли руководители области и города, в 17 часов мастера народных промыслов Мурома и соседних районов разложили в торговом ряду свои изделия, а с 18 часов и артисты стали заполнять пространство праздничной площади от улицы Ленина до улицы Льва Толстого. В 18 часов состоялась презентация книги «Музейный век» в Выставочном центре на Московской, а в Картинной галерее на Первомайской - творческая встреча с художником-модельером Александром Шешуновым (Москва).

Stolenie IMG 4914

Музейный век

«Музей в городе художников», - так О.А.Сухова назвала главу о художниках, некоторые из которых были сотрудниками музея, а большинство просто принимало живое участие в оформлении экспозиций, участие в выставках. Какие-то выставки и я посещал. И делился своими впечатлениями. Но рассказать лучше о них, как это делает Ольга Аскольдовна: и об ушедших в мир иной, и о ныне здравствующих, у меня не получится. Она живёт в этом мире, а я всего-навсего мимолётный прохожий. Музей, как и любой живой организм, это не только хранимые в фондах и выставляемые в экспозиции раритеты, но и хранилище несметного количества имён жителей Мурома и России, которые были участниками событий до и после официального открытия музея 1 января 1919 года. Неблагодарное дело пересказывать содержание книг, лучше оригинал подержать в руках, который вскоре должен появиться в библиотеке музея. Поэтому я беру смелость «пробежку» по событиям с цитатами из книги «Музейный век». Изд. ООО ИКСА. 2019. Тираж 555 экз.

Muzeju sto let 1

Авторский коллектив музея: А.А.Горская, Т.Б.Купряшина, Ю.М.Смирнов и О.А.Сухова попытались собрать в эту книгу информацию за сто прошедших лет, темы которой отображены в оглавлении:
Глава 1. День рождения музея.
Глава 2. От кунсткамеры до совмузея.
Глава 3. Эпоха Богатова.
Глава 4. Пятилетка Золотарёва.
Глава 5. Музей в городе художников.
Глава 6. Музей во время перестройки.
Глава 7. Между миссией и рынком.
Глава 8. Хранители сокровищ.
Глава 9. Другой век – другой музей.

Любое учреждение культуры с 1917 до 1991 года должно было выдерживать курс идеологии партии и выполнять её директивы. Историко-художественный музей Мурома не был исключением. В 20-е годы должен был отражать борьбу с мировым империализмом, в 30-е – освещать успехи великих строек, в 40-е – победу над фашизмом, в 50-е – как догнать и перегнать Америку по урожаю кукурузы, молока, мяса и освоению космического пространства… И хотя многие предметы церковной утвари с момента революционных перемен переходили в музейные хранилища, в том числе и благодаря воцерковлённым активистам и работникам, атеистическая работа тоже входила в круг обязанностей музея. Со сменой руководства страны и корректировкой курса партии, менялись и экспозиции, и наименования музея. Один из ярких примеров, как после речи Хрущёва о культе личности Сталина на ХХ съезде КПСС, чуть ли не за одну ночь, все предприятия и учреждения должны были избавиться от литературы и всех атрибутов, связанных с именем Иосифа Виссарионовича. А в музее, как и по всей стране, каждый уголок был «пропитан» его именем. Со сменой общественно-экономической формации в стране произошло и переподчинение музея с городского на областной уровень.

Переименования музея

1919 – Муромский музей отдела народного образования и Художественно-исторический музей.
1920 – Муромский музей местного края.
1936 – Муромский краеведческий музей.
1974 – Муромский филиал государственного объединённого Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
1989 – Муромский историко-художественный и мемориальный музей. IV категория.
1990 - Муромский историко-художественный и мемориальный музей.музей. III категория.
1993 - Муромский историко-художественный и мемориальный музей.музей. II категория.
1996 – Муниципальное учреждение культуры г.Мурома «Муромский историко-художественный музей».
1999 - Муромский историко-художественный музей. I категория.
2006 - Государственное учреждение культуры Владимирской области «Муромский историко-художественный музей».
С 1-го января 2009 - музею присвоен статус особо ценного объекта культурного достояния Владимирской области.
2011 – Государственное бюджетное учреждение культуры Владимирской области «Муромский историко-художественный музей». Сокращённо – ГБУК ВО МИХМ.
С 1974 по 1989 год музей, в числе прочих городских музеев области, входил на правах филиала во Владимиро-Суздальский музей-заповедник. С 1989 до 1997 года существовал как самостоятельное учреждение, с подчинением городскому отделу культуры. В 1997 году музей был зарегистрирован как муниципальное учреждение культуры, в подчинении Управления культуры администрации г. Мурома, а с 1-го января 2007 года переведен в областное подчинение. 1 января 2009 года ему присвоен статус особо ценного объекта культурного наследия Владимирской области. Эти подробности привожу в ответ ярым критикам работы городской администрации по вопросу использования городского бюджета на ремонт дома Зворыкиных и других объектов, внесённых в список культурного наследия.

