1. Кто может получить материнский капитал?
Программа материнского капитала действует с 2007 года и дает право российским семьям - гражданам РФ, в которых родились или были усыновлены второй или последующие дети, обратиться за получением соответствующего государственного сертификата. В конце прошлого года президент России Владимир Путин подписал закон, продлевающий программу до 31 декабря 2018 года. Материнский капитал является единовременной выплатой.
Право получить сертификат имеют женщины, родившие или усыновившие второго ребенка и последующих детей с 1 января 2007 года, при условии, что они не воспользовались этим правом ранее.
Также за получением маткапитала могут обратиться мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу с 1 января 2007 года.
В 2016 году общая материнского капитала сумма равна 453 тысячам рублей. В следующем размер вырастет до 480 тысяч рублей, а в 2018 году достигнет почти 505 тысяч рублей. При этом закон РФ не предусматривает каких-либо ограничений в отношении количества ипотечных кредитов, оплату которых можно осуществлять за счет средств материнского капитала.
2. Куда необходимо обратиться за получением материнского капитала?
Заявление на получение МСК подается как самостоятельно членами семьи, так и через доверенное лицо. Для этого нужно обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в любое время после возникновения права на получения сертификата путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).
В список обязательных документов входят:
- паспорт гражданина РФ - человека, который получает маткапитал;
- заявление на получение материнского капитала;
- свидетельства о рождении всех детей или об усыновлении;
- документы, подтверждающие российское гражданство ребенка (детей), рожденного или усыновленного после 1 января 2007 года: свидетельство о рождении, в котором указано гражданство его родителей, либо стоит штамп паспортно-визовой службы о гражданстве ребенка, вкладыш в свидетельство о рождении ребенка, если его получили до 7 февраля 2007 года.
Если документы подаются через законного представителя (родителей, усыновителей или опекунов) или доверенное лицо, необходимо предоставить документы, удостоверяющие его личность (паспорт) и полномочия. Во втором случае речь идет о нотариально удостоверенной доверенности, свидетельстве о рождении ребенка, опекунском удостоверении, решении суда.
3. Как с помощью маткапитала можно приобрести недвижимость?
Средства материнского капитала можно "потратить" на улучшение жилищных условий, обучение ребенка, пенсионное обеспечение матери или реабилитацию ребенка-инвалида.
В первом случае выделенные средства могут быть направлены на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, приобретение жилого помещения или доли в нем.
Также МСК разрешается привлечь к участию в долевом строительстве или вступительного взноса в качестве участника жилищных кооперативов. При этом нужно знать, что ремонт жилого помещения не является улучшением жилищных условий применительно к распоряжению материнским капиталом.
Кроме того, сертификат можно использовать в качестве первоначального взноса по ипотеке. В данном случае речь идет о возможности уплаты первоначального взноса при получении кредита, в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья, а также погашение основного долга и уплату процентов по таким кредитам.
Существует возможность перенаправления средств материнского капитала с одной цели на другую путем обращения в Пенсионный фонд с просьбой аннулирования старого заявления. Важно, что заявление на аннулирование должен быть подан до перечисления Пенсионным фондом средств материнского капитала.
4. Как оплатить первоначальный взнос по ипотеке с помощью МСК?
Материнской капитал можно использовать в качестве первоначального взноса по ипотеке в любой момент после рождения ребенка. Соответствующий федеральный закон вступил в силу 23 мая 2015 года.
Для этого необходимо подать ряд документов в территориальное отделение ПФР по месту жительства:
- заявление;
- оригинал сертификата на материнский (семейный) капитал;
- пенсионное страховое свидетельство (СНИЛС),
- паспорт гражданина РФ (оригинал и копия);
- свидетельства о рождении всех детей (оригинал и копия);
- копию договора заемщика с кредитной организацией о предоставлении жилищного кредита или займа;
- копию зарегистрированного в УФРС договора об ипотеке, если кредитным договором предусматривается залог недвижимости;
- нотариально засвидетельствованное обязательство владельца сертификата оформить приобретаемое жилье в общую (долевую) собственность всех детей и второго супруга с определением размера соответствующих долей;
- свидетельство о праве собственности:
Справка о внесенной сумме паевого взноса за жилое помещение и об оставшейся неуплаченной сумме паевого взноса, необходимой для приобретения права собственности на жилое помещение (для членов кооператива)
или
Кредитный договор (договор займа) на приобретение или строительство жилья
или
Документ, содержащий сведения о внесенной сумме в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве и об оставшейся неуплаченной сумме по договору.
