Зато успел воспитать плеяду актёров, руководителей культуры Мурома, и сотворить крепкий корпус корабля-спектакля под названием «Очень простая история», о реакции на который расскажу ниже. А пока начну знакомство с коллективами и их работами. Десять коллективов из Москвы, Рязани, Касимова, Подольска, Коврова и Мурома работали на сцене дворца культуры с 26 по 31 марта 2019 года. Спектакль «Двое в лифте, не считая текилы», не только названием с ценами, но и анонсом, которым обещали продлить мне жизнь на 24 часа, обрубил желание спешить в театр. «Двое абсолютно разных мужчин, импозантный бизнесмен Василий и рокер Макс спешат к своим любимым женщинам... Но оба застряли в лифте! Праздник в самом разгаре, диспетчер не отвечает, и у кого-то есть бутылка текилы...». Даже популярные артисты-исполнители не заставили меня спешить в ДК 1100-летия слушать шутки двух «подвыпивших юмористов в лифте».
«Моя любовь – моя Таганка» и студенты Рязанского филиала МГИК
Другая реакция от встречи с актёром театра на Таганке, заслуженным артистом России Александром Ивановичем Цуркан с программой «Моя любовь – моя Таганка». Не каждому выпадает судьба в 30 лет менять профессию универсального рабочего, с трудоустройством от Москвы до Крайнего Севера, на профессию актёра в ведущем театре столицы. Юрий Петрович Любимов принял его на свой курс института, но не каждому выпускнику выпадает участь продолжать работу с мастером на профессиональной сцене. Цуркан А.И. повезло быть преданным Любимову Ю.П. до его ухода из жизни 5 октября 2017 года. Увлекательным был рассказ про работу с Юрием Петровичем Любимовым, про работу с Высоцким, Золотухиным, Демидовой. Звучали стихи Бориса Пастернака, Марины Цветаевой, Владимира Высоцкого, песни на их стихи. Песни в исполнении муромского фольклорного ансамбля «Мурома», включённые в программу встречи с актёром, тоже не выбивались из программы фестиваля под названием «Горячая пора».
Студенты первого – третьего курсов Рязанского филиала МГИК из «Молодёжного экспериментального театра» показали этюды, пародии, зарисовки. Лично я испытал удовольствие от происходящего на сцене. А всего-то навсего ребята показали то, чему научились за один – три года на занятиях по пластике, по вокалу, по актёрскому мастерству. Руководитель всех курсов Василий Владимирович Грищенко полсотни лет в педагогике. После окончания актёрского факультета в Красноярске поступил на режиссёрский факультет в Ленинграде, потом и на высшие режиссёрские курсы в Москве у А.А.Гончарова. После окончания обучения предложили: Красноярск, Смоленск, Рязань. Он выбрал Рязань. В период развала страны в Рязанском филиале оставили подготовку режиссёров только на заочном отделении, а в 2016 году удалось уговорить руководство набрать актёрско-режиссёрскую группу и на дневном отделении. А благодаря тому, что руководитель муромского управления культуры Козлов В.В. выпускник Рязанского филиала, то студенты его родного ВУЗА и были приглашены на открытие фестиваля. Мне до такой степени понравились пластические и вокальные работы студентов, что не мог не поинтересоваться, насколько серьёзно они относятся к выбору профессии. Студенты третьего курса: Гражданинова Настя, Егорова Даша, Павлова Алёна, Клычков Павел, по их заявлению, с 9 утра до 18 вечера занимаются по программе учебного заведения, а остальное время суток – подготовка к занятиям и репетиции в экспериментальном театре. Увидев их отдачу на сцене, делаю вывод, что растёт достойная смена российского театра переживания.
Муром «Прикосновение»
Образцовый театральный коллектив «Прикосновение» города Муром первым вышел на сцену утром 26 марта. Открыл фестиваль спектаклем «Сказка о потерянном времени», по инсценировке авторской волшебной сказки Евгения Шварца. Но весенние каникулы существуют для кого угодно, только не для самодеятельных артистов. После открытия фестиваля «Горячая пора» коллектив 27 марта едет во Владимир на IX открытый Всероссийский фестиваль детских и юношеских театральных коллективов «Шоколад» в рамках проекта «Вкусные каникулы» в ВПОО «Милосердие и порядок». Во Владимире переночевали, а 28 марта снова гастроли на фестиваль в Москву. Из Владимира привезли не только дипломы за исполнение отдельных ролей, но и гран-при, что говорит о серьёзном уровне отдачи ребят театру. Дожидаться подведения итогов в Москве не оставалось времени, потому что участникам спектакля надо было ещё и отдохнуть перед продолжением учебного процесса с 1 апреля. Но Диплом Лауреата и Диплом в номинации «За мастерскую работу и яркий актерский ансамбль» пополнил коллекцию наград «Прикосновения». И 5 апреля во Дворце культуры 1100-летия получил Гран-при на подведении итогов фестиваля искусств по линии Управления образования округа Муром. О! Как мне знаком ритм, в котором пребывает Анатолий Алексеевич. Если перефразировать Анатолия Васильевича Эфроса: «Выходных у меня нет. В выходные я тоже работаю…», то можно и про Никитина сказать, что каникулы в его планы не входят. Школа-студия работает и в каникулы, а подготовка коллектива к мероприятиям 9 мая, которое не за горами, тоже требует сил и времени. Я пришёл на встречу с ним в разгар занятий школы-студии. Одна группа занималась актёрским мастерством, другая отрабатывала танцевальный номер к 9 мая. Но, как сказал Анатолий Алексеевич, в каникулы часть ребят пропускает занятия по причине отъезда из Мурома. Исключение делают только те родители, дети которых заняты в спектакле. Для них театр явление круглосуточное.
Муром «Скоморох»
Народный коллектив ДК 1100-летия ТЮЗ «Скоморох» тоже принял участие в фестивале. Представил на суд зрителей, как указано в афише, литературную композицию, созданную по произведениям Бориса Шергина «Сказки про Шиша». В спектакле тоже заняты дети. К детям претензий нет. Они старались на полную катушку выполнять задачи, поставленные режиссёром. А наивность с искренностью и азартом, без которых актёр выглядит роботом, в них заложила природа. И активно двигались. И глазки горели. И голоски звенели, оглушая зрительный зал. Только не всё в этом звоне доходило до ушей зрителей, особенно в хоровой подаче текста. Если бы не звучало в названии коллектива громкого слова «Народный», то и я нашёл бы другие слова для характеристики работы этого коллектива. Но возраст артистов «Скомороха» ничем не отличается от возраста образцовых детских коллективов «Прикосновение» и «Яхонт», да и пять лет для руководителя приличный срок, чтобы определиться в профессии.
По заявлению руководства дворца это дебютная постановка Алексея Брункова. Согласен. В стенах ДК 1100-летия это первая его работа. Но «первая работа» не исключает уважения к творчеству автора и раскрытия замысла того или иного его произведения. На худой конец, хотя бы точного пересказа сюжета каждой сказки, объединение которых можно было бы назвать литературной композицией. Подумал, что я один не понял, о чём хотел поговорить со зрителями режиссёр. Но мои соседи тоже этого не поняли. А что касается вникания в творчество фольклориста, публициста, художника Бориса Викторовича Шергина, то здесь не только фольклором не пахнет, но даже в юморе «Шиша Московского» «конь не валялся».
Не первую заявку А.Брункова на афишах Мурома, как режиссера, вижу с 2014 года. Видел на экране прекрасно подобранные клипы из кино-работ прославленных режиссёров. Слышал отлично записанные фонограммы. Но, ни в одной работе не заметил даже намёка на истину страстей и правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах, о которых говорил А.С.Пушкин, а К.С.Станиславский добивался от своих актёров. Если в прошлых работах за актёров «говорили» фонограммы, то в этой ребята старательно выполняли команду по форсированию текста в зал. О живой реакции на действия партнёров постановщик или сам представления не имеет, или с детьми не договаривался. И не вина детей, что громко говорить в сторону зрительного зала их надрессировали, а слушать друг друга не научили. Орали все, а с какой целью? Это ораторам - революционерам на площадях приходилось напрягать голосовые связки, потому что не было звукоусиливающей аппаратуры, а сцена дворца культуры опутана микрофонами. Работу танцоров Андрея Петрухина, который был представлен помощником режиссёра литературной композиции, видел. Он, выходец из «Скомороха», был единственным балетмейстером во всех постановках В.М.Фомичёвой и Н.Н.Горячева. И горько осознавать, что из народного ТЮЗ «Скоморох» исчез воспитатель коллектива с режиссёрскими наклонностями, а появился дрессировщик в «Сказках про Шиша». И дай Бог, чтобы у Алексея Брункова в будущих работах появилось желание учиться на чужих ошибках, а не повторять свои. А пожелание ребятам - учитесь не кричать текст, а так чётко его произносить, чтобы даже шопот со сцены заставлял зрителей смеяться или плакать над поступками и судьбами ваших героев. Дорогу осилит идущий и ищущий.
Муром «Контраст»
Заслуженный коллектив народного творчества РФ народный театр «Контраст» перед спектаклем «Очень простая история» по пьесе Марии Ладо объявил, что спектакль восстановлен актерами театра «Контраст» в память об учителе, создателе и руководителе театрального коллектива, заслуженном работнике культуры Николае Николаевиче Горячеве.
На протяжении 44 сезонов Николай Николаевич ставил и сказки, и литературные композиции, и комедии, и трагедии, и фарсы. А уж про подготовку им массовых городских мероприятий, с привлечением огромного количества самодеятельных артистов из учреждений культуры и образования и говорить не приходится. И вот на сцену повторно выходит последняя его работа. В период восстановления спектакля у меня было опасение, что без отца и вдохновителя актёры потеряют ниточку, которая держала зал в напряжении в прошлом году. Ведь актёры народ непредсказуемый, и без Горячева могли начать «тянуть одеяло» каждый в свою сторону. Но, к счастью, мои опасения оказались напрасной тратой сил. Ребята с достоинством выдержали экзамен утери учителя, вдохновителя и создателя прочного каркаса спектакля.
Вроде бы и «Очень простая история» о повседневной жизни двух деревенских семей, в которой звери оказались человечнее людей. От любви дочери зажиточных хозяев Даши и сына соседа Алёши, отец которого стал алкоголиком после смерти жены, должен родиться ребёнок. Но родители Даши против такого приплода в семье. Хозяин режет Свинью, чтобы пустить деньги на аборт дочери, но звери выяснили вариант, чтобы найти Ангела-хранителя для спасения души не родившегося ребёнка. И эту душу отдал Сосед-алкоголик. Да, это сказка! Но, как она похожа на реальную жизнь. И не только деревенских людей. История очень простая, но слёзы не прекращали течь из глаз зрителей. Такое состояние называется катарсис. Это состояние возвышения души через искусство, нравственное очищение, возникающее в процессе сопереживания и сострадания. И ребятам удалось достичь такого состояния в зрительном зале. Удалось не играть, а жить! Жить мыслями о будущем ещё не родившейся девочки, а может и о своём, личном будущем…
Не могу не отметить всех участников спектакля, которых видел не только на премьере в прошлом году, но и на протяжении многих лет, с момента перехода из детства в юность, когда Николай Николаевич переводил их из подготовительной группы в основной состав. На этой сцене познакомились Лена Костина (Петрухина) - (Хозяйка), - с Андреем Петрухиным - (Петух). А сегодня и Настя Петрухина – (дочь Даша) играет на уровне с родителями. Марина Петровская (Чепелюк) – (старая лошадь Сестричка), с Сашей Чепелюк – (Хозяин), сыграли вместе не в одном спектакле, пока не соединились семейными узами. Директора ДК Леонида Комиссарова – (Сосед), помню со спектакля «Любовь, джаз и чёрт», где Марина Петровская играла главную положительную роль, а сегодня от его монологов Соседа-алкоголика зрители не отрывали носовых платков от глаз. Максима Приходченко – (Алёша), впервые увидел в прошлом году в этом спектакле. Светлана Орлова – (Свинья), пришла несколько лет назад, но уже успела завоевать сердца зрителей. Луиза Роганова – ( беременная корова Зорька), в коллективе много лет, и стала многодетной мамой, но в мою память ярко врезалась только в этом спектакле. Андрея Шемякина – (пёс Крепыш), вижу и наслаждаюсь его игрой не в первом спектакле, но образ Крепыша радикально отличается от других сыгранных ролей. И в игре этой компании 27 марта я увидел ансамбль. Единый организм, без работы каждого члена которого невозможно влезть в душу каждого зрителя в переполненном зале. И как не вспомнить ответ Фаины Георгиевны Раневской в последнем интервью Наталье Крымовой: «С гениальными актёрами я сама становлюсь одарённой, а с бездарью и сама превращаюсь в бездарь». А талант, по мнению моих театральных учителей, это ежедневный изнурительный труд. И полная самоотдача на сцене, которая и может вызвать катарсис.
Коллектив с удовольствием откликнулся на приглашение со спектаклем в Рязанский филиал МГИК и Касимовский ТЮЗ, куда отправляется на 21 и 22 марта. Ни пуха, ни пера «Контраст»!
Муром ДНТ «День рождения Мишки»
Если подходить с мерками народного театра «Контраст» к спектаклю муромского дома народного творчества «День рождения Мишки» и водевилю ковровского народного музыкально-драматического театра «Поиск» «Беда от нежного сердца», то можно много огрехов увидеть в этих работах. Но когда видишь реакцию зрительного зала, то язык не поворачивается публично критиковать работы этих коллективов. Во-первых, оба спектакля носят развлекательный характер, а во-вторых, артисты не «халтурили».
А вот тем, что театр ростовых кукол увидел не в гастрольном исполнении, а в работе наших мастеров из ДНТ, порадовался от души! А по вопросу игры? Дети всегда воспринимают игру актёров на полном серьёзе. А если герои ещё и обращаются за помощью к ним, то мгновенно откликаются. Без помощи детей не обошлось и в этот раз. Все гости приходили к Мишке с подарками. Даже Волк с Лисой пришли не с пакостями. А Баба Яга решила разрушить праздник. И не своими руками, а пригласила для этого Паука. Но не подумала Баба Яга, что на помощь Мишке придёт целый зал зрителей. И разоблачили козни Яги. Паук раскаялся, что поддался уговорам злой старухи, и был приглашён к столу на чай с тортом. А сколько радости было не только у детей, но и у взрослых, когда со сцены полетели огромные мыльные пузыри! День рождения Мишки состоялся!
Ковров. В.А.Соллогуб «Беда от нежного сердца»
Народный музыкально-драматический театр «Поиск» основан в 1985 году режиссёром Виктором Ивановичем Ершовым, которым руководил 12 лет, в профсоюзном ДК им. Ленина Ковровского экскаваторного завода. В настоящее время театр работает на базе ДК им. Ногина. А после ухода из жизни Ершова В.И. обязанности руководителя взвалила на себя Татьяна Викторовна Санникова, ставшая актрисой Ершова в первый год основания коллектива. Насколько сложными для выживания художественной самодеятельности были 90-е годы, когда очаги культуры продавались коммерсантам под торговые центры или разрушались, об этом историки ещё напишут. Вместе с городом пережил перестройку с развалом текстильной фабрики имени Абельмана и дом культуры имени Ногина. Остался без финансирования, без отопления, с обветшавшей материальной базой. Специалисты искали средства для выживания, и только благодаря усилиям фанатов удавалось сохранять созданное в советский период. Несмотря на все сложности, в 1993 году город нашёл возможность сделать ДК им. Ногина первым муниципальным учреждением культуры. И народный театр «Поиск» сохранил свой статус.
Детские сказки, пожалуй, есть в репертуаре любого театрального коллектива. Смотрю список спектаклей, поставленных Т.В. Санниковой. Новогодние представления, литературно-музыкальный спектакль по стихам А.Л.Барто, спектакль по произведениям А.И.Пантелеева, «Зайка-зазнайка» С.В.Михалкова и много других сказок увидели свет рампы. «Пир во время чумы», «Метель», «Евгений Онегин» А.С.Пушкина. «Исповедь», «И жизнь поболее, чем сон» по произведениям М.Ю.Лермонтова. «Маленькая балерина» - спектакль по творчеству А.Н.Вертинского и «Вертинский. Этот золотой "Серебряный век» -литературно-музыкальный спектакль по произведениям А.Вертинского, А.Ахматовой, Н.Гумилёва, Д.Мережковского, И.Анненского, И.Бунина. Литературно-музыкальный спектакль «Мосты надежд и доброты» по стихам русских поэтов и романсам 19 века. «Мы вращаем Землю» - литературно-музыкальный спектакль по военным стихам В.С.Высоцкого. «Я ранен войной на всю жизнь» - литературно-музыкальный вечер к 90-летию Б.Ш.Окуджавы. «Фронтовые истории Василия Тёркина» по произведениям А.И.Фатьянова. Это далеко не полный список спектаклей театра.
Ну, а как музыкальному театру обойтись без водевилей? Репертуар пополнили «Медведь» с «Предложением» А.П.Чехова и «Беда от нежного сердца» В.А.Соллогуба, которым 28 марта ковровчане порадовали зрителей Мурома. Исполнитель Сашеньки Андрей Санников на сцене с четырёх лет. Сейчас ему 21. По простой арифметики живёт он на ней 17 лет, и по стопам мамы поступил в ВОККИ. Значит, подрастает смена, а обилие детей в коллективе гарантирует долгое продолжение жизни такому театру.
Завершали фестиваль 31 марта Подольский образцовый детский фольклорный коллектив «Яхонт» спектаклем «Песни кота Баюна» и народный ТЮЗ Касимовского ДК спектаклем «Мой остров» по повести Бориса Лавренёва «Сорок первый».
Музыкальный спектакль «Песни кота Баюна»
Образцовый Музыкальный театр «Яхонт» в Подольске был основан 1 сентября 2006 года. Участники коллектива дети от 4 до 18 лет. В основу работы театр ставит задачу приобщения общества к фольклору через современные обработки. Сюжет спектакля построен на детской народной сказке о страшном коте Баюне, который заманивал маленьких деток к себе в логово, убаюкивал колыбельными и съедал их. Персонаж русских волшебных сказок Кот Баюн, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими речами подошедших путников. И тех, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству, и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Так гласит легенда. По сценарию театра «Яхонт» русский герой Иван отправился спасать свой народ от злодея колдуна. И в каждой земле, в каждой стране, по которым пролегал путь Ивана, кот пытался убаюкать героя, но не тут то было... У Ивана хватило сил и мужества для победы.
Участники коллектива в живую исполняли все песни, под обработки композитора. А попутно и танцы разных стран (Россия, Прибалтика, Африка и т.д.). Даже когда во время представления дважды исчезала музыка с работой микрофонов, ребята не терялись, и продолжали петь, как ни в чём не бывало. И такая подготовка ребят не может не вызывать восхищения.
Про рождение коллектива и спектакля говорим с создателем театра, выпускником Училища имени Гнесиных Российской Академии Музыки Сергеем Антоновым.
- Коллективу пошёл тринадцатый год. Мы занимаемся фольклором, и эта история родилась на основе колыбельных песен разных стран мира.
- Сколько языков сегодня прозвучало? И сколько человек, и какого возраста занимаются в Вашем коллективе?
- Прозвучало 17 песен, 17 стран, 17 языков. А дети, которых у нас 50 человек, занимаются с шести лет до выпуска из школы. Детей с четырёх лет берём как исключение. Чем раньше в ребёнке открывается талант, тем легче с ним в дальнейшем работать. В Муром приехали 28 человек.
- Значит самому маленькому певцу заграничной песни шесть - семь лет?
- Самому маленькому певцу заграничной колыбельной 11 лет, а шестилетних ребят, которые танцуют и поют вместе с остальными участниками, приехало в Муром четыре человека (Вова, Милена, Полина, Кира). Они очень сообразительные и талантливые дети. В своем возрасте, они спокойно запоминают, когда и куда им выходить, в какой одежде, с какими эмоциями. Они огромные молодцы! Также ребята уже участвуют в конкурсах и завоевывают первые места!
- А как ребятам удаётся стать такими полиглотами?
- Сначала они слушают записи песен самостоятельно, учат тексты, преподаватели помогают с переводом, чтобы заучивание текста шло осмысленно. А потом с руководителями работают над правильным произношением, дыханием, звукоизвлечением.
- Прихожу к выводу, что Вы делаете из ребят полиглотов. Но ведь в зале сидят не только дети, которых водят на изучение иностранных языков чуть ли не с колыбели, но и старики, типа меня, которым непонятен текст песен. Нельзя ли при исполнении каждой колыбельной ввести пару – тройку строк о смысле песни? Толи это сделает старец, рассказывающий историю, который был сегодня у Вас почему-то одноглазым, толи в фонограмму будет включена краткая запись диктора центрального радио. Народ каждой страны в колыбельку младенцу посылает пожелание, присущее только этому народу.
- Да! Наш старичок выглядел сегодня своеобразно. Но мы ввели в спектакль и танцы тех народов, песни которых звучат со сцены. Все воспроизводимые картинки и сюжет внутри номера поставлен, согласно традиции того или иного народа. А над вводом перевода надо подумать.
- А сколько педагогов в коллективе?
- Четыре педагога. Вокал, хореография, актёрское мастерство, сценическая речь. В общей сложности ребята за девять лет обучения изучают 24 предмета.
- Так Вы базируетесь при средней школе?
- Нет. Мы находимся на базе МУК «КДЦ Южный». Можно назвать нас и театральной школой. Раньше были кружки при школах и домах культуры на государственном обеспечении, а сейчас всё перекладывается на бюджет родителей. Я и сценарист, и режиссёр. Прежде чем браться за создание этого коллектива, работал в театре «Ветка.ru» под руководством лучших педагогов Москвы: хормейстеры из ГМК им. Гнесиных, балетмейстеры из Большого театра, хореографы из Академии Гнесиных. Режиссером постановок являлся Владимир Панков, сейчас популярный режиссёр студии «Sound Drama» и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры в Москве, который, «заразив» меня данным жанром творчества сподвиг на создание такого театра. А мой наставник, учитель и ныне друг Юрий Колесник, заведующий отделом по подготовке руководителей народного хорового пения ГМК им. Гнесиных, и по сей день оказывает поддержку во всех направлениях нашей школы.
- А какие перспективы у ребят, прошедших Вашу школу?
- Мы ведём подготовку по двум программам: по программе ГИТИС и по программе Училища имени Гнесиных. И специализированно готовим ребят к поступлению в эти учебные заведения.
Студент первого курса Музыкального Училища, семнадцатилетний Даниил Ткаченко, игравший роль Ивана, за шесть лет занятий в театре «Яхонт» пришёл к выводу, что хоровое народное пение для него ближе и дороже, чем остальные предметы, поэтому после 10 класса перешёл учиться туда. А мечта? Поступить в Академию музыки имени Гнесиных.
- Даниил! Сколько языков Вам пришлось осваивать, чтобы сегодня петь на них?
- Ой, я даже и не считал. Канадский, испанский, вьетнамский… В общей сложности семнадцать песен на разных языках.
- А как Вы умудряетесь всё это усваивать? Или по-другому поставлю вопрос: Вы, хотя бы, смысл понимаете, о чём поёте?
- Конечно! Сначала, очень много раз слушаю одну и ту же песню. Механически запоминаю текст. А если что-то непонятно, то с переводом и произношением педагоги помогают.
В спектакле было много героев, но не могу не отметить рассказчика-старца, который рассказывал всю историю зрителям. Его сыграл ученик Дмитрий Пигарев, а в роли жены Ивана выступала выпускница театра Полина Калугина.
Касимов «Мой остров»
Достойным закрытием шестого фестиваля стал и спектакль «Мой остров» по повести Бориса Лавренева «Сорок первый» народным ТЮЗ ДК города Касимов. В любви снайпера Марютки и поручика Отрока, возникшей на диком острове, победила преданность идеалам революции. Сорок человек «уложила» Марютка без промаха. Потом и сорок первого, любимого, «кладёт» на алтарь общего дела. 29 марта ребята играли спектакль на фестивале «Шоколад» во Владимире, где завоевали диплом первой степени, а 31 марта приехали на фестиваль и в наш город. Руководитель Конуркина Галина Петровна, выпускница Тамбовского филиала МГИК 1984 года, организовала этот ТЮЗ в 2002 году, а сегодня поделилась со мной радостями и проблемами коллектива.
- За прошедшие 17 лет первые мальчики и девочки успели повзрослеть, но часть из них продолжает выходить на сцену с детьми. А текучка, как и в любом детском коллективе, происходит ежегодно. Продолжение учёбы в других городах, служба в рядах защитников Отечества, семейная гавань – всё это составляющие жизни единого организма под названием самодеятельный театр юного зрителя. Ввод новичков в какие-то спектакли происходит безболезненно, а какие-то прекращают своё существование по причине выбывания одного из исполнителей. Вероятнее всего и «Мой остров» ждёт такая участь. Ребята, которые выходили сегодня на сцену Мурома, пришли ко мне пять лет назад. Но Леонид Кошелев – Говоруха-Отрок, который Вам так понравился, заканчивает одиннадцатый класс, а замена для него ещё не подросла. Лида Кочетова – Марютка, с Владиславом Леонтьевым – Евсюков, в десятом классе учатся. А Денис Гусев – Солдат, в одиннадцатом.
- Будет великим грехом, если Леонид не выберет профессию актёра. Он только вышел на площадку, произнёс первую реплику, а у меня сразу клеймо появилось: - Этого мальчика Бог в душу поцеловал.
- Так он один и мечтает поступать в театральный. Остальные: юридический, исторический, журналистика.
- Но у Лиды в запасе ещё целый год. Чем она будет радовать зрителей?
- Лида без работы не сидит. «Dawn Way» Олега Богаева - невеста, медсестра; «Чучело» Владимира Железникова - Кнопка; «Последние свидетели» Светланы Алексиевич - девочка; «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха - Флэтчер. Владислав играет в «Dawn Way» - начальника похоронной службы; «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» - Старейшину. К слову: на всероссийской «Карусели» в ноябре 2018 года показали «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Сейчас в работе ещё три новых спектакля, но о них говорить пока рано.
- А чем Вы можете похвалиться в области копилки наград?
- В 2005 году со спектаклем Рустама Ибрагимбекова «Прикосновение» получили бронзовую медаль на Олимпийских играх.
- А на Олимпийских играх ещё и артистам медали вручают?
- Конечно же, нет. Так я назвала Всероссийские молодежные Дельфийские игры. Они проходят раз в 2 года – российские и раз в 2 года - международные. Медали вручают в буквальном смысле за первые 3 места. Все 4 участника спектакля-победителя были награждены медалями.
Фестиваль завершился, но не завершилась творческая жизнь ребят, которые мечтают посвятить свою жизнь театру. Студенты Рязанского филиала уже выбрали курс Владимира Васильевича Грищенко. Андрей Санников из Коврова решил пойти по стопам мамы и поступил в ВОККИ. Артист музыкального театра «Яхонт» Даниил Ткаченко из Подольска видит себя только студентом академии музыки имени Гнесиных, а Леонид Кошелев из Касимова драматическим артистом в каком-то из столичных учебных заведений. Немало желающих стать артистами и в муромском театре «Прикосновение». Саша Масленников мечтает после окончания училища № 37 поступить в театральный ВУЗ или училище. Линьков Андрей из 8-го класса школы № 4 ходит в коллектив пять лет. Мама предлагает подумать о профессии юриста, а Андрея тянет в театр. И он уверен, что если бы не было театра, то и жизнь могла бы сложиться, как у героев «Сказки о потерянном времени». Ворохобов Алексей отдал «Прикосновению» десять лет, сейчас студент ВОККИ, а в планах – продолжать образование в театральном ВУЗЕ Москвы или Санкт-Петербурга. Мой педагог, заслуженная артистка РСФСР Нина Степановна Федоренко, любила повторять прекрасный лозунг: «Дорогу осилит идущий!». А мне хочется в завершении обращения к современной творческой молодёжи добавить лозунг Михаила Филипповича Шатрова: «Не изменяйте идеалам своей юности!» Сколько бы ролей вы не играли, каким бы видом творчества не занимались, помните, что главное предназначение творца: наполнять мир позитивом, будить в людях желание делать жизнь прекрасней. А для этого нужна самая малость, которая требуется от художника – сохранять в себе талант быть Человеком!
День работника культуры
Завершился фестиваль «Горячая пора», но не завершилась «Театральная весна 2019 в Муроме». День работника культуры России 25 марта, указ о котором президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал 27 августа 2007 года, стал общим профессиональным праздником, для тех, кто раньше отмечал свои дни, независимо друг от друга: день печати, день музейных работников, день писателя, и другие подобные даты. И логическим продолжением «Театральной весны» стал общий сбор артистов всех видов и жанров 4 апреля на сцене ДК 1100-летия. Первыми зрители встретили птиц со светящимися крыльями. И богини выводили на сцену: цирковых, певцов, драматических актёров, танцоров. Не обошло стороной и вручение администрацией города с управлением культуры знаков внимания за труд. А через пару часов птицы снова вылетели на сцену, чтобы распрощаться с культработниками до будущего года.
Фото: автора, фотографа театра «Яхонт» Веры Смирновой, и из архивов: руководителя театра «Прикосновение» Никитина А.А., экспериментального театра РФ МГИК.
Иван Васильевич Костин