• 0 4 Vokzal Murom 2Казанка. Глава 4. Открытие железной дороги на Ковров

    В мае 1878 года состоялось торжество по поводу закладки и освящения первого железнодорожного вокзала на железнодорожной линии Муром –Ковров и к концу года двухэтажный красавец в Муроме был готов принимать пассажиров. Для обслуживания и ремонта подвижного состава 2 декабря 1879 года в Муроме были открыты паровозные мастерские (депо). Такие же мастерские были открыты в Селиванове и в Коврове, но открытие дороги, запланированное на 1879 год, отложили до начала 1880 года. 23 ноября 1879 года Правление Общества Муромской железной дороги сообщило Министерству путей сообщения о завершении строительных работ и просило назначить комиссию для осмотра дороги.

    Прокомментируй первым! Прочитано 5819 раз Подробнее ...
  • 4 m4lgk3oa97Казанка. Глава 2. Городской выгон и улица Куликова

    «В 1880 году через городской выгон прошла железная дорога, связывающая город через Ковров с Москвой и Нижним Новгородом. Были построены: вокзал…, паровозное депо… Примыкающая к станции территория даже по тем временам имела высокий уровень благоустройства. Непосредственно к железнодорожной платформе примыкал парк с беседкой в центре, с розарием и фонтаном. За железной дорогой был сделан пруд, частично сохранившийся до наших дней. В парке в праздничные дни играла музыка, на пруду устраивались катания на лодках».
    Н.Беспалов, заслуженный архитектор РСФСР. «На месте городского выгона». «Муромский рабочий» 6.05.1987.

    Прокомментируй первым! Прочитано 5892 раз Подробнее ...
  • Aleksandrov v MIXM 1Групповая выставка художников из Александрова

    Департамент культуры Владимирской области, ГБУК ВО «Муромский историко-художественный музей», ВТОО «Союз художников России» приглашают в Выставочный центр (Муром, Московская, 13) с 26 февраля по 29 марта 2021 года на групповую выставку художников из Александрова: Анатолия Демьянова (графика), Юрия Иватько (скульптура), Виктора Рассадкина (скульптура). На ней посетители смогут увидеть около ста произведений из их личных коллекций. Для муромских жителей новая выставка будет премьерной. Творчество художников из города Александрова представлено у нас впервые.

    Прокомментируй первым! Прочитано 5530 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Вторник, 19 Март 2013 07:37

Гончарная мастерская в Коровино: тепло человеческих рук

Оцените материал
(19 голосов)

Korovino6Гончарная мастерская в Коровино: тепло человеческих рук

Были ли вы когда-нибудь в гончарной мастерской? Видели, как из куска обычной на первый взгляд глины рождается настоящее чудо? Глина - особый материал, живой, работа с ней вдохновляет даже самых серьезно настроенных взрослых. А с каким удовольствием дети лепят из глины фигурки или работают на гончарном круге! О процессе производства и семейных традициях читателям портала Муром-Мама.ру рассказывает Михаил Малахов, гончар в пятом поколении.

- С чего начинается процесс производства, вы сами добываете глину?
- Глину мы добываем в местных лесах, в районе двух-трех километра отсюда, есть небольшие залежи. С момента добычи до того момента, как глину можно использовать должно пройти опеределенное время, желательно, чтобы она замерзла и оттаяла хотя бы один раз. Чем больше, тем лучше, конечно, мы обычно один цикл выдерживаем. Даже если просто зимой приносим в тепло замерзшую глину - она оттаивает и можно после этого с глиной работать.

Korovino1

Korovino2

Верхний слой глины используется для производства технической посуды, например, для производства тиглей химических. Подобная продукция пользуется постоянным спросом, их делал еще мой дед и завод до сих пор работает. Конечно, и такую "техническую" глину можно довести до ума и использовать для хорошей посуды, но для этого ее надо распустить в шликер и пропустить через сито, чтобы отсеялись все камни.

Korovino31

Korovino27

Дальше глина вылеживается, она становится мягкой, камни мы стараемся убирать во время добычи, часть в техническую идет, как я уже сказал, а то, что использовать нельзя -  в отвал. Для работы мы используем лопату и копаем обычно зимой, так как грунтовые воды подходят близко. Копается колодец от 3 до 5 метров - если нашли глину, то повезло. Если нет - копаем следующий, практически как золотоискатели. На этом месте раньше находилось древнее море, мы часто находим останки разнообразных молюсков, окаменелости, ракушки всякие...

Итак, глину занесли, она оттаяла, потом мы ее мнем, перетаптываем ногами - определенное количество глины разминается в такой своеобразный коврик, скручивается в рулон, опять разминается и так много раз. Сначала как слоеное тесто, а потом уже становится однородной массой, без комочков, без пузырьков - с такой глиной уже можно работать.

Korovino19

Korovino20

После того, как глину помяли, несем ее на круг и делаем посуду, круги мы используем ножные - также, как делали деды и прадеды. Электричество нам пока не нужно, ноги крутят.

- Это семейное дело?
- Да, уже не первое поколение в нашей семье занимается гончарным ремеслом. Родители помогают и еще работают, хоть и тяжеловато уже для них. Здесь работали дед, прадед, прапрадед - все они были гончарами.

Korovino9

Korovino14Korovino21

- И сколько же штук Вы делаете в день?
- Все зависит от величины изделия: чем больше, тем медленнее. Например, горшочек 0,2 мл - было дело и 500 с чем-то штук в день делал. Это сложно, конечно, но бывает.