Для того чтобы банк мог учесть сумму маткапитала как часть первоначального взноса, необходимо предоставить:
1) Сертификат на МСК
2) Справку из Пенсионного фонда об остатке МСК сроком не более 60 дней на момент выдачи кредита. Это нужно потому, что гражданин может распоряжаться средствами маткапитала на несколько целей, ограничение устанавливается именно по общей сумме МСК.
5. Как погасить ипотеку с помощью материнского капитала?
Если семья рассматривает использование маткапитала с целью погашения ипотечного кредита и уплаты процентов по нему, для этого требуется обратиться с заявлением в отделение Пенсионного фонда и приложить следующие документы:
- пенсионное страховое свидетельство (СНИЛС), паспорт гражданина РФ (оригинал и копия);
- копию кредитного договора на приобретение или строительство жилья;
- свидетельства о рождении всех детей (оригинал и копия)
- копия договора об ипотеке (залоге недвижимости), прошедшего государственную регистрацию в Управлении федеральной регистрационной службы (УФРС);
- справку из банка о размере остатка задолженности или суммы подлежащих к выплате процентов;
- нотариальное обязательство оформить жилое помещение в общую собственность супругов и всех детей в течение 6 месяцев после снятия обременения на жилье;
- свидетельство о регистрации права собственности на приобретенное жилье (квартиры, дома, жилой недвижимости в долевой собственности и пр.);
- при наличии - копию зарегистрированного в установленном порядке в УФРС договора долевого участия;
- свидетельство о праве собственности (в случае, если дом еще не достроен и свидетельства о праве собственности нет, то подается документ, содержащий сведения о внесенной сумме в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве и об оставшейся неуплаченной сумме по договору, а также договор долевого участия).
- если супруга не наделена собственностью - свидетельство о заключении брака и копия паспорта супруга.
После этого ПФР произведет перечисление денежных средств в банк, а банк предоставит вам новый график платежей исходя из суммы задолженности, которая осталась после погашения части кредита средствами материнского капитала.
6. Куда нужно сначала обращаться при погашении ипотеки средствами маткапитала – в банк или ПФР?
В банке вам необходимо взять необходимые документы о вашем кредите и справку для Пенсионного фонда. После этого с остальным пакетом документов вы обращаетесь в отделение ПФР по месту жительства, фонд рассматривает ваши документы и распоряжение, после чего переводит денежные средства в банк.
После этого вы можете обратить в офис банка, чтобы получить новый график платежей после погашения части долга средствами маткапитала.
7. А можно использовать маткапитал для обычной покупки квартиры без ипотеки?
При покупке недвижимости с участием средств МСК, но без участия ипотечного кредита, в органы ПФР предоставляются документы основания покупки - ДДУ или ДКП, а также все правоустанавливающие документы по юридическому лицу - продавцу. На основании предоставленных документов ПФР принимает решение о возможности перечисления средств МСК на счет продавца по основному договору, в счет покупки недвижимости.
Средства МСК могут также использоваться для покупки любого жилого помещения, в том числе и на вторичном рынке. Они перечисляются в безналичном порядке на счет продавца (собственника).
8. Могут ли отказать в перечислении средств?
Важно понимать, что ПФР вправе отказать гражданину в перечислении средств МСК. Это может произойти в том случае, если ПФР выявит риски данной сделки, например, неблагонадежность продавца. Кроме того, поскольку перечисления средств МСК на счет продавца производятся ПФР в течение 2-4 месяцев, не все готовы столько ждать. Поэтому такие сделки проводятся только после согласования непосредственного продавца недвижимости.
9. Как правильно оформить ребенка как совладельца недвижимости?
Жилое помещение при использовании маткапитала должно быть оформлено в общую собственность родителей и детей с определением размера долей по соглашению. Но на практике именно в этом и кроется основная проблема. Зачастую у родителей, использующих МСК на улучшение жилищных условий, не всегда есть возможность выделить долю в недвижимости своим несовершеннолетним детям.
Например, если приобретается строящееся жилье (по ДДУ) и средства МСК направляются на участие в долевом строительстве, право собственности можно оформить только когда объект будет введен в эксплуатацию, и соответственно, пока этот момент не наступит, выделить долю детям невозможно. Поэтому владельцам сертификата МСК разрешили делить собственность не сразу, а после завершения строительства и получения собственности на свою недвижимость.
С этой целью органы ПФР обязуют распорядителя средств МСК предоставить в ПФР нотариально удостоверенное обязательство о наделении несовершеннолетних долями в последующем. В стандартных сделках купли-продажи по ДКП таких проблем нет, так как собственность оформляется сразу.
По материалам портала "РИА Недвижимость"