Руководили музеем в разные годы

(в списке не указаны временно исполняющие обязанности директоров и годы жизни В.И.Деева и С.П.Квасова неизвестны):
1919 - 1922 - Жадин Владимир Иванович (1896 – 1974)
1922 - В. И. Деев
1922 - Куликов Иван Семёнович (1875 – 1941)
1923 - 1924 - Богатов Иван Петрович (1895 – 1980)
1924 - 1926 - Селезнёв Фёдор Яковлевич  (1876 – 1940)
1926 - 1930 - С. П. Квасов
1930 - 1957 - Богатов Иван Петрович (1895 – 1980)
1958 - 1961 - Хлебов Геннадий Владимирович (1927-2019)
1961 - 1966 - частая смена директоров: Н. Гиндина, А. Самарин, Санников.
1966 - 1971 - Золотарёв Александр Анатольевич (1917-1986)
1971 - 1997 - Лукина Ольга Александровна (1946 - 2006)
1998 - 2001 - Сазонова Евгения Ивановна (1956-2014)
2001 - 2001 - Сазонов Сергей Вячеславович
2001 - 2004 - Сазонова Евгения Ивановна (1956-2014)
2004 - Анучкина Альбина Алексеевна

О рождении музея

Muzeju sto let 2

Muzeju sto let 3

Muzeju sto let 4

KulikovajMc6x sPo4KulikovEV2CIZ4UQkk

KulikovkwgBduXkOsgKulikovr t8mZPlm10

К основанию Муромского историко-художественного музея причастны городской голова Иван Петрович Мяздриков, академик живописи Иван Семенович Куликова, краевед Николай Гаврилович Добрынкин и купец Алексей Федорович Жадин. Они же стали его фондообразователями. Сокровища собирали годами. Предметы народной старины и русского костюма, собранные И. С. Куликовым; гербарии И. П. Мяздрикова; 10 января 1919 года В. Н. Добрынкин, первый хранитель музея, передал коллекции отца, краеведа Н. Г. Добрынкина; собрание лубков и оружия А. Ф. Жадина - эти шедевры из их коллекций и стали первыми экспонатами открытого в 1918 году музея. В декабре 1918 года собрание музея пополнилось предметами из имения графов Уваровых «Красная гора» в селе Карачарове. Основная коллекция музея сложилась в первые годы его существования.

Предложению городского головы И.П.Мяздрикова о создании музея в 1913 году помешала Первая мировая война. Не имела продолжения и работа Муромского научного общества, собравшегося накануне вооружённого восстания в Петрограде в 1917 году. Но, не без их участия, удалось сохранить коллекцию произведений искусства и предметов старины из усадьбы Уваровых в Карачарово, и других конфискованных раритетов. При участии заведующего отделом образования И.Л.Пронина была создана Окская биологическая станция, а при ней городской естественно-исторический музей, руководителем которого назначили Владимира Ивановича Жадина. Выделили помещение во флигеле Вощинина на Николоможайсской улице (ныне Комсомольская, 13), а осенью 1918 года Окскую станцию и музей переселили в конфискованный дом Зворыкиных на Никольскую улицу (ныне Первомайская, 4).

