Ёлки, снег и спектакли в Муроме на встрече 2021 года
Даже удивительно, что високосный 2020 год под финал решил нас порадовать снежком! Пусть и не настоящими декабрьскими сугробами, но настоящим белым снегом! А ещё началом возвращения театра в ДК 1100-летия Мурома. Театр-студия под руководством В. В. Грищенко, которой от роду всего 3 месяца, с 26 декабря 2020 года по 7 января 2021 года играет новогоднюю сказку «Двенадцать месяцев». А 25 декабря образцовый театральный коллектив «Прикосновение» под руководством А.А.Никитина открыл 35-й сезон спектаклем «Принц и нищий».
Но, прежде чем одеть маску перед входом в ДК 1100-летия и гостиницу Святогор, предлагаю посетить сквер А.В.Ермакова, в котором выстроились на конкурс более сорока ёлок, символов организаций округа. Номинации: «Самая красивая и стильная», «Самая необычная» и «Самая профессиональная». По мнению горожан и жюри, как сообщило муромское ТВ, «самыми красивыми и стильными» оказались елочки Управления культуры и МИВлГУ. «Самыми необычными» Управления образования, бизнес-инкубатора и МУП "Эфир". «Самыми профессиональными» Газпрома и Муромского медицинского колледжа. Поздравляю всех победителей! И отдельное поздравление автору символа Управления культуры Марине Борисовне Добролюбовой!
А теперь одеваем маску и открываем дверь ДК 1100-летия. Может и громко сегодня звучит моё заявление о возвращении театра в стены ДК 1100-летия Мурома, но в канун нового, 2021 года, после тяжёлых испытаний уходящего 2020 года, так хочется верить в чудеса, а театр способен подарить чудо! И первая ласточка уже залетела на сцену дворца! И первые звёздочки, в моём понимании процесса рождения артиста, уже засверкали. Пока в спектакле по сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» (режиссёр Прищепова Ольга Павловна) не просматривается единого ансамбля, единой школы подготовки артистов, но первый спектакль уже есть! А со временем и ансамбль единомышленников будет, если педагоги будут продолжать работать в таком темпе. Весь октябрь проводили набор в группы школы-студии, занимались организацией учебного процесса, а на 26 декабря и первый публичный экзамен своим ученикам устроили. Зрители приходят в театр не на здание любоваться, а на актёров, которые способны держать зал в напряжении до закрытия занавеса и заставляют задумываться над нашими поступками и проступками. Музыкальное оформление и переходы между картинами мне понравились. И ещё в театре-студии ДК 1100-летия я увидел ростки нового поколения актёрской гвардии Мурома.
Двенадцать месяцев
Познакомиться с артистами не было возможности, но исполнители Января и Февраля мне показались профессиональными актёрами. Мать с Дочерью показались воспитанницами совершенно другой театральной школы. Танцоры народного коллектива «Россияночка» резко отличаются от танцоров братьев-месяцев, а исполнителя Профессора я бы отнёс к организаторам развлекательных программ шоу-бизнеса. Пройдёт не один месяц, а может и год, пока ребята научаться понимать друг друга с полуслова и читать мысли на расстоянии, а пока каждый играет понятную только ему сольную партию. И в этой массе игроков, кроме двух Дедов Морозов, я увидел ещё трёх исполнителей: Апреля, Солдата и Королевы, которые не изображают игру, а живут в предлагаемых обстоятельствах. И хочется надеяться, что эти ребята вернут на сцену ДК 1100-летия театр переживания, с которым зрители расстались, посмотрев последнюю работу Н.Н.Горячева по пьесе Марии Ладо «Очень простая история».
А 26 декабря состоялась моя встреча в Святогоре с уже знакомыми именами: Ильи Кузнецова, Сергея Финогенова, Андрея Линькова, Полины Кожемякиной, Софьи Сальковой… Роман Марка Твена «Принц и нищий» о несовершенстве государственной системы в Великобритании XVI века переиздавался и экранизировался во многих странах мира. Россия не была исключение. Но не только зарубежная, но и многие произведения русской классики исчезли из школьной программы. И инсценировка Анатолия Алексеевича Никитина, приправленная стихами и музыкой классиков, стала не просто уроком литературы, но и шкатулкой нравственных примеров отношения властей к народу, богатых к бедным. И этот спектакль показался мне созвучным со сказкой Януша Корчака про короля Матиуша Первого, который, рано потеряв родителей, вынужден был занять трон короля. И как не вспомнить А.С.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!». И как не похвалить всех участников спектакля, мастеров диалога, танцоров, певцов, за серьёзный разговор со зрителем на очень взрослые темы?!