Из подготовленной глины мы сделали горшки на кругах, потом они сушатся на стеллажах, хорошо видно, что сверху они постепенно белеют - там высохло уже, а снизу темнее - еще сырой. Как только они немного подсыхают, мы их обрабатываем - ямки, трещинки, шероховатости - в процессе сушки все это замазывается, сглаживается, потом уже окончаельно досушивается для последующего обжига. Сразу в печь ставить нельзя, потому от быстрой сушки изделия лопнут. Конечная обработка уже высохших изделий для выравнивания острых краев - наждачкой, а потом - обжиговая печь.

Korovino4

Korovino5

Korovino8

Korovino16Korovino28

Korovino25

Korovino18

- А чьи это поделки?
- Это ребятишки балуются-лепят. Мои тоже прибегают, мастерят что-то.

Вот печь обжиговая, на этой стене зарубки делаются по количеству топок в обжиге - некоторые уже заросли и по новой пишем. Конструкция обжиговой печи довольно древняя, снизу под всей печкой идет топка, с края загрузочная камера, сюда садится человек: ему подают горшки, он их аккуратно раскладывает, особенно второй ряд требует внимания. Обжиг у нас двойной и второй обжиг надо аккуратно разложить так, чтобы они боками друг друга не касались (только верхом и низом), иначе будет брак. Вот он сидит и часа три-четыре укладывает, потом после закладки горшков все замуровывается: закладывается кирпичом и замазывается раствором на время обжига. Сам обжиг длится от восьми до десяти часов, как получится. Все зависит от того, какие дрова, какая посуда в горне (для обжига глазури, например, нужна 1000 с небольшим градусов, 1100 где-то).

Korovino3

Korovino10Korovino7

Рядом с первой печью - большая яма. Это второй горн, который мы сделали частично в земле. Так он дольше держится: от перепадов температур горн сужается-расширяется, температура-то немаленькая, и постепенно разрушается. Вот, например, первый горн обтянут железом. И то периодически приходится перекладывать, ремонтировать - топка сделана сводами и они падают. А вот второй в земле подольше продержится, так как земля закрывает его со всех сторон и перепады температур менее разрушительны. Технология не новая, так делали еще наши деды. Здесь за деревней есть холмы - от начала и до конца населенного пункта, это как раз и были полевые печи для обжига. То есть те же печи, только их засыпали землей и обкладывали пластами. Раскопок, правда, не было.

Korovino30

Korovino15Korovino33

Брак, конечно, бывает, но и его мы после используем - как капсулы или как подставки (там, где хорошее изделие не подставишь), остальное пока выкидывать некуда, складируем здесь, а так - закапываем неподалеку. Какой-то процент брака всегда присутствует, особенно с большими изделиями, которые в обжиге частенько трескаются от перепада температур - подток холодного воздуха все равно есть. Да и треснуть может как во время сушки, так и во время обжига самого - первого или второго. Поэтому такие вещи делаем реже.

Розоватый оттенок изделия - это покрытые глазурью (ее мы покупаем под Москвой на заводе). В процессе обжига глазурь плавится (температура порядка 1000 градусов) и придает определенный цвет посуде - темнее или светлее в зависимости от пигмента. Может быть и бесцветный, тогда изделие будет белым под цвет глины.

Korovino32

Korovino11

Здесь уже складируется готовая посуда, которая идет на продажу - на крытый рынок в Муроме (в "Витязе"), в кафе и рестораны, на производства, да много куда. Также мы участвуем в выставках в основном летом, конечно, в сезон по субботам-воскресеньям проводим мастер-классы в суздальском Музее деревянного зодчества (брат как раз сейчас там), на дни города выезжаем  с продукцией и с мастер-классами в Муром, в Меленки, во Владимир, в Суздаль, в Судогду на гуляния на Барских лугах, в Гороховец на День самовара, на День города, на Богатырские забавы.

- А что самое сложное в работе?
- Даже не знаю. Вот недавно начал самовар делать. Пожалуй, не так просто, да и много времени уходит: он состоит из нескольких частей, их надо вовремя склеить. Но это для себя, для души. Остальное нетрудно.

- А дети по Вашим стопам пошли?
- Вы знаете, заставлять нельзя - точно ничего хорошего не будет, тут аккуратнее надо. Детей у меня двое (одна в третьем, второй в первом классе), у брата тоже двое, помладше. Они иногда приходят, лепят-возятся. Из-под палки тут ничего не получится. У моего деда, например, ни один сын по его стопам не пошел, дело перешло к моему отцу, его зятю.

- А Вы сами когда решили для себя, поняли, что будете именно этим заниматься?
- Я занимаюсь глиной с 14 лет, до этого тоже только иногда приходил, что-то делал. А как школу закончил, девять классов, так и пришел сюда работать. Работы много и разной, ведь мы не только горшки делаем - и печь кладем, и глину добываем...

Korovino12

Korovino9Korovino34

- Вы, конечно, уже состоявшийся мастер своего дела. А новичку сколько времени надо, чтобы научиться? Приходят ученики?
- Все зависит от усидчивости, от желания. Ученики бывают заходят, пробуют в основном. Но это ведь не простое дело, трудно... Но показывать мы с удовольствием показываем - добро пожаловать в гости!

Беседовала Елена Мальцева ©

_________________________________
Гончарное производство в Коровино, Меленковский район
- ручная работа
- изготовление на заказ
- мастер-классы

Видео - Работа гончара (Михаил Малахов) - в соответствующей теме на форуме

Мастера: Алексей и Михаил Малаховы
тел.: (49247) 2-10-02
8-920-625-72-31, 8-920-625-72-19

Прочитано 13102 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi