ФОТО: Алексаедр Николаевич Ильин возглавил Дом пионеров 24.03.1949 г. Елена Александровна Мартынова возглавляла с 1977 по 1987 год. Справа от неё Русакова Евгения Витальевна, слева - Мухачёв Александр Михайлович и Фёдорова Татьяна Андреевнв. На нижних фотографиях вожатые школ.
Кто из нас в переходном возрасте за любую провинность не получал клейма: «хулиган», «шпана», «бандит»?! Не беру во внимание отморозков, которые и сейчас игнорируют все законы человеческого общежития, но займи мозги и руки так называемого «хулигана», интересным делом, то и мастер на все руки на свет родится. Такие мастера рождались и в стенах Муромского дома пионеров. С 1936 года Муромский Дом пионеров был не только штабом отряда пионервожатых – энтузиастов детского движения в своих школах, но и деловым центром для ребятни. В кружки: краеведческие, военно-патриотические, туристические, технические, художественные… мог заглянуть любой ребёнок школьного возраста сам, или же за компанию с друзьями. Общеобразовательная школа расширяла горизонты в мире знаний, а кружки и секции для многих ребят становились трамплином при выборе профессий. И «хулиганы», когда пришла беда, и из окопов первыми шли в атаку, и поднимали из руин народное хозяйство, и детей рожали.
До войны, под крылом ГОРОНО, с юными художниками Мурома занимались академик живописи Куликов Иван Семёнович, Серов Василий Васильевич. С 1948 и до ухода в 1962 году на пенсию изостудией занимался Морозов Андрей Васильевич. А с 1974 года Мухачёв Александр Михайлович (1948-1994), с которым я был дружен, учил детей лепить из глины и рисовать. По инициативе начальника отдела образования Наумова Николая Васильевича, и с согласия первого секретаря ГК ВКП(б) Москвина Василия Афанасьевича, 10 ноября 1943 года директором музыкальной школы была назначена Епанчина Анна Алексеевна, которая не только поиском педагогов и обустройством классов занималась, но и сама учила игре на фортепиано в музыкальной школе, с певцами в школах города занималась, в театре аккомпанировала, тапёром в кинотеатре «Прогресс» на немых фильмах была. А для моих юных артистов семья Епанчиных была и музыкальными консультантами, и консультантами по этикету при работе «Контакта» над произведениями русских классиков.
Богатов Иван Петрович руководил юными археологами, Морозова Елизавета Андреевна учила девочек шить и вышивать, Дурындин Иван Павлович учил слесарному делу, Сакалин Иван Алексеевич – столярному. И дети, в свободное от школы время «крутились» в Доме пионеров с утра до вечера. На станции юных техников занимались авиамоделизмом, судомоделизмом, модели которых управлялись пультами, созданными радиолюбителями. Одни пилили и строгали, другие запускали свои модели в небо или на водную гладь. Туристы готовили инвентарь для походов. Артисты, как и их руководители, времени на репетициях не считали. Певцы пели, танцоры танцевали, театралы осваивали элементы актёрского мастерства. В 1960-е годы в Домах пионеров даже сельскохозяйственные кружки открывались. А в конце 1970-х – середине 1980-х картингисты гоняли на своих мини-автомобилях чуть ли не во всех уголках города.
Из книги Н.А.Успенского «Муромский дом пионеров». Книжное издательство Владимир, 1958.
«В Доме пионеров дети не только занимались, но и хорошо отдыхали. Здесь часто проводились вечера отдыха…, выступления художественной самодеятельности, конкурсы на лучшего певца, танцора, затейника. Из среды бывших воспитанников вышло немало замечательных художников, педагогов, архитекторов, врачей и других специалистов».
ФОТО: Кружок вышивки ведёт Елизавета Андреевна Морозова.
ФОТО: И.С.Куликов на занятиях с художниками.
ФОТО: И.П.Богатов с юными археологами, А.А.Епанчина - с музыкантами.
В сельских школах, конечно, было меньше возможностей для всестороннего знакомства с профессиями, но в сельскохозяйственных и столярно-плотницких делах мы разбирались гораздо лучше, чем приезжавшие на каникулы к бабушкам городские внуки. Спортивными достижениями тоже могли похвалиться, если учитель физкультуры в школе был с огоньком в душе, но в футбол, лапту, чижик и другие подвижные игры мы играли с малых лет. Сдача норм ГТО тоже были обязательны для всех старшеклассников. А что касается добровольных обществ: ДОССАФ, ОСВОД, охраны природы, Красного Креста и Красного Полумесяца и т.д., то мы эти значки с книжками получали, чуть ли не с первого класса. Урожай помогали собирать не только ученики сельских школ, но и городские студенты с рабочими. Скворечники делали и деревенские и городские школьники. А вот на сборке семян люпина и посадке кукурузы квадратно-гнездовым способом вручную, городских жителей не помню. Всем классом собирали макулатуру с металлоломом, сосновые шишки для будущих лесопосадок.
И так продолжалось до перестройки, объявленной 8 апреля 1986 года М.С.Горбачёвым. А после Государственного переворота в 1991 году начался процесс выживания. Президентом РФ Б.Н.Ельциным 11 июля 1991 года был подписан Указ № 1 «Об очередных мерах по развитию образования в РСФСР». И началось уничтожение всего советского с радикальной сменой стандартов в образовании на деньги из фонда Джоржа Сороса. В 1992 году введено лицензирование образовательной деятельности. А 28 октября 2013 года Правительство РФ Постановлением N 966 утвердило положение о лицензировании образовательной деятельности, благодаря которому бизнес в сфере образования назван доходным для желающих пройти процедуру лицензирования. С 1993 года началась разработка государственных образовательных стандартов общего образования, с выделением грантов преподавателям, «которые добились реальных успехов в обновлении образования». В 1994 году первые стандарты по всем учебным предметам были утверждены как временные. Многообразные учебные заведения: государственные и частные школы, лицеи, колледжи и др., получили возможность работать по собственным учебным планам и программам. В феврале 1995 года Комитет Госдумы по образованию и науке на парламентских слушаниях «…позитивно оценил вклад Дж. Сороса в реформирование гуманитарного образования в России». И это были годы настоящего символа не только упадка экономики и разлада социальной жизни, но и самой настоящей деградации армии, медицины, образования.
Характеристику современному образованию дал педагог-новатор, академика АПН СССР Шалва Александрович Амонашвили:
«Мы задаем детям за время учебы несколько десятков тысяч вопросов. Учитель рассказал, задал домашнее задание, а потом спрашивает, как кто выполнил… Говорим о личности, но не продвигаемся по пути гуманных отношений с личностью. Дружба, взаимопомощь, сострадание, сочувствие — это действительно то, чего не хватает. Семья не знает, как это сделать, а школа отходит от воспитания. Обучение — более легкое дело. Финансируется урок, планируется успеваемость… Ввели ЕГЭ — инородное тело в нашем образовательном мире, потому что это недоверие к школе и учителю. Ребенку ЕГЭ мешает вырабатывать мировоззрение: именно в те годы, когда надо размышлять о мире и о своем месте в нем, дети заняты подготовкой к ЕГЭ… Сегодня учителя часто не понимают: что происходит? Министерство — то дозволяет разнообразие, то унифицирует. То упраздняет одни программы, то вводит. Классика предлагает человечность, благородство, великодушие, а не набор знаний. А пока мы просто обманываем детей, что их готовим к жизни. Мы их готовим к ЕГЭ. И это очень далеко от жизни».
Кадровые педагоги, получавшие зарплату ликёро-водочными изделиями, из школ уходили в строители, на рынки, или пытались находить возможность закрепиться в столице продавцами и охранниками. В институтах стали внедрять платное обучение. Руководитель нашего курса, профессор МГИК, чтобы сводить концы с концами, была вынуждена трудоустроиться на полставки учителя в ближайшую к дому среднюю школу. Выпускники ВУЗОВ, если у родителей были деньги, получали дипломы, но единицы оставались в профессии. А с внедрением либерализации с демократизацией и подрыв авторитета с унижением учителя стали нормой в сознании учеников с родителями. Учительница физики , которой 15 января 2020 года восьмиклассник рассёк голову за то, что она попросила его слушать не музыку, а тему урока, толи уже уволена, толи будет уволена - за непрофессионализм. По мнению Минпроса столицы учитель непрофессионально среагировала на неподобающее поведение подростка. Оказывается, что профессиональные педагоги должны писать докладные директору, а не с нарушителями на уроках разбираться.