К работе в музее В.И.Жадин привлекает академика живописи И.С.Куликова и краеведа В.Н.Добрынкина. К концу декабря была готова экспозиция, а 1 января 1919 года было официальное открытие. Хотя В.И.Жадин называл дату открытия 23 – 25 августа 1918 года, когда «были даны первые ассигнования». А в буклете к 40-летию написано:
«Музей был основан в июле 1917 г. научным обществом по изучению местного края».
День памяти Ильи Муромца случайно совпал с официальной датой открытия музея, потому что политическая ситуация не позволяла упоминать имена святых. Но сейчас экскурсоводы обязательно совместят это имя с днём рождения музея. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 году. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Угодник Божий Преподобный Илья Муромец жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря по старому и 1 января по новому стилю.

Muzeju sto let 9

Muzeju sto let 10

ФОТО: Образ Ильи Муромца с частицей его мощей в церкви Покрова Богородицы Спасо-Преображенского Монастыря. Резьба по дереву Субботина С.А. Поклонный крест, часовня и источник Ильи Муромца в Карачарово.

Десять лет в отцовском доме нанимали квартиры Антонина, Анна и Надежда Козьминичны. Надежда Козьминична Неизвестнова в 1928 году, последней из сестёр, переезжает под Нижний Новгород к зятю В.И.Жадину в переместившуюся туда биологическую станцию. На время призыва В.И.Жадина на Гражданскую войну, которая длилась с 23 февраля 1918 года по октябрь 1922 года, на месте руководителя музея оказался английский подданный Джоблинг, который вскоре уехал на родину, и заботу о музее взяли на себя родственники Жадина А.К.Наливкина-Зворыкина с Е.С.Неизвестновой-Жадиной. Они жили в этом доме и присматривали за коллекциями. С 1 октября 1920 года оба музея соединили в объединённый музей местного края. Вернувшийся с фронта В.И.Жадин возглавил Окскую биологическую станцию, а в музее ввели двух заведующих: Владимира Николаевича Добрынкина, который занимался хозяйственными и юридическими вопросами, и Ивана Семёновича Куликова, который занимался экспозициями и другими творческими вопросами.

О средствах выживания музея и образовании областей

Музей сначала занимал 9 комнат, сдавая в аренду комнаты под квартиры и хозяйственные помещения на первом этаже под склады. В ведении музея находились церковные и монастырские территорий с помещениями. С середины 20-х появились спецсредства: от продажи ненужного церковного и конфискованного имущества; сдачи в аренду части площадей усадьбы, продажи церковной утвари; от продажи входных билетов. В октябре 1922 года, после перевода Окской биологической станции под Нижний Новгород, очередной директор В.И.Деев отказался от руководства, которое опять перешло к И.С.Куликову. Но хозяйственник из академика живописи не получился. В 1922 году музею угрожала ликвидация, он оказался на замке при одном стороже. Не было ни дров, ни керосина. И под новый, 1923 год, уездный комитет назначил директором Ивана Петровича Богатова (1895 – 1980). Вместе с ним в музей был направлен Фёдор Яковлевич Селезнёв (1876 – 1940). Богатов имел свой взгляд на роль искусства и музея в просвещении рабочих и крестьян. В 1919 году он с журналистом и первым директором Муромского драматического театра А.Ф Китаевым пишут сценарий и ставят агитационный спектакль-концерт «История революции в песнях», который вызвал бурную реакцию зрителей, а став директором музея, не меняет политических взглядов и напишет:
«Музей – это учреждение, которое на основе научного изучения собранных и хранимых в нём вещей и документов ведёт образную агитацию и пропаганду непримиримой классовой борьбы за скорейшую победу коммунизма».

Систематизацией экспонатов занимались не только местные, но и владимирские, и московские специалисты. В 1925 году на фронтоне появилась надпись «Музей». И.С.Куликов, как приглашаемый консультант, составил каталог художественного отдела, вел занятия в изостудии. И.П.Богатов участвовал в археологических раскопках, на которые увлекал и детей. Благодаря этим изысканиям Муром был включён в Нижегородскую область. С 1796 года Муром был в составе Владимирской губернии. Летом 1928 года президиум Госплана РСФСР принимает решение об организации Нижегородской области, по которому из Муромского уезда исключался Вачский район, остальная же часть оставалась в Московской области. К концу 1928 года в центре подняли вопрос о выделении на территории ЦПО самостоятельной Ивановской области, и встал вопрос о присоединении уезда к ней, но на основе археологических изысканий удалось добиться отмены этого решения и решением президиума ВЦИК от 14.01. 1929 года о создании на территории ЦПО Нижегородской, Ивановской и Московской областей. центральными органами было намечено включение Муромского уезда целиком в состав Нижегородской области. Следующий передел территорий состоится в 1944 году и Муром будет включён в состав Владимирской области.