Принц и нищий
Когда на сцену выходят полсотни человек, то и запоминать всех можно только при ежедневном общении. А так как коллектив детский, и смена имён в нём происходит ежегодно, то от встреч раз в году в памяти остаются только самые яркие исполнители ролей. Одна из них Жидоморова Алиса - исполнительница роли Багиры в спектакле «Маугли». Она в 2020 году стала студенткой актёрского отделения Санкт- Петербургского университета театрального искусства на курсе профессора, доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств РБ Сергея Дмитриевича Черкасского. И с начала дистанционного обучения группа живёт и учится в Доме союза театральных деятелей в Комарово. Влас Жестков (шк. 4, 6 класс), игравший Принца Эдуарда VI, стал для меня в этом сезоне открытием. Органическое существование с физической динамикой были до такой степени убедительны, что мне показалось, как будто он за кулисами родился. И если бы не встреча с мамой Власа Аллой Александровной, то так бы и осталась в тайне система подготовки Принца-Короля Эдуарда VI. Дома маму ждут ещё два короля – старший сын и муж, который тоже был артистом Никитина в четвёртой школе. Так и открывается ларчик с вопросом: как Анатолию Алексеевичу удаётся за сравнительно короткий срок подготовить ребёнка к выходу на сцену? Родители помогают не только шить, строгать, дома роли ребёнку зубрить, но и на сцену со своими детьми выходят. Не все ребята пойдут в артисты после выпуска из школы, но заряд самообслуживания, не «сидеть сложа руки», а заниматься чем-то полезным, они получают и здесь, в коллективе образцового театрального коллектива «Прикосновение».
Быватов Семён (шк. 4, 11 класс), игравший священнослужителей, ещё в прошлом году знал, что актёром не будет, но в прошлом году по выбору профессии стоял на перепутье. Сейчас уверен, что его путь информатика и программирование.
Полина Кожемякина (шк. 6, 10 класс) ходит в театральный 3 года. Но решила по следам мамы и бабушки стать школьным учителем. Правда, не в сфере филологии, а в сфере естественных наук. А актёр и учитель, так считает Полина, профессии родственные.
Екатерина Шальнова (шк. 20, 11 класс) видит своё будущее только в театре.
Певец Севастьян Шемардин (шк. 4, 5 класс) ходит в «Прикосновение» пятый год. Пока не знает, какая профессия поведёт его по жизни, но уже успел заразиться бациллой театра. И самым ценным условием занятий в театральной студии считает настоящую, закалённую общим делом дружбу. Где без взаимодоверия с взаимопомощью жить невозможно.
Софья Салькова (школа 16) ещё в прошлом году выражала сомнения по вопросу выбора учебного заведения, а сейчас уверена, что после 9 класса поедет в Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий Царицыно. И театром, как и мама, продолжит заниматься в свободное от основной деятельности время.
Илья Кузнецов (Якиманско-Слободская школа. 6 класс) на вопрос о профессии отвечает уже более уверенно. С театром порывать желания нет, но и посвящать себя ему без остатка нет желания. И вот ответ на вопрос: что дала работа над ролью Тома?
- Я по-другому стал смотреть на жизнь бомжей, бродяг, нищих. Раньше к ним безразлично относился, а сейчас смотрю с позиции своего героя Тома Кенти. Не просто стал обращать на них внимание, а стал понимать их. Андрей «лупит» меня (Андрей Линьков играет отца-пьяницу Тома) как мы на репетициях отработали, и физической боли я не испытываю. Но в реальной жизни не только отцы, но и матери от безысходности или беспробудного пьянства забивают своих детей до смерти.
И это говорит 12-летний подросток. Илья с Власом, судя по их поведению на сцене, уже осознали, что в театре надо не просто выкладываться, а понимать о чём будешь говорить со зрителем. А этого нельзя понять, если не понимаешь, что происходит в душе и сознании героя. Малышам школы-студии, которых впервые вывели на сцену в массовке, ещё предстоит узнать, насколько тяжёл труд артиста и физически, и психически, и почём стоит гром аплодисментов. И как после спектакля «Принц и нищий» не вспомнить слова Н.В.Гоголя о театре:
«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображение, что в нём может поместиться толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чём не сходная между собой, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
А мне остаётся поздравить с открытием 1-го сезона театральную студию ДК 1100-летия, с открытием 35-го сезона театральный коллектив «Прикосновение» и с Новым годом всех жителей, которые уважают труд врачей, учителей, водителей, артистов. Берегут своё здоровье и здоровье окружающих людей!
Фото автора
Иван Васильевич Костин