Министр образования А.А.Фурсенко, выступая на конференции молодёжного форума «Селигер-2007» сказал: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». И льются ручейки и реки про «непрофессионализм» учителей. И расползаются по интернету, как тараканы, сюжеты о неадекватном поведении «квалифицированных потребителей». «Новая провинция» с 2004 по 2007 год чуть ли не в каждом номере публиковала материалы о росте подростковой преступности в Муроме, в том числе и о подготовке для сдачи в металлом звезды с Вечного огня. В 2008 году подростки в Кольчугино сожгли на Вечном огне сверстника. Младшему убийце было 14 лет. В январе 2020 года УМВД Дагестана опубликовала видеозапись, на которой подростки жарят куриные ножки на Вечном огне. «Пранки» добавляют хулиганские розыгрыши, которые копируются школьниками. А так как детям нужны лайки, то по следам «детских забав» нередко начинаются прокурорские проверки с подключением следственных органов. Вот и во время коронавируса с дистанционным обучением «шутники» нашли занятие по уму и воспитанию. Появлением видеороликов во время учебного процесса, с издевательствами в адрес педагогов, заинтересовался Следственный комитет России. Вопросы, которые зазвучали с 1991 года, звучат и в 2020. Они будут звучать и дальше, пока государство нацелено «взращивать квалифицированных потребителей», а не мыслителей с творческим зудом в руках и добрыми помыслами в душе. А от безделья не только «руки чешутся», но и душа черствеет, и энергия рвётся наружу. Можно, конечно, в тиши министерского кабинета ФГОС сочинить и на время карантина с удалёнками в школе, но как удержать под замком подростка? Учитель физкультуры сочиняет за домашним компьютером очередное задание, а ребята в это время играют в футбол на школьных спортивных площадках.
ФОТО: Борцы Лариных и футболисты А.Г.Фёдорова.
ФОТО: Портные А.В.Бедновой и журналисты А.Ю.Петровой.
ФОТО: Мореплаватели и гончары В.С.Бедина.
ФОТО: Танцоры И.В.Милютиной и четы Крючковых.
ФОТО: 19.04.2020. Пока школа на карантине, а учитель физкультуры на завтра задания рассылает, можно и мяч погонять.
Центру внешкольной работы Мурома с 1991 года удалось выжить и до 2003 года оставаться плацдармом для художественных коллективов городских школ, но технические кружки были ликвидированы. И мне, занимавшемуся через занятия театром поиском форм спасения подростков от одиночества, в Управлении образования заявили, что «раньше у нас была задача всех собирать под одну крышу, чтобы не шатались по улице. А теперь у нас другие задачи». Руководство ЦВР с 2003 года решило взять курс на развитие декоративно прикладного искусства с кружками эстетического воспитания дошкольников, а беспокойным подросткам из театрального коллектива «Контакт» и гончарам В.С.Бедина тогда в ЦВР места не нашлось. А чего, вроде бы, проще: приручи, научи, поставь цель, дай в руки посильное дело, тогда ребёнок в лепёшку расшибётся, но выполнит твоё задание. Для меня, как для руководителя, именно такие ребята становились активными помощниками в обучении, так называемых - «трудных», подростков, которых сами же из своих школ или дворов и приводили на «перевоспитание». Потом объявили оптимизацию, которая в 2015 году привела к сокращению кружков. В 2019 году в ЦВР влился коллектив детского клуба Орлёнок, а в январе 2020 года танцевально-спортивный клуб «Аэлита» Виктора Павловича с Ларисой Анатольевной Крючковых переведён в штат школы № 15 и секция «Дзюдо» Ларина Евгения Ивановича в штат школы № 19. На 2019/2020 учебный год в ЦВР объявили набор школьников в бюджетные группы, а детей от 4 до 6 лет - в платные: театральную, вокальную, танцевальную, гимнастическую, секцию «Дзюдо» и изостудию.
В будущем году ЦВР (Дому пионеров) исполнится 85 лет. Коронавирус вынудил администрацию предпринять шаги по сокращению штата руководителей кружков. Кто-то найдёт работу в школе, а кому-то и на заслуженный отдых придётся уйти. Состоится ли юбилейный вечер в 2021 году, и сколько лет ещё отпущено ЦВР продолжать «качественную организацию внеурочной работы в соответствии с ФГОС», покажет время, а пока, судя по информации на сайте, ЦВР округа Муром продолжает работать по 8 приоритетным направлениям», в том числе по физкультурно-спортивному и военно-патриотическому. Но, глядя на реальные события, приходится наблюдать результаты продолжения процесса оптимизации. Туристические клубы школ №13 и №28, об успехах которых я писал в июле 2017 года, с 2018 года не вывели своих ребят на природу ни разу. И если без участия танцевального коллектива «Радость» Т.С.Парфёровой из школы № 4 не проходит ни одного городского праздника, то из творческих коллективов ЦВР только «Фабрика звёзд», да танцоры изредка радуют жителей города своим творчеством. А остальные коллективы, надо полагать, «варятся в собственном котле» образовательных услуг?
Продолжение следует.
Фото автора, В.С.Бедина, А.Г.Гогина, В.В.Токаревой и из архива, собранного к 80-летию ЦВР
Иван Васильевич Костин