Эпоха И.П.Богатова

Muzeju sto let 5

Muzeju sto let 6

ФОТО: Ошибка под Фотографией И.П.Богатова допушена в типографии. А в корзине  пища для юных археологов во время экспедиции. 1930-е годы.

А руководство музеем? Научное общество почти развалилось. Из-за атеистической пропаганды ушли почти все старые участники организации музейной работы, и наступил финал многолетним традициям дореволюционного краеведения. Богатов вступил по личным делам в конфликт с губернским партийным руководством, вышел из партии, и с женой и двухлетним сыном Володей вынужден был уехать из Мурома. Отправили работать в Якутию. Затем до 1930 года будет работа в редакциях газет других городов. Заведование с 1924 по 1926 год перешло археологу Ф.Я.Селезнёву. Главнаука средств не отпускала. На спецсредства пригласили И.С.Куликова и бывшего с 1907 по 1917 городским головой, ботаника и зоолога-любителя И.П.Мяздрикова. После его увольнения в 1929 году пятнадцать лет специалиста по естественно-историческим вопросам в музее не было. Денег на ремонт храмов тоже не выделяли, но об этом подробно рассказал в статье «Краткая история городского собора Рождества Богородицы в Муроме. Пролетарский взгляд» А.Р.Комлев. http://www.murom-mama.ru/spravochnik/otdyh-i-dosug/v-gorode-murome/kratkaya-istoriya-i-sudba-gorodskogo-sobora-rozhdestva-bogoroditsy-v-murome-proletarskiy-vzglyad.html В 1926 году Ф.Я.Селезнёва перевели во владимирский Губмузей, а на его место назначили бывшего работника школы С.П.Квасова, которого отправили на переподготовку в Москву. Исполнять обязанности снова остался И.С.Куликов. И Иван Семёнович поднял вопросы: этнографии, археологии, охраны музея, реставрации картин и помещения для библиотеки.

В 1927 году «завели правильную регистрацию экспонатов». Благодаря переезду Окской станции и переселения жителей освободились часть залов для экспозиций, но с отъездом Окской станции понесла потери естественно-историческая секция. Да и указания горисполкома в 1930 году сводились к привлечению в работе музея добровольцев. И снова на руководство музея приглашают очередного, из старых директоров.
«В августе 1930 года во двор музея въехали две телеги с имуществом и семьёй нового заведующего. Иван Петрович Богатов возвратился».
Руководивший музеем двадцать семь лет, он назвал тридцатые годы годами расцвета. Расширялся объём работ, организовывались кружки. Можно сказать, что школьники «жили» в музее, потому что Дом пионеров ГОРОНО организовали только в 1936 году. Работники музея были и художниками, и плотниками, и столярами, задерживаясь на работе до часу ночи. Благо, основная масса работников жила в музейных помещениях. Впоследствии и сын Ивана Петровича, Владимир Иванович Богатов, будет активистом и музея, и газеты «Муромский рабочий». А когда здоровье, в связи с ранением на фронте, «посадит» Владимира Ивановича в коляску, то квартира на улице Куликова, 13 будет консультационным центром по вопросам событий в истории города, а жена Галина Леонидовна будет ходить с его лекциями по учебным заведениям и предприятиям города. А музей эпохи его отца будет искать средства к выживанию. Вещи, не попавшие в экспонаты, сдавали на прокат театрам или шли на продажу. В 1934 году музей стал отапливаться, в 1935 году провели освещение. В 1939 году первый этаж освободили от склада Кондитерсбыта.

«Война есть бедствие и преступление, заключающее в себе все бедствия и все преступления». Вольтер

Muzeju sto let 7

Но до войны начали отапливать только второй этаж, поддерживая плюсовую температуру. В годы разрухи от морозов разрушилась водопроводная система. Годных к строевой службе работников мобилизовали на фронт, а оставшихся посылали на лесозаготовки с торфоразработками. Школы освобождались под госпитали. В музей переселили: Дом учителя; столовую; школу № 16; часть классов школы № 12, другую часть разместили в школе медсестёр по ул.Красноармейская, 27. А от микроклимата часть экспонатов музея приходила в негодность. Работники, свободные от заготовки дров и рытья окопов, до ночи читали лекции в госпиталях, школах, на предприятиях. Из письма И.П.Богатова сыну, В.И.Богатову, в военное училище:
«Народ в музей ходит, особенно в дни отдыха – базара. Водим по теме «Муромцы – на защите Родины».
Из-за финансовых проблем в 1940 году закрыли и Благовещенский собор, но 30 ноября 1942 года, в связи с положением на фронте и настроением людей в тылу вновь открыли, уже как приходской храм. И до 1990-х годов он оставался единственным в городе, где походила служба. В 1945-1946 годах в нем служил будущий Патриарх всея Руси иеромонах Пимен.

«Осенью 1945 года, когда музей полностью освободился от постояльцев, впервые за 26 лет силами местных заводов был произведён ремонт восемнадцати залов». Институт музееведения предлагал типовые экспозиции, которые проходили цензуру на предмет военных и государственных тайн. Партийные органы, в связи с переменой климата на идеологическом фронте, вносили рекомендации и директивы подобные этой:
«Необходимо рассказать о свиноматке Волге Прудищенского колхоза. Кто за ней ухаживал (это важно), как кормили и были ли поросята от ней и сколько… Так, как показано сейчас, сухо и недостаточно».
В 1946 году для ремонта здания горисполком назначил в шефы ОСМУ-2, музей обязали наладить культмассовую работу в общежитиях и на предприятиях строителей, а в 1960-х дошла очередь и до реконструкции всего здания. Экспонаты во время ремонта не вывозили, а переставляли из зала в зал. Убрали печи, сделали водяное отопление. После капитального ремонта стали разворачивать экспозиции от древних времён на первом этаже, героическом труде на фронте и в тылу – на втором, и современных успехах – на третьем.

Пятилетка Золотарёва

Muzeju sto let 8

В 1957 году Богатов И.П. уходит на пенсию и до 1961 года директорство переходит в руки Хлебова Геннадия Владимировича.
«По легенде, уволен за то, что достал из запасников портреты царских особ и развесил их вдоль музейной лестницы».
Частая смена руководства никогда не была лучшим средством организации микроклимата в коллективе, поэтому в памяти и осталась «пятилетка Золотарёва» с 1966 по 1971 год. Золотарёв Александр Анатольевич был назначен во время капитального ремонта. И по халатности подрядчиков прорвалась отопительная система. Пострадал ряд экспонатов.
«Самой важной задачей, поставленной директору музея начальством, было создание новых, идеологически и научно выдержанных экспозиций – от отдела природы до развитого социализма».
Ему удалось собрать своеобразную команду. В состав учёного совета входили: первый директор В.И.Жадин, который к тому времени был уже известным учёным-гидробиологом; областные и столичные исследователи. Насколько серьёзно Александр Анатольевич занимался со школьниками, как, впрочем, и его предшественники, можно судить по результатам. Многие его ученики посвятили свою жизнь работе в разных музеях России.
«В своём кабинете он не просто разрешал, буквально заставлял краеведов-школьников пользоваться дореволюционным изданием словаря Брокгауза и Ефрона. …ревниво относился к их знакомствам и занятиям, отвлекающим, по его мнению, от дела. Старшеклассникам во время ремонта разрешал переносить экспонаты, дежурить в экспозиционных залах, в Николо-Набережном храме, где хранилась коллекция деревянной скульптуры…». («Музейный век» стр. 64).
В годы его руководства действовали: историко-революционная и историко-краеведческая секции, истории реки Оки и водного транспорта, декоративно-прикладного искусства. Старшеклассниками пришли к нему Ольга и Александра Сиротинские, Ольга Курапова. Ольга Александровна Лукина (Сиротинская) впоследствии возглавит этот музей, а её сестра Александра Александровна и Ольга Аскольдовна Сухова (Курапова) до сих пор не расстаются с ним. И Александру Анатольевичу судьба подарит возможность встречи с учёным мирового имени Зворыкиным Владимиром Козьмичём.

Т.Б.Купряшина «Тайный визит Зворыкина»

Читаю в статье Татьяны Борисовны, что Владимир Козьмич Зворыкин 9 сентября 1967 года посетил Муром и дом, из которого ушёл в 1918 году.
«Зворыкин вспоминал позже, что приехал как турист во Владимир, а оттуда на такси тайно «махнул» в Муром. Разрешения он не спросил, но компетентные органы (КГБ) не дремали. Это событие в городе, куда запрещали въезд иностранцам, было неординарным. Экскурсию по Мурому для учёного провёл главный архитектор города Н.А.Беспалов. Ему доверили принимать и угощать дальнего гостя». («Музейный век» стр. 63). Ссылка авторов на книгу В.П.Борисова «Владимир Козьмич Зворыкин». М.,Наука.2002.
Вторая информация, уже по слухам, что Владимиру Козьмичу, якобы, организовали экскурсию на Радиозавод и предлагали там работать. И сопровождал его туда не Беспалов Н.А., а кто-то из КГБ или руководства города.
И деталь, что город по пути следования Зворыкина был перекрыт, услышал в фильме Л.Парфёнова.

В книге Борисова на стр. 95 слова «тайно» не нашёл. Но услышал это заявление в фильме «Человек, который изобрел телевизор. Русский подарок Америке» Татьяны Маловой (ТВ 2014). Потом просмотрю и источник, откуда фраза перекочевала в фильм Маловой. Это вторая серия фильма Леонида Парфёнова «Зворыкин Муромец» (ТВ 2010). Не буду обсуждать режиссёрский подход с игрой Сергея Шакурова и Ларисы Кузнецовой в чету Зворыкиных, а вот на анализе авторского текста Леонида Парфёнова остановлюсь:

«Прорыв в родной Муром полвека спустя… Покупает для себя и жены тур во Владимир… По утру, отказавшись от услуг гида…, отправились, вроде бы, осматривать достопримечательности… (это есть у Борисова). Запланировано злостное нарушение советского визового режима…». На словах таксиста «13 рублей в один конец», Шакуров-Зворыкин из пачки купюр протягивает таксисту две купюра по 25 рублей, и тот обещает «прокатить с ветерком» на машине 12-71 ВЛВ с шашечками. И ни жужлёнка на Соборной площади во Владимире (в 1967 году она называлась площадь Свободы), кроме двух артистов, спины уходящей вдаль путницы, пробегающей случайной в кадре собачки и таксиста. Ну, и ещё автора на фоне Успенского собора. Это художественные фильмы создаются на фантазиях создателей, а фильм Парфёнова назван документальным. Значит и опора должна быть на документы, а не на вымыслы, которые расходятся потом как цитаты из первоисточника. Игровые фрагменты его фильма можно воспринимать только как фантазию автора для придания сюжету интриги.
В остальном, как у Борисова: «Приезжал. …о чём любил рассказывать гостям в пристанском доме под водку с грибками и селёдочкой, которые подавал старый привратник негр Линн. Гости смеялись, их не смущал сильный русский акцент хозяина, от которого он так и не избавился за 60 лет жизни в Америке».

Не дают покоя такие детали, как: «тайный приезд», «поймал такси», «запланировано злостное нарушение советского визового режима», которые звучат в фильме Парфёнова. В двух источниках есть уточнение, что органы (КГБ) не дремали. И уж не на попутках ли собирались Борисов с Парфёновым отправлять Зворыкиных в обратный путь из города, в котором ещё была свежа рана в руководстве города с силовыми структурами после бунта 30 июня 1961 года? Ответа на этот вопрос у них не нахожу, поэтому пользуюсь любезностью сына главного архитектора, Алексея Николаевича Беспалова, и привожу его воспоминания с деталями визита.

По информации Алексея Беспалова

«Городские власти получили информацию о выезде Зворыкиных из Владимира 9 сентября 1967 года в 8 часов утра, а в 11 часов городское руководство встречало их около музея. В машине с символом «Интуриста» приехали четыре человека: Зворыкины Владимир Козьмич с Екатериной Андреевной, девушка-гид из «Интуриста» и водитель».
Вывод? Органы не дремали ни во Владимире, ни в Муроме и про гида Борисов с Парфёновым нафантазировали.

Директор Золотарёв Александр Анатольевич провёл их по залам музея и Владимир Козьмич оставил отзыв:
«После пятидесятилетнего перерыва посетил свой родной дом. Очень отрадно видеть его не только в сохранности, но и в периоде реконструкции. Особенно отрадно видеть, как дом, в котором родился, так заботливо реставрируется для музея под руководством Александра Анатольевича Золотарёва. Спасибо. В.К.Зворыкин».
Это уже документ в книге «Музейный век» на стр. 63.

Затем роль гида перешла к главному архитектору города Беспалову Николаю Андреевичу. Он сфотографировал супругов, а Владимир Козьмич сфотографировал Екатерину Андреевну с Николаем Андреевичем на фоне родного дома, и поехали знакомиться с городом.

Muzeju sto let 11

ФОТО: 9 сентября 1967 года.

Задачу не допуска к заводу РИП выполнили службы ЖЭК.
«В одном месте на дороге разлили бочку туалетных отходов, в другом, как бы случайно, машина заглохла, и отец предлагал гостям другие улицы для проезда, минуя РИП. Никакой экскурсии не было и на Радиозавод! В горкоме отцу поручили во время экскурсии по городу, чтобы он, проезжая мимо МРЗ, как бы невзначай сказал Владимиру Козьмичу: «А не хотите ли Вы остаться работать в Муроме? Вам под научное руководство и лаборатории отдадут этот завод!» Но Владимир Козьмич усмехнулся и вежливо отказался. Такси появилось впервые в фильме Парфёнова, но это было сделано для интриги в сюжете. Создатели фильма были у нас дома и консультировались с отцом по всем деталям этого визита во время создания первого фильма «Русский подарок Америке Человек, который изобрёл телевизор» в 2007 году. И Парфёнов меня часа четыре снимал в 2010 году. Отца тогда уже не было. А мы дома многократно вспоминали этот визит, и ни о каком такси и речи не было, только про машину «Интуриста» Волга ГАЗ-21 серого цвета. Вы же понимаете, что и его, и таксиста могли запросто арестовать за такой поступок. Сейчас уже все забыли, что тогда был СССР... Каждый вздох только по команде. Кроме того, в одном из писем отцу Владимир Козьмич просил передать привет и благодарность девушке-гиду из Интуриста. Если поискать в письмах, то можно найти, как звали девушку-гида. Но чтобы иностранец, в СССР, поймал такси и поехал в закрытый город?.. Бред!
«Волга» «Интуриста» - это 100 % правда.

После экскурсии по городу был приём пищи в ресторане гостиницы Ока, а после обеда гости не отказались от приглашения Николая Андреевича посетить дом-музей И.С.Куликова. А дома у нас состоялся настоящий праздник. Владимир Козьмич и Елизавета Аркадьевна до революции были в одной компании и дружили. Они узнали друг друга, и эмоциям от случайной встречи не было предела. Был накрыт большой стол. Беседа продолжалась несколько часов с перерывом на экскурсию по дому и музею с картинами и разными экспонатами, собранными дедушкой. Бабушка угощала гостей терновенным вареньем из своего сада, и Владимир Козьмич с удовольствием вспомнил этот вкус и запах. Ещё они вспоминали про то, как Елизавете Аркадьевне попугай на ярмарке вытащил билетик со швейной машинкой Зингер. И Володя нёс этот выигрыш в дом на Успенской, 9, где на тот момент жила Елизавета Соколова. Потом машинка вместе с ней переехала на Полевую, сейчас Свердлова, 9, когда бабушка вышла замуж за Ивана Семёновича Куликова. Она до сих пор у меня в целости-сохранности, и в рабочем состоянии. Во Владимир гости возвращались вечером из нашего дома».

Продолжение следует


Фото из книги «Музейный век», МИХМ, и архива А.Н.Беспалова
Иван Васильевич Костин

Прочитано 3386